Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2010 в 08:35, реферат
целостность является закономерным свойством учебного процесса. Она объективно существует, поскольку существует в обществе школа, процесс обучения. Например, для процесса обучения, взятого в абстрактном понимании, такими характеристиками целостности являются единство преподавания и учения. А для реальной педагогической практики – единство образовательной, развивающей и воспитательной функций. Но каждый из названных процессов выполняет и сопутствующие функции в целостном образовательном процессе: воспитание осуществляет не только воспитательную, но и развивающую и образовательную функции, а обучение немыслимо без сопутствующего ему воспитания и развития. Эти связи налагают отпечаток на цели, задачи, формы и методы формирования учебного процесса. Так, например, в процессе обучения преследуется формирование научных представлений, усвоение понятий, законов, принципов, теорий, оказывающих впоследствии большое влияние и на развитие, и на воспитанность личности.
Для того, чтобы человеческое общество
развивалось, оно должно передавать свой
социальный опыт новым поколениям.
Передача социального опыта может
происходить по-разному. В первобытном
обществе это осуществлялось в основном
через имитацию, повторение, копирование
поведения взрослых. В средние века такая
передача осуществлялась чаще всего через
зазубривание текстов.
Со временем человечество пришло к
убеждению, что механическое повторение
или заучивание – не самые лучшие способы
для передачи социального опыта. Наибольший
эффект достигается при активном участии
самого человека в этом процессе, при включении
в его творческую деятельность, направленную
на познание, освоение и преобразование
окружающей действительности.
Современная жизнь выдвинула целый
комплекс требований к человеку, определяющих
спектр задач и несколько основополагающих
направлений их реализации. Назову более
существенные из них:
- задачи умственного
развития, предполагают усвоение детьми
общих для всех знаний, умений и навыков,
обеспечивающих одновременно умственное
развитие и формирующих у них способность
активного самостоятельного мышления
и творчества в общественной и производственной
деятельности
- задачи эмоционального
развития, включающего в себя формирование
у детей идейно-эмоционального, эстетического
отношения к искусству и действительности;
- задачи нравственного развития, ориентированного
на усвоение воспитанниками простых норм
общечеловеческой морали, привычек нравственного
поведения, на развитие в ребенке нравственной
воли, свободы нравственного выбора и
ответственного поведения в жизненных
отношениях;
- задачи физического развития, направленного
на укрепление и развитие физических сил
детей, являющихся материальной основой
их жизненности и духовного бытия.
- задачи индивидуально-личностного развития,
требующего выявления и развития природных
дарований в каждом ребенке с помощью
дифференциации и индивидуализации процессов
обучения и восприятия;
- задачи культурологического воспитания,
основывающегося на высших ценностях
мировой художественной культуры, противостоящего
разрушительному развитию массовой анти-
и псевдокультуры.
Активное осуществление этих тактических
целей позволит реально и эффективно решить
стратегические задачи, осуществить всестороннее
развитие личности – генеральную цель
целостного педагогического процесса.
Итак, рассмотрим подробнее все составляющие
целостного педагогического процесса.
Педагогическим процессом называется
развивающееся взаимодействие воспитателей
и воспитуемых, направленное на достижение
заданной цели и приводящее к заранее
намеченному изменению состояния, преобразованию
свойств и качеств воспитуемых. Иными
словами, педагогический процесс – это
процесс, в котором социальный опыт трансформируется
в качества формируемого человека (личности).
Данный процесс представляет собой не
механическое соединение процессов воспитания,
обучения и развития, а новое качественное
образование. Целостность, общность и
единство, – главные характеристики педагогического
процесса.
Что же следует понимать под целостностью?
В педагогической науке, пока нет однозначной
трактовки этого понятия. В общефилософском
понимании целостность трактуется как
внутреннее единство объекта, его относительная
автономность, независимость от окружающей
среды; с другой стороны под целостностью
понимают единство всех составляющих,
входящих в педагогический процесс. Целостность
– это объективное, но не постоянное их
свойство. Целостность может возникнуть
на одном этапе педагогического процесса
и исчезнуть на другом. Это свойственно
как для педагогической науки, так и практики.
Целостность педагогических объектов,
из которых наиболее значимым и комплексным
является учебный процесс, строится целенаправленно.
