Дети растущие в неполных семьях

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 17:06, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение технологии работы с детьми в неполных семьях.
К задачам работы можно отнести:
- дать характеристику семье с одним родителем, охарактеризовать причины этого социального явления;
- выявить и описать возможные негативные факторы воспитания детей в неполных семьях;
- обозначить условия совершенствования процесса воспитания в неполных семьях;
- изучить порядок и правила организации социально-педагогической помощи неполной семье в воспитании детей.

Содержание

Введение
1 Проблема неполных семей
1.1 Семьи с одним родителем
1.2 Негативные факторы воспитания детей в неполных семьях
2 Совершенствование процесса воспитания в неполных семьях и организация социально-педагогической помощи неполной семье
2.1 Условия совершенствования процесса воспитания в неполных семьях
2.2 Организация социально-педагогической помощи неполной семье в воспитании детей
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Дети растущие в неполных семьях.doc

— 91.00 Кб (Скачать)


Дети растущие в неполных семьях

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1 Проблема неполных семей

1.1 Семьи с одним родителем

1.2 Негативные факторы воспитания детей в неполных семьях

2 Совершенствование процесса воспитания в неполных семьях и организация социально-педагогической помощи неполной семье

2.1 Условия совершенствования процесса воспитания в неполных семьях

2.2 Организация социально-педагогической помощи неполной семье в воспитании детей

Заключение

Список использованной литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Как известно, семья является основной социальной ячейкой общества. Именно в семье (а уже только потом в школе, институте т.д.) человеческий индивид получает свои первоначальные знания о мире, систему ценностей. Именно в семье, как правило, формируются взгляды на мир и то мировоззрение, которое человек пронесет через весь свой жизненный путь.

К сожалению, во всем мире, в том числе и в нашей стране, далеко не все дети – будущие граждане – воспитываются в полных семьях, где есть мать и отец. Значительная часть семей, в которых есть дети, являются неполными. Причин для этого может быть множество, но факт того, что ребенок уже появился вынуждает родителя и органы социальной защиты предпринимать определенные действия для воспитания ребенка, учитывая специфику его проживания в неполной семье.

Актуальность данной темы можно объяснить тем, что дети, растущие в неполных семьях являются такими же членами общества и имеют те же права, что и все остальные люди. Рано или поздно эти дети вырастут и вступят в самостоятельную жизнь. Они будут работать, участвовать в общественной жизни, создавать свои семьи и воспитывать уже своих детей. Чтобы обеспечить социализацию детей из неполных семей, дать им возможность реализовать себя в жизни, необходима технология работы с такими детьми, которая бы обеспечивала релизацию вышеизложенных положений.

Целью данной работы является изучение технологии работы с детьми в неполных семьях.

К задачам работы можно отнести:

- дать характеристику семье с одним родителем, охарактеризовать причины этого социального явления;

- выявить и описать возможные негативные факторы воспитания детей в неполных семьях;

- обозначить условия совершенствования процесса воспитания в неполных семьях;

- изучить порядок и правила организации социально-педагогической помощи неполной семье в воспитании детей.

Тема работы достаточно широко изучена и освещена в работах по социальной психологии, педагогике, а также в ряде научных статей соответствующей тематики.

 

1 ПРОБЛЕМА НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ

 

1.1 Семьи с одним родителем

 

Вопрос о неполных семьях актуален потому, что в них сосредоточена значительная часть того населения, у которого не сложились естественные, заложенные в самой природе семейно-брачных отношений условия жизни. Это дети, без отца (или матери), взрослые люди, не имеющие собственной семьи и продолжающие жить вместе с родителями. Такое положение не только усложняет большинству из них материальную сторону жизни, но и лишает их полноценной духовной жизни, которую могло бы дать счастливое супружество.

Неполная семья – малая группа с частичными, неполными связями, где нет традиционной системы отношений: мать – отец, отец – дети, дети – бабушки и дедушки.1

Такие семьи называют еще "материнскими", а женщину, воспитывающую ребенка (детей) без отца - "одинокая мать".

Совокупность неполных семей многообразна и крайне неоднородна. Источниками их возникновения традиционно считались разводы, овдовение (смерть одного из родителей), внебрачная рождаемость.

Модель неполной семьи объективно более соответствует постиндустриальному обществу с его социальной мобильностью, высоким уровнем развития научных и промышленных технологий, информатизации, а значит, и большим значением профессионализма, трудно совмещающимся с выполнением семейных обязанностей.

Неполные семьи - сегодня уже реальность, на которую трудно закрыть глаза. Число их не только не снижается, но и имеет постоянную тенденцию к росту. Причины, по которым кто-то из родителей (в большинстве случаев мать) вынужден воспитывать ребенка один, могут быть самыми разными.

Основными причинами увеличения неполных семей являются:

1) Увеличение количества разводов.

