Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 15:52, реферат
Оценка специфики реализации Болонского процесса в России, источники его финансирования и возникающие проблемы.
ВВЕДЕНИЕ
1. Реформирование образования в связи с участием в Болонском процессе
2. Финансирование Болонского процесса
3. Результаты участия в Болонском процессе
4. Проблемы участия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
2. Болонский процесс по-прежнему недостаточно знают. Различные опросы и исследования, например, Национального фонда подготовки кадров, доказывают слабую информированность. Полноценные сайты, посвященные Болонье, есть у единичных вузов.
К тому же усугубляя недоверие и опасения, происходит смешение в понимании Болонского процесса. В действительности речь идет о гармонизации образовательных траекторий, создании понятной и сопоставимой системы степеней, но часто процесс понимается (я не говорю об экспертах) как унификация содержания образования, подчинение какому-то единому европейскому стандарту. А с другой стороны, БП в России осложняется тем, что он идет параллельно с радикальными внутренними реформами высшего образования и смешивается с ними, в частности, ассоциируясь с не всегда популярными мерами: ЕГЭ или слияния вузов в более крупные структуры. [1]
3. Частично, в силу вышеизложенных
причин, а также технических
4.
Проблемы участия
Так как Болонский процесс емкое понятие его внедрение связано с различными проблемами. Обозначим основные:
С одной стороны, в силу своей истории и культуры Россия считает себя составной частью европейской цивилизации. Но, ставя акцент на сохранении своего суверенитета, она не планирует вступать в Евросоюз в качестве полноправного члена и не собирается создавать какие-то формы ассоциации с ним. Президент Путин в статье «Да здравствует диалог Россия-ЕС!», опубликованной во французской газете «Монд» в марте 2007 г., подчеркнул, что ему близка формула Романо Проди: «Все, кроме институтов». Несмотря на такую позицию, в 2003 г. Россия присоединилась к Болонскому процессу - факт, который остался, впрочем, незамеченным подавляющим большинством в Европе, за исключением узкого круга экспертов. В Европе на сегодняшний день основная интерпретация позиции России заключается в том, что она дорожит собственным путем развития, национальной спецификой, все больше удаляясь при этом от европейских норм и ценностей (не говоря уже о «брутальном», как выразился в августе французский президент, использовании Россией своих энергетических ресурсов). Известен отклик, который нашла формулировка суверенