Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 17:27, курсовая работа
Современная эпоха — это эпоха развития нового типа мышле¬ния, нового отношения людей к жизни, это ситуация кардинальной переоценки цен-ностей, поиска ответов на выдвинутые историей вопросы, время пере-смотра прежних основ человеческого сущест¬вования. Новое время требует иных ценностей и, прежде всего, умения ориентироваться в колоссальном потоке разнообразной информации, принимать самостоятельные решения, делать осознанный выбор и быть готовым нести ответственность за его последствия.
Введение …………………………………………………………………… 3
1. Аксиологический подход как методологическая основа
воспитания школьников …………………………...………………. 7
2. Ориентация личности в нравственных ценностях и
ценностные ориентации: соотношение понятий…………………… 15
3. Методы и средства формирования ценностных ориентаций ………. 18
Заключение ………………………………………………………….. 21
Литература …………………………………………………………… 22
Для
нашего исследования важно рассматривать
ориентацию как своеобразный процесс,
отклик на качества, предметы, явления,
как субъективную позицию по отношению
к ним. Ценностные ориентации как результат
становления высоконравственной личности.
Методы и средства формирования ценностных ориентаций
Процесс формирования ценностных ориентации включает предъявление ценностных ориентации воспитаннику, осознание ценностных ориентации личностью, «принятие ценностных ориентации, реализацию ценностных ориентации в деятельности и поведении, закрепление ценностных ориентации и перевод их в статус качества личности»[4:152]. Н.А. Асташова считает, что необходимо педагогическое сопровождение процесса формирования ценностных ориентации - деятельность педагогов по оказанию помощи учащимся в адаптации, создании условий для нравственного самоопределения.
М.Н. Чистякова, формируя ценностные ориентации учащихся, использует метод решения моральных дилемм (методика Л. Кольберга), в основе которой лежит теория, показывающая влияние умственного развития ребенка на его нравственное сознание и поведение.
Л.Ф. Михальцова в своем диссертационном исследовании одним из методов формирования ценностных ориентации школьников называет поведенческий пример педагога. Вместе с этим ученый- практик отмечает, что ценностные ориентации возможно сформировать только в различных видах деятельности: поисковой работе, деятельности клубов, подготовке сообщений, выступлениях на праздниках, классных часах, диспутак, конференциях, при участии детей в конкурсах, викторинах, и др. мероприятиях.
На наш взгляд уровень мероприятий не может эффективно формировать ценностные ориентации школьников, так как они вне системы.
Анализ практики школ показывает, что воспитание нравственных ценностей эффективно, если оно строится на основе комплексного, системного подхода, когда происходит интеграция усилий субъектов воспитательной деятельности. «Воспитание успешно, если оно системно» - подчеркивает В.А. Краковский [15]
Своеобразие воспитательной системы школы-лаборатории №825 - широкое использование коммунарской методики и ее идей в подготовке ключевых дел: «учимся лучшей жизни через включение в лучшие отношения; яркая альтруистическая направленность; опора на самоорганизацию и самоуправление; педагог — старший друг, равный среди равных; творчество как черта любой деятельности; коллективизм» [45, С. 10].
Теоретически обоснованная и проверенная на практике технология формирования ценностных ориентаций Н.Е. Щурковой, по мнению которой, «выйти на технологический уровень – значит выйти на уровень операционный, когда научно обосновываются производимые операции для получения результата» [35:3] Ученый, поясняя термин педагогическая технология как прикладную педагогическую дисциплину, обеспечивающую реальное взаимодействие педагога с детьми через «прикосновение к личности», предлагает ряд взаимосвязанных операционных воздействий на личность ребенка. Собственно это технология воспитательного процесса, состоящая их ряда взаимосвязанных этапов работы. В своей книге «Практикум по педагогической технологии» Н.Е. Щуркова указывает на способы индивидуального овладения системой профессиональных умений, способствующих формированию ценностных ориентаций у учащихся.
Вслед за Т.А.Стефановской рассматривая педагогическую технологию как организацию педагогического процесса в соответствии с конкретной педагогической парадигмой, и резюмируя выше изложенное, представим модель формирования ценностных ориентаций учащихся (Рис.1), разработанную в нашей школе и принятую к использованию педагогическим коллективом
Условные
обозначения
НЦ – нравственные ценности
ЦО – ценностные ориентации
ВНЛ – высоконравственная личность
ПО- процесс обучении
ПВ
– процесс воспитания
Рисунок 1
Модель
формирования ценностных
ориентаций школьников
Заключение
В процессе курсовой работы нами осуществлена попытка представить ценностные ориентации в современном аспекте. Решая поставленные задачи мы можем сделать следующие общие выводы:
1.содержание данной работы доказывает, что аксиологический подход является методологической основой воспитания школьников;
2.
соотношение таких
3. разработанная и представленная в курсовой работе модель в современных условиях может быть эффективной и действенной.
Перспективы
данной работы мы видим в реализации в
выше представленной модели, а так же
в исследовании выше выдвинутых проблем.
Литература
Информация о работе Ценностные ориентации школьников: актуализация проблемы