3. Принцип целостности
– основа педагогического
процесса
Итак, целостность является
закономерным свойством
В педагогической практике, как и в педагогической
теории, целостность процесса обучения,
как комплексность его задач и средств
их реализации, находит выражение в определении
правильного соотношения знаний, умений
и навыков, в согласовании процесса обучения
и развития, в объединении знаний, умений
и навыков в единую систему представлений
о мире и способах его изменения.
4. Аспекты целостного
педагогического процесса
Педагогический процесс
- общие основы;
- теория воспитания;
- дидактика – теория обучения;
- школоведение.
Каждая из них решает свои собственные
задачи, результат которых часто накладывается
друг на друга.
Структура – это расположение элементов
в системе. Структуру системы составляют
выделенные по определенному критерию
элементы, или компоненты системы, а также
связи между ними. Только зная, что и с
чем связано в целостном педагогическом
процессе, можно решить проблему улучшения
организации, управления и качества данного
процесса. Связи в педагогической системе
не похожи на связи в других динамических
системах. Результат процесса находится
в прямой зависимости от взаимодействия
педагога, применяемой технологии и ученика.
Взаимная активность педагога и воспитуемого
в педагогическом процессе наиболее полно
отражается термином “педагогическое
взаимодействие”, которое включает в
себя в единстве педагогическое влияние,
его активное восприятие, усвоение объектом,
собственную активность воспитуемого,
проявляющуюся в воздействии на самого
себя (самовоспитание). В ходе педагогического
взаимодействия проявляются разнообразные
связи между субъектами и объектами воспитания.
Особенно распространены информационные
связи, проявляющиеся в обмене информацией
между воспитателями и воспитуемыми, организационно-деятельностные
связи. Весьма важное значение имеют связи
управления и самоуправления в педагогическом
процессе. От правильного соотношения
их во многом зависит успешное протекание
всего процесса. В свою очередь связи управления
опираются на информационные, организационно-деятельностные
и другие виды связей. При анализе педагогического
взаимодействия надо учитывать и причинно-следственные
связи, выявляя среди них особо важные.
Например, выявление особо важных причин
недостатков и успехов в педагогическом
процессе, позволяет затем более удачно
проектировать новые этапы его совершенствования.
Там, где это рационально, полезно выявить
и функциональные связи между педагогическими
явлениями, описывая их в математически
корректной форме. Но при этом особо важно
соблюдать требования о ведущей роли качественного
анализа педагогических явлений, так как
чрезвычайная сложность, многофакторность
этих процессов часто не поддаются корректному
математическому описанию.
Развитие человека требует организации
двух взаимосвязанных процессов – обучения
и воспитания. Эти два процесса имеют различные
задачи и потому, пересекаясь, друг с другом,
а иногда даже совпадая во времени, принципиально
отличаются друг от друга методами и формами
организации. Рассмотрим основные теоретические
проблемы воспитания и образования.
Воспитание есть относительно самостоятельный
процесс, имеющий ряд особенностей:
Во-первых, воспитание – процесс целенаправленный.
Воспитание становится эффективным, когда
педагог специально выделяет цель воспитания,
к которой он стремится. Наибольшая эффективность
достигается в том случае, когда эта цель
известна и понятна воспитаннику, и он
согласен принять ее.
Во-вторых, это процесс многофакторный.
При его осуществлении учитель должен
учитывать и использовать огромное количество
объективных и субъективных факторов.
Личность подвергается воздействию множества
разнофакторных влияний и накапливает
не только положительный, но и отрицательный
опыт, требующий корректировки. Многофакторность
объясняет эффект неоднозначности результатов
воспитания.
В-третьих, огромную роль в процессе воспитания
играет личность педагога: его педагогическое
мышление, черты характера, личностные
качества, ценностные ориентиры.
В-четвертых, воспитательный процесс характеризуется
отдаленностью результатов от момента
непосредственного воспитательного воздействия.
Воспитание не дает мгновенного эффекта.
Его результаты не та ощутимы, не так явно
обнаруживают себя, как, например результаты
процесса обучения.
В-пятых, особенностью педагогического
процесса выступает его непрерывность.
Воспитание, осуществляемое в ходе педагогического
процесса – это процесс систематического
взаимодействия воспитателей и воспитанников.
