Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 11:31, курсовая работа
1. Сущность и характер социального воспитания детей
1.1. Понятие социального воспитания детей
1.2. Влияние среды на развитие ребенка
2. Нравственность как неотъемлемая часть социального воспитания
Семья вводит ребенка в общество, именно в семье он совершает первые шаги социализации, становится личностью.
Как считает С. Ю. Головин, «личность- это сущность человека, самое главное в нем, то, что отличает человеческий вид от всех других биологических видов. Человек становится личностью в процессе социализации, т.е. в результате включения индивида в социальные отношения» [4, с.116].
Что же касается
определения понятия «
Так, в психологическом
словаре, например, дают такое определение:
«Социализация - эволюционный процесс,
с ориентацией на итог овладения
и воссоздания субъектом
По мнению Н. В. Губина, под социализацией принято понимать «процесс овладения человеком социальными ценностями и нормами, социальным опытом и знаниями, благодаря чему он становится полноправным членом общества». Это путь от биологического существа к общественному [2, с.86].
Процесс социализации происходит как в результате воспитания, т.е. целенаправленного воздействия на личность, так и в результате самостоятельного осмысления действительности человеком. Практически все, что происходит в жизни человека можно рассматривать как фактор социализации, обуславливающий усвоение тех или иных норм поведения.
Определяющая роль семьи в процессе социализации личности обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. К тому же, семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой.
Т. В. Андреева считает, что «семья и ребенок – зеркальное отражение друг друга. В результате, именно в семье формируются те качества, которые более нигде сформированы быть не могут» [1, с.56].
Нет практически
ни одного социального или
Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью определённого социального статуса. Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющее (девиантное) поведение, к основным формам которого обычно принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство и т. д.
От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Ребенок очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания. Перевоспитать ребенка из проблемной семьи практически невозможно. Ребенок усвоил определенные правила, и общество будет расплачиваться за подобные пробелы в воспитании. Семья подготавливает человека к жизни, является его первым и самым глубоким источником социальных идеалов, закладывает основы гражданского поведения, формируя в конечном итоге зрелую, социально-компетентную личность.
Семья - малая
социальная группа, важнейшая форма
организации личного быта, основанная
на супружеском союзе и
Такое определение
семьи, основанное на первый взгляд на
внешних и апсихологичных критериях,
на самом деле подчеркивает две характеристики
семьи, имеющие ключевое значение для
понимания психологических
Итак, целью работы является рассмотрение психологических особенностей детско-родительских отношений.
1 Семья как
институт первичной
Важнейшая социальная функция семьи - воспитание подрастающего поколения. Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации ребенка. Родительство имеет социокультурную природу и характеризуется системой предписанных культурой и обществом норм и правил, регулирующих распределение между родителями функций ухода за детьми и их воспитания в семье; определяющих содержание ролей, модели ролевого поведения. Родители несут ответственность перед обществом за организацию системы условий, соответствующих возрастным особенностям ребенка на каждой из ступеней онтогенеза и обеспечивающих оптимальные возможности его личностного и умственного развития.
В истории родительства все более явной становится тенденция возрастания значения института семьи. Прежде ответственность за воспитание ребенка возлагалась на общество, в то время как индивидуальное родительство охватывало лишь относительно непродолжительный период детства ребенка до начала вступления его в трудовую деятельность или начала выполнения им социальных функций, но с изменением задач социализации ребенка в рамках семейного воспитания на каждой из возрастных стадий его развития претерпевают изменения также конкретные формы и средства воспитательных воздействий, характер отношений ребенка с родителями.
Главными задачами
семьи являются формирование первой
социальной потребности ребенка - потребности
в социальном контакте, базового доверия
к миру и привязанности в младенчестве;
формирование предметно-орудийной компетентности
в раннем возрасте и социальной компетентности
в дошкольном, сотрудничество и поддержка
в освоении системы научных понятий и
осуществлении самостоятельной учебной
деятельности в младшем школьном возрасте;
создание условий для развития автономии
и самосознания в подростковом и юношеском
возрасте. Эмоциональная насыщенность
и эмоционально-позитивный характер межличностных
отношений, устойчивость, длительность
и стабильность взаимодействия с партнером,
совместная деятельность и сотрудничество
со взрослым как образцом компетентности,
социальная поддержка и инициирование
к самостоятельной деятельности делают
семью уникальной структурой, обеспечивающей
наиболее благоприятные условия для личностного
и интеллектуального развития ребенка.
2 Основные характеристики детско-родительских отношений
Детско-родительские отношения составляют важнейшую подсистему отношений семьи как целостной системы и могут рассматриваться как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения. Детско-родительские отношения как важнейшая детерминанта психического развития и процесса социализации ребенка могут быть определены следующими параметрами:
• характер эмоциональной
связи: со стороны родителя — эмоциональное
принятие ребенка (родительская любовь),
со стороны ребенка —
•мотивы воспитания и родителъства;
• степень вовлеченности
родителя и ребенка в детско-
•удовлетворение потребностей ребенка, забота и внимание к нему родителя;
• стиль общения и взаимодействия с ребенком, особенности проявления родительского лидерства;
• способ разрешения проблемных и конфликтных ситуаций; поддержка автономии ребенка;
• социальный контроль: требования и запреты, их содержание и количество; способ контроля; санкции (поощрения и подкрепления); родительский мониторинг;
• степень устойчивости и последовательности (противоречивости) семейного воспитания.
Интегративные показатели детско-родительских отношений:
•родительская
позиция, определяемая характером эмоционального
принятия ребенка, мотивами и ценностями
воспитания, образом ребенка, образом
себя как родителя, моделями ролевого
родительского поведения, степенью
удовлетворенности
• тип семейного воспитания, определяемый параметрами эмоциональных отношений, стилем общения и взаимодействия, степенью удовлетворения потребностей ребенка, особенностями рородительского контроля и степенью последовательности в его реализации;
• образ родителя как воспитателя и образ системы семейного воспитания у ребенка. Этот показатель стал предметом научного исследования и широкого обсуждения сравнительно недавно. Возникновение интереса к изучению позиции ребенка в системе детско-родительских отношений обусловлено тем, что ребенок, как и родитель, является их активным участником. Изменение воспитательной парадигмы от отношения к ребенку как объекту воспитания к гуманистической установке - ребенок как субъект воспитания и равноправный участник отношений, произошедшее в последней четверти XX в. в общественном сознании, является основой пересмотра концепта детско-родительских отношений в сторону все большего учета позиции самого ребенка как активного творца этих отношений.
Роль образа
родителя и ребенка в детско-
Информация о работе Cущность и содержание социального воспитания