Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 17:42, доклад
В самом общем виде образование представляет собой процесс педагогически организованной социализации личности. Предпосылкой и результатом образования человека является культура. В процессе образования человек осваивает культурные ценности: традиции, обычаи, историческое наследие искусства, архитектуры. Так как содержание образования черпается и пополняется из наследия культуры и науки, а также из жизни и практики человека, то образование является социокультурным феноменом и при этом выполняет социокультурные функции.
В самом общем виде образование представляет собой процесс педагогически организованной социализации личности. Предпосылкой и результатом образования человека является культура. В процессе образования человек осваивает культурные ценности: традиции, обычаи, историческое наследие искусства, архитектуры. Так как содержание образования черпается и пополняется из наследия культуры и науки, а также из жизни и практики человека, то образование является социокультурным феноменом и при этом выполняет социокультурные функции.
К
основным функциям образования
относят:
- Оптимальный и интенсивный способ
вхождения человека в мир культуры.
- Среда общения.
- Средство развития и становления человека,
как личности и профессионала.
- Способ социализации личности, процесс
ее самоутверждения.
- Средство обеспечения преемственности
поколений.
- Фактор социального прогресса.
Ускоритель культурных перемен и преобразований.
Образование — это совокупность общезначимых нравственных и культурных ориентиров, знаний, умений и навыков, достаточных для осознанного и продуктивного участия человека в жизни общества.
Основными элементами образования как конкретного образовательного учреждения являются: цели и содержание образования, способы его получения, формы организации, а также субъекты и объекты образовательного процесса, образовательная среда, результат образования.
Функционирование любой образовательной системы подчинено той или иной цели.
Образовательные цели - это ожидаемые результаты, которых с помощью сложившейся системы образования стремится достичь данное общество в настоящее время и в ближайшем будущем. В современных условиях при отборе целей обычно учитывается как социальный запрос государства и общества, так и интересы индивида.
Различают внешнюю и внутреннюю цели образования. Внешняя состоит в развитии и жизнеобеспечении общества в целом. Внутренняя - в развитии личности каждого члена общества.
На
основе анализа общечеловеческой культуры
содержание образования следует
понимать как совокупность:
- системы знаний о природе, обществе, человеке;
- опыта осуществления различных способов
деятельности;
- опыта творческой деятельности по решению
новых проблем;
- опыта ценностного отношения к миру.
В образовательном учреждении содержание образования представлено в виде деятельности преподавателя и обучаемого, конкретизировано в учебном плане. Содержание каждой дисциплины аккумулируется в программах, в соответствии с которыми разрабатываются учебники, учебные и методические пособия.
Виды
образования. С начала XX в. в мире наблюдается
процесс развития видов образования. Основаниями
для их выделения являются:
— тип научных знаний - биологическое,
математическое, физическое, экономическое,
филологическое и др.;
- тип доминирующего содержания образования
- теоретическое и прикладное, гуманитарное
и естественно-научное и др.;
— вид освоения человеческой деятельности
- музыкальное, художественное, техническое,
педагогическое, медицинское и др.;
- тип освоения культурных ценностей человеческого
общества -классическое, художественно-эстетическое,
религиозное и др.;
- масштаб освоения культурных ценностей
- национальное, европейское, международное,
глобальное и др.;
- тип образовательной системы - университетское,
академическо гимназическое и др.
- сословный признак - элитарное и массовое;
- тип преобладания направленности содержания
образования- формальное и материальное,
научное и элементарное, гуманитарное
и естественно-научное, общее, начальное
и высшее профессиональное и пр.
- уровень образования - начальное, базовое,
общее среднее, не полное высшее, высшее.
К
способам получения образования
в мировой и отечественной
практике относят:
- дневную и вечернюю формы обучения в коллективе учащихся (или студентов)
и завершение всего цикла обучения в рамках
данного учебного заведения успешной
сдачей выпускных экзаменов;
- экстернат, т.е. самостоятельное обучение
на дому или с помощью педагогов и сдача
экзаменов при конкретном учебном заведении
- дистантное, или дистанционное, обучение
через компьютерную сеть с использованием
обучающих программ;
- заочная форма обучения, осуществляемая
путем переписки или с помощью отдельных
консультаций у преподавателей и предусматривающая
сдачу экзаменов при конкретном заведении.
Ценности образования.
Говоря о ценностях образования, необходимо учитывать три "слоя" ценностей:
- ценности образования как ценности государственной,
- как ценности общественной,
- как ценности личностной.
Первые
две ценности образования отражают
коллективную, групповую значимость
этого культурного феномена, и
в советский период отечественного
образования именно они выступали
во многих педагогических концепциях
на первый план. В последнее время
приоритет отдается личностной ценности
образования, индивидуально мотивированного,
пристрастного отношения