Цели воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 19:14, контрольная работа

Описание работы

Обстоятельное знание целей воспитания непосредственно влияет на разработку педагогической теории. Четкое представление о том, какого человека мы хотим сформировать, сказывается на трактовке сущности самого воспитания. Например, с давних времен в педагогике разрабатывались два подхода к осуществлению воспитания. Один из этих подходов преследовал цель сформировать послушную, безропотно подчиняющуюся установленному порядку личность. Воспитание сводилось главным образом к понуждению детей к определенным формам поведения, различным мерам внешнего воздействия, вплоть до физических наказаний.

Содержание

1.Понятие цели воспитания.
2.Исторический характер цели воспитания.
3. Воспитание всесторонне развитой личности как цель воспитания.
4.Цели воспитания в современной школе.
5. Ценности и цели воспитания.

Работа содержит 1 файл

Педагогика.docx

— 35.64 Кб (Скачать)

Прогрессивные общественные деятели, ученые всех стран мира, в  том числе и нашей, сетуют на попытки  идеологизации образования, деформации истинного содержания знаний по истории, литературе, уводящие молодые умы в субъективизм идеологических противоборств. Большинство педагогов требуют постоянного обновления направленности образования с учетом быстроизменяющейся жизни.

Физическое воспитание — неотъемлемая составная часть  почти всех воспитательных систем. Современное общество, в основе которого лежит высокоразвитое производство, требует физически крепких, выносливых, здоровых людей, способных с высокой производительностью трудиться на предприятиях, переносить повышенные нагрузки, готовых к защите родины. Физическое воспитание способствует также выработке у школьников качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.

.

Систематическое физическое воспитание начинается с дошкольного  возраста, физкультура — обязательный предмет в школе. Существенным дополнением  к урокам физкультуры служат разнообразные  формы внеклассной и внешкольной  работы. Этот вид воспитания тесно  связан с другими составными частями  воспитания и в единстве с ними решает задачу формирования всесторонне  гармонически развитой личности. Начальная  военная подготовка, введенная в  школах РФ, осуществляется в тесной связи с физическим воспитанием.

Трудовое воспитание и политехническое образование. Трудно себе представить современного воспитанного человека, не умеющего много  и плодотворно трудиться, не владеющего знаниями об окружающем его производстве, производственных отношениях и процессах, применяемых орудиях труда. Трудовое воспитание — важный, проверенный  веками принцип формирования всесторонне  и гармонически развитой личности.

Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного  процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда  и способы их использования. Труд в процессе воспитания выступает  и как ведущий фактор развития личности, и как способ творческого  освоения мира, обретения опыта посильной  трудовой деятельности в различных  сферах, и как неотъемлемый компонент  общего образования. Вокруг труда во многих педагогических системах концентрируется  учебный материал. Труд — неотъемлемая часть интеллектуального, физического  и эстетического воспитания.

Политехническое образование  направлено на ознакомление с основными  принципами всех производств, усвоение знаний о современных производственных процессах и отношениях. Его главные  задачи — формирование интереса к  производственной деятельности, развитие технических способностей, нового экономического мышления, изобретательности, начал  предпринимательства. Правильно поставленное политехническое образование развивает  трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, готовит к осознанному выбору профессии.

Благоприятное воздействие  оказывает не любой, а лишь производительный труд, т. е. такой, в процессе которого создаются материальные ценности. Производительный труд характеризуется материальным результатом, организацией, включением в систему трудовых отношений всего общества и наконец материальным вознаграждением.

Новые общественные и производственные реалии требуют  эффективного решения задач трудового  воспитания. Труд в школе, в том  числе и познавательный, должен представлять собой целенаправленную, осмысленную, разнообразную деятельность, имеющую  личностную и социальную направленность, учитывающую возрастные психофизиологические особенности учеников. Переосмысление назначения и характера школьного  труда вызвало к жизни новые  нестандартные подходы, включающие целый ряд альтернатив: от полного  отказа от производственного и даже учебного труда школьников до организации  школьных предприятий, действующих  по всем законам рыночных отношений. При этом внедряются новые технологии трудового воспитания, осуществляется дифференциация трудового образования, улучшается материальная база, вводятся новые учебные курсы. Конечно, начальная  школа лишь приобщает детей к  трудовой деятельности, но приобщение это должно быть настоящим.

Нравственное воспитание. Под моралью понимают исторически  сложившиеся нормы и правила  поведения человека, определяющие его  отношение к обществу, труду, людям. Нравственность — это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других — для себя. Важнее всего формировать  глубокую человеческую нравственность. Нравственное воспитание решает такие  задачи, как нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и  привычек поведения, соответствующих  нормам общества.

Эмоциональное (эстетическое) воспитание — еще  один базовый компонент воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у  воспитанников. Задачи эстетического  воспитания условно можно разделить  на две группы — приобретение теоретических  знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая — активного  включения в эстетическую деятельность. Задачи приобщения — формирование эстетических знаний, воспитание эстетической культуры, овладение эстетическим и культурным наследием прошлого, формирование эстетического отношения к действительности, развитие эстетических чувств, приобщение школьников к прекрасному в жизни, природе, труде, развитие потребности строить жизнь и деятельность по законам красоты, формирование эстетического идеала и стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, делах, поступках, внешнем виде.

 Среди новых,  поставленных жизнью задач на  первое место сегодня выдвигается  патриотическое воспитание молодежи. На его важность постоянно  обращает внимание Президент  РФ В. В. Путин. Россия будет  наращивать усилия по утверждению  себя в качестве могущественной мировой державы. И без высокого патриотизма, преданности Родине, готовности ее защищать не обойтись. Задачи патриотического воспитания носят комплексный характер. Их решение опирается на интеллектуальное, физическое, моральное воспитание школьников, сочетается с другими частями и направлениями воспитательного процесса.

Актуальным в  современных условиях является экономическое  воспитание учеников. Политика государства, рыночные отношения, коммерциализация повседневной жизни заставляют школу  и педагогов разумно направлять школьников, формировать правильные ориентации в товарно-денежных проблемах, давать разумную и, главное, нравственную оценку поведению людей в условиях конкурентной борбы, рыночных отношений, новых сфер деятельности, зарождающейся частной собственности. Здесь еще немало трудностей, ведь это относительно новое для нашего общества явление.

 

Остро стоят проблемы экологического воспитания школьников. Устрашающие данные об экологическом  неблагополучии заставляют школу и  педагогов со всей ответственностью и во всеоружии педагогических средств проводить экологическое воспитание учеников. Нашей школой уже накоплен определенный опыт в этой области, но основные трудности полной реализации современных экологических требований еще предстоит преодолевать.

Наконец, правовое воспитание школьников — еще один жизненный аспект современного воспитания. Преступность в стране «молодеет», а значит, школа, педагоги вместе с  семьей должны быть на острие профилактических мер, чтобы уберечь детей от противоправных действий, обеспечить мир и спокойствие  в обществе.

Сколько же ценностей, сколько выведенных из них целей  нужно поддерживать и реализовать  в школе? Ясно, что сосредоточиться  необходимо на немногих наиболее важных, базовых ценностях. Но по-прежнему актуален вопрос — каких? Заимствовать какой-то набор ценностей из какого-то одного источника, по-видимому, никак не удастся по вполне прагматической причине: разброс мнений будет все же велик, и не только по деталям. Сейчас, когда пишут: «общечеловеческие ценности», многие фактически читают: «западные ценности». Но в 1993 г. американец С. Хантингтон, проведя анализ 100 сравнительных исследований о ценностях в различных странах, заключил, что западные ценности имеют самый низкий статус во всем остальном мире (Huntington S. Ph. The clash of civilizations? // Foreign affairs. — 1993. — Vol. 72. — № 3. — P. 22—49).

Сейчас в мире популярна идея поликультурности, сохранения многообразия культур при принятии большинством людей некоторых общих базовых ценностей. Это может быть, например, «мозаика» ценностей, хотя базовый набор такой «мозаики» по-прежнему спорен (Гершунский Б. С. Менталитет и образование. — М., 1996. — С. 32).

Отдельно следует  сказать о национальных ценностях. Существуют ли чисто национальные ценности, на которые следует ориентировать  воспитание? Выводы, к которым склоняется мировая педагогика, отрицательные. Общечеловеческие ценности ставятся выше национальных, поскольку они признаются подавляющим большинством людей  во всех странах мира.

Этот вывод нельзя смешивать с требованием придавать воспитанию национальный характер. Оно было всегда актуальным для российской школы, важность его не снижается и в условиях рыночных преобразований. Выводы многих исследований показывают, что в условиях интенсивного обмена между странами усиливаются космополитические тенденции, способствующие снижению национальных чувств, стиранию национальных особенностей.

Уже К. Д. Ушинский выдвигал требование усилить внимание ко «всему русскому» в программах и учебных  пособиях. Его идеи поддерживали и  развивали П. Ф. Каптерев, М. М. Рубинштейн, С. И. Гессен, другие видные педагоги. Подчеркивая своевременность поставленных К. Д. Ушинским вопросов, они особо отмечали правомерность выдвижения родного им языка в качестве стержня национального воспитания. Оно должно быть национальным. (Каптерев П. Ф. Новая русская педагогия, ее главнейшие идеи, направления и деятели. — Пб., 1914. — С. 145).

В современных условиях национальное воспитание прежде всего связано с возрождением патриотизма, как неоднократно подчеркивает в своих выступлениях Президент РФ В. В. Путин.

Возрождать воспитание нужно с национальных ценностей. Акад. Н. Д. Никандров по этому поводу пишет: «Здесь сразу же возникает  проблема соотношения наших, российских, ценностей и ценностей общечеловеческих. Разумеется, можно философствовать  и теоретизировать в любом  направлении. Но если взять реальную жизнь, я с трудом представляю  себе, чтобы воспитание сразу же опиралось на общечеловеческие ценности. Жизнь, родина, добро для ребенка  начинаются всегда с его ближайшего окружения. Лишь потом начинается постепенное  расширение его горизонта. Между  прочим, именно так ставится вопрос в Конвенции о правах ребенка (1991 г.), где об образовании сказано, что оно должно быть направлено на «воспитание уважения к родителям  ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям страны, в  которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизации, отличным от его собственной» (статья 29). Поэтому, может быть, не стоит так часто и так бездумно повторять слова об отвлеченных общечеловеческих ценностях, а чаще думать о ценностях наших, российских?» (Никандров Н. Д. Общечеловеческие ценности и воспитание // Педагогика. — 1997. — № 6).

Харламов. И.Ф Педагогика- Н.Гардарики 1999г-520с

Подласый И. П. Педогогика 100-вопросов 100 ответов: учебное пособие для вузов.


Информация о работе Цели воспитания