Развод – частая причина появления неполных семей. Поскольку дети, как правило, остаются с матерью, то у матери образуется неполная семья, а отец либо становится одиночкой, либо вступает в новый брак, либо возвращается к своим родителям.

Фактор развода в современных условиях стал механизмом, понижающим ценность брачно-семейных отношений. Сегодня наблюдается сокращение доли мужчин и женщин, состоящих в браке, рост численности разведенных и повторно не вступивших в брак женщин.

В социологии ситуация развода в семьях с детьми рассматривается как частный случай ситуации социальной. Ее теоретический анализ осуществляется в двух плоскостях:

а) применительно к обществу, где развод выступает как социальный институт и социокультурное явление;

б) для характеристики развода в семье с детьми как малой социальной группе.

Сам развод из явления в прошлом запретного, исключительного трансформировался и стал массовым. Высокий уровень разводимости характерен для многих современных государств. Однако, Россия на протяжении последних десятилетий занимает второе место (после США) в мире по этому показателю, существенно опережая другие державы.

Если в конце 50-х годов число разводов в нашей стране составляло менее 1 на 1000 населения, то в дальнейшем оно неуклонно возрастало.

Отмечая рост уровня разводимости в России, нужно учесть, что в 1965 году были облегчены юридические условия для развода и поэтому к фактическому их числу добавились браки, давно распавшиеся, но своевременно не оформленные юридически. Влияние этого фактора на коэффициент разводимости продолжалось несколько лет.

В середине 90-х рост разводимости по стране сменился стабилизацией, но на высоком уровне – около 4,5 разводов на 1000 населения.

Таким образом, проблемы устойчивости брачно-семейных отношений по-прежнему актуальны для многих российских семей.

2) Увеличение количества рождений вне официально зарегистрированного брака.

При внебрачных рождениях семья изначально является неполной, ребенок с первых дней своей жизни воспитывается только матерью, без отца. Такая семья всегда состоит из матери с детьми. Современная семья демонстрирует отказ от патриархальности. Наблюдается тенденция к снижению нормы брачности. Значительная часть людей не видит в семейном образе жизни исключительной ценности и живут в незарегистрированном браке.2 В данном случае семья изначально является монородительской, и ребенок с первых дней своей жизни воспитывается только матерью, без отца. Словарь русского языка С.И. Ожегова дает следующее определение термина «внебрачный»: «Внебрачный, -ая, -ое относящийся к официально неоформленному браку. Внебрачная связь, внебрачный ребенок». В обыденном российском сознании за женщинами, воспитывающими ребенка без отца, закрепился термин «мать-одиночка».

Можно выделить 3 категории женщин, решивших родить ребенка без мужа:

- матери, родившие ребенка без мужа сознательно;

- матери, родившие ребенка без мужа вынужденно;

- матери, усыновившие ребенка, без мужа.

Если раньше рождение внебрачных детей происходило в силу непредвиденных обстоятельств, то к концу XX в. – началу XXI в. все больше женщин рожают «вне брака» сознательно, чтобы реализовать свои потребности в материнстве.

3) Увеличение смертности мужчин.

Среди семей, ставших неполными из-за смерти одного из супругов, больше матерей с детьми, чем отцов с детьми. Причина в том, что смертность мужчин несколько выше, следовательно, вдов оказывается больше, чем вдовцов. Именно поэтому исследователи уделяют большое внимание изучению вдов. Но стоит заметить, что в более уязвимом положении оказываются все-таки вдовцы, а не вдовы. К тому же именно вдовцы чаще стремятся жениться повторно.

По мнению В. Солодникова, само вдовство является разнокачественным, т.е. существуют две переменные, которые задают специфику вдовства: «естественность» или искусственность вдовства. В первом случае причиной является смерть одного из супругов от естественных причин (старости и сопровождающих ее болезней), во втором – вследствие несчастных случаев, пагубных пристрастий, внезапных заболеваний и т.п.

Таким образом, вдовство является серьезным испытанием, жизненным вызовом для уцелевшего супруга и его родственников, включая детей.

 

1.2 Негативные факторы воспитания детей в неполных семьях

 

Среди проблем неполных семей особенно острой предстает проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Сегодня в каждой пятой семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей.

Неполная семья, как и любая семья, вообще, призвана выполнять такую важную функцию, как воспитательную. Именно через воспитание демонстрируется ценность пословицы: «Как аукнется, так и откликнется».

Процесс воспитания в неполной семье обычно деформирован. Дети из неполных семей испытывают острую потребность в определенном социальном статусе, хотят иметь обоих родителей. При разрыве отношений, родители часто занимают противоположные позиции в деле воспитания, что, несомненно, сказывается на детях. Воспитательные позиции родителей могут существенно расходиться, что вызывает у ребенка чувство растерянности и неполноценности, т.к. оба родителя являются для него значимыми другими. Такие дети обычно хуже адаптируются в социальной среде. Н. Соловьев говорил, что «отец по своим потенциальным возможностям не менее одаренный воспитатель, чем мать. К своей воспитательной функции он так же, как и мать, подготовлен природой и обществом. Во-первых, у отца уравновешенная нервная система. Он меньше отдает распоряжений детям и меньше отменяет их. Во-вторых, воспитателю необходимо обладать достаточно большим объемом разнообразной информации. Объем подобной информации у него чаще всего не меньше, чем у матери, а нередко и больше. В-третьих, для воспитания детей необходимо время, которое воспитатель может уделить непосредственно воспитуемому. Такого времени у отца часто гораздо больше, чем у матери».3 Таким образом, можно сказать, что воспитание ребенка без отца неполноценно.