Одно мероприятие, каким бы ярким оно ни
было, не способно сильно повлиять на поведение
воспитуемого, в частности ученика. Если
же процесс воспитания не регулярен и
идет от случая к случаю, то воспитателю
приходится заново закреплять то, что
уже осваивалось учеником, а затем забылось.
Обучение, как целостная система содержит
в себе множество взаимосвязанных элементов:
цель, учебную информацию, средства педагогической
коммуникации педагога и учащихся, формы
их деятельности и способы осуществления
педагогического руководства учебой и
другими видами деятельности и поведения
учащихся.
Схематически процесс обучения, как целостную
систему можно представить следующим
образом:
Модель структуры
учебного процесса
Системообразующим понятием процесса
обучения, как системы, выступают цель
обучения, деятельность учителя (преподавание),
деятельность учащихся (учение) и результат.
Переменными составляющими этого процесса
выступают средства управления. Они включают:
содержание учебного материала, методы
обучения, материальные средства обучения
(наглядные, технические, учебные пособия
и др.), организационные формы обучения
как процесса и учебной деятельности учащихся.
Связь средств обучения, как переменных
компонентов, с постоянными смыслообразующими
компонентами зависит от цели обучения
и его конечного результата. Они образуют
устойчивое единство и целостность, которые
подчинены общим целям воспитания, так
называемым глобальным целям в подготовке
подрастающих поколений к жизни и деятельности
в существующем обществе. Основанием единства
всех этих компонентов является предметная
совместная деятельность преподавания
и учения. Благодаря их единству множественность
и разнотипность разнокачественных элементов
и связей образуют целостную систему обучения
и придают ей упорядоченность и организованность,
без чего она, как таковая вообще лишена
смысла и способности функционировать.
Процесс обучения рассматривается в дидактике,
как деятельность, и потому в нем четко
просматриваются:
- анализ исходной ситуации, определение
и постановка цели обучения и принятие
ее учащимися;
- планирование работы, отбор содержания
и средств достижения цели – предъявление
нового фрагмента учебного материала
разными способами и его осознанное восприятие;
- исполнение обучающих и учебных операций,
организация совместной работы учителя
и учеников;
- организация обратной связи, контроль
и корректирование работы по усвоению
содержания материала и самоконтроль;
- анализ и самоанализ, оценка результатов
обучения;
- подготовка и работа учащихся вне школы.
Такова структура процесса обучения в
его теоретическом представлении. В реальной
педагогической действительности процесс
обучения носит цикличный характер. Каждый
дидактический цикл процесса обучения
представляет собой функциональную схему,
основанную на совместной работе всех
его звеньев. Остановимся подробнее на
цикличном анализе учебного процесса.
Такой анализ позволяет четче обозначить
структурные связи компонентов процесса
обучения.
В развитии всех педагогических процессов
можно легко обнаружить одни и те же этапы.
Этапы – это не составные части, а последовательности
развития процесса. Главными этапами можно
назвать подготовительный, основной и
заключительный. Рассмотрим их подробнее.
На этапе подготовки педагогического
процесса создаются надлежащие условия
для его протекания в заданном направлении
и с заданной скоростью. На этом этапе
решаются следующие важные задачи: обоснование
и постановка цели, диагностика условий,
прогнозирование, проектирование и планирование
развития процесса. Сущность первой, состоит
в том, чтобы трансформировать общую педагогическую
цель, стоящую перед системой народного
образования в целом, в конкретные задачи,
достижимые на заданном отрезке педагогического
процесса. На этом этапе функционирования
педагогического процесса выявляются
противоречия между требованиями общей
педагогической цели и конкретными возможностями
контингента учеников учебного заведения
и т.д., намечаются пути разрешения этих
противоречий в проектируемом процессе.
Поставить правильную цель, определить
задачи процесса невозможно без диагностики.
Ее главная цель получить ясное представление
о тех причинах, которые будут помогать
или препятствовать достижению намеченных
результатов. В процессе диагностики собирается
вся необходимая информация о реальных
возможностях педагогов и учеников, уровне
их предшествующей подготовки и многих
других важных обстоятельствах. В процессе
диагностики происходит корректировка
первоначальных задач: очень часто конкретные
условия заставляют их пересматривать,
приводить в соответствие с реальными
возможностями.
Далее проводится прогнозирование хода
и результатов педагогического процесса.
Сущность прогнозирования заключается
в том, чтобы еще до начала процесса оценить
его возможную результативность в имеющихся
конкретных условиях. Применяя научное
прогнозирование, можем заранее теоретически
взвесить и рассчитать параметры процесса.
Оно осуществляется по довольно сложным
методам, но затраты на получение прогноза
окупаются, поскольку в этом случае педагоги
получают возможность активно вмешиваться
в протекание и ход педагогического процесса,
не дожидаясь, пока он окажется малоэффективным
или приведет к нежелательным последствиям.
Завершается подготовительный этап скорректированным
на основе результатов диагностики и прогнозирования
проектом организации процесса, который
после окончательной доработки воплощается
в план. Планы педагогических процессов
имеют определенный срок действия. Таким
образом, план – это итоговый документ,
в котором точно определено кому, когда
и что нужно сделать.
Этап осуществления педагогического процесса
– основной этап. Его можно рассматривать
как относительно обособленную систему,
включающую в себя важные взаимосвязанные
элементы:
- постановка и разъяснение целей и задач
предстоящей деятельности;
- взаимодействие педагогов и учеников;
- использование намеченных методов, средств
и форм педагогического процесса;
- создание благоприятных условий;
- осуществление разнообразных мер стимулирования
деятельности школьников;
- обеспечение связи педагогического процесса
с другими процессами.
Эффективность процесса зависит от того,
насколько целесообразно эти элементы
связаны между собой, не противоречит
ли их направленность и практическая реализация
общей цели, и друг другу.
Важную роль на этапе осуществления педагогического
процесса играют обратные связи, служащие
основой для принятия оперативных управленческих
решений. Обратная связь – основа качественного
управления процессом, ее развитию и укреплению
каждый педагог обязан придавать приоритетное
значение, только опираясь на нее, удается
найти рациональное соотношение педагогического
управления и самоуправления своей деятельностью
со стороны воспитуемых.
Завершается цикл педагогического
процесса этапом анализа достигнутых
результатов. Важно еще раз внимательно
проанализировать ход и результаты педагогического
процесса после его завершения, чтобы
в будущем не повторить ошибок, неизбежно
возникающих в любом, даже очень хорошо
спланированном и организованном процессе,
чтобы в следующем цикле учесть неэффективные
моменты предыдущего.
Особенно важно понять причины неполного
соответствия результатов и процесса
первоначальному замыслу, где, как и почему
возникли ошибки. Практика подтверждает,
что больше всего ошибок появляется тогда,
когда педагог игнорирует диагностику
и прогнозирование процесса.
Обобщая все вышесказанное можно
сделать следующий вывод – рекомендации
для учителя:
1. Учителю надо ориентироваться не на
отдельные принципы обучения, а на их систему,
обеспечивая научно обоснованный выбор
целей, отбор, содержания, методов и средств
организации деятельности учащихся, создание
благоприятных условий и анализ учебного
процесса.
2. Учителю целесообразно рассматривать
каждый принцип и их систему как рекомендации
о воплощении в жизнь системы основных
законов и стратегических целей, составляющих
ядро современной концепции школьного
образования (всестороннее гармоничное
развитие личности, индивидуальности
школьника, деятельностный и личностный
подходы, единство обучения и воспитания,
оптимизация учебного процесса).
3. Учитель должен видеть противоположные
стороны, сопряженные, взаимодействующие
элементы педагогического процесса (овладение
знаниями и развитие, элементаризм и системность
в знаниях, соотношение абстрактного и
конкретного и т.д.) и умело регулировать
их взаимодействие, опираясь на законы
и принципы обучения и добиваясь гармоничного
педагогического процесса.
Практическое
задание.
На мой взгляд,
чтобы устроить смысловой барьер,
если ученик оказался не восприимчивым
к педагогическому воздействию,
можно использовать все варианты,
которые даны:
- использовать
мнение окружающих, для этого
нужно провести беседу с тем
кругом людей, с которыми ученик контактирует
больше всего. Это его семья, друзья, одноклассники.
- организовать
разъяснительную работу, провести
беседу с учеником, узнать о
его состоянии на сегодняшний
день.
- усилить контроль
за поведением ученика, держать
постоянно в поле зрения, интересоваться,
чем занимается и где находится ученик
после окончания занятий в школе.
- провести тестирование с учеником, и по результатам сделать вывод.