Одна из проблем неполных семей – совмещение профессиональной и родительской ролей, что, при режиме полной занятости, существенно снижает время, которое могло бы быть использовано матерью для совместного времяпрепровождения с ребенком, минимизируя, таким образом, воспитательное внимание матери.

В тех случаях, когда одинокая мать не получает помощи по уходу за ребенком и воспитанию его со стороны родственников, ей крайне трудно работать в режиме полной занятости. Согласно данным исследования, проведенного Т.А. Гурко, лишь 53% матерей получают такую помощь от родителей, 7% помогает мужчина, с которым они поддерживают близкие отношения, 4% - подруги, коллеги по работе, 3% - соседи, 3% - родители отца ребенка, 4% - отец ребенка. Значительной части матерей (21%) помощи по уходу за ребенком и по его воспитанию практически никто из близких не оказывает. Только 7% из них в момент опроса не работало, большинство матерей (68%) работали полный рабочий день.4

В неполных семьях остро стоит проблема надзора за детьми, потому женщина бывает вынуждена оставлять детей одних или малознакомым людям. Из-за стремления сохранить уровень материальной обеспеченности, что требует дополнительного времени и сил, матери приходится перекладывать исполнение воспитательной функции на других людей, лишая себя саму и своих детей возможности посвящать друг другу достаточное количество времени.

Можно выделить шесть наиболее распространенных ошибок, возникающих в процессе воспитания детей в неполной семье:

1) Гиперопека, когда ребенок и проблемы, связанные с ним, выдвигаются на первое место в системе жизненных ценностей и ориентаций (утрированные формы любви). Гиперопека является одной из форм деформации воспитания.

2) Отстраненность матери от собственно воспитательного процесса и чрезмерная ориентация на материальную заботу о ребенке. Впоследствии, такой ребенок начинает требовать от матери все большего, но, т.к. она уже не в состоянии выполнять возрастающие запросы, это становится причиной многочисленных конфликтов и переживаний.

3) Препятствие контактам ребенка с отцом, вплоть до настойчивого искоренения унаследованных от него качеств, что обусловлено неприязнью матери к бывшему мужу.

4) Двойственное отношение к ребенку, проявляющееся то в приступах чрезмерной любви, то во вспышках раздражения.

5) Стремление матери сделать ребенка образцовым, несмотря на то, что у него нет отца. Мать становится «домашним надзирателем». Ребенок либо становится пассивным, либо включается в жизнь уличных компаний.

6) Отстраненность матери от ухода за ребенком и его воспитания. Причины таких ситуаций могут быть разными, начиная от безответственности, избытка примитивных интересов, удовлетворению которых ребенок мешает, недоброжелательного отношения к ребенку, и вплоть до крайних случаев: алкоголизма матери, беспорядочности в сексуальных отношениях, проституции и других форм асоциального поведения.5

Из этого можно сделать вывод, что дети, растущие без отца, вероятнее всего оставят школу; будут страдать от бедности; будут жить на пособие; рано женятся (выйдут замуж); будут иметь внебрачных детей; разведутся; будут правонарушителями; пристрастятся к наркотикам и алкоголю.

Уместно сказать, что порой неполная семья более полезна для ребенка, чем неполноценная, хотя и полная (например, когда в семье отец-пьяница). Здесь очень важно очертить границы, когда полная семья перестает быть полезной для ребенка: когда имеет место насилие со стороны отца к членам семьи. Но нередко и то, когда, разрывая отношения с отцом, матери не задумываются о том, что жизнь станет очень сложной без него. В результате этого процесс воспитания оказывается нарушенным, и те трудности, которые испытывает неполная семья, оказываются гораздо более серьезными, чем те, которые испытывала полная семья.

Издержки воспитания в неполной семье связаны, прежде всего, с воздействием негативных экономических факторов. Преобладающее большинство неполных семей имеют характеристики «бедных» и «зависящих от пособий». Неполные семьи имеют серьезные материальные проблемы, поскольку они в целом в большей степени зависимы от социальной поддержки государства. Исследование Е.В. Андрюшиной среди подростков Москвы подтвердило приведенные выше выводы. Подростки из неполных семей в сравнении с ровесниками из полных отметили серьезные материальные трудности, испытываемые семьей: соответственно 30 и 15%.6

Информация о работе Дети растущие в неполных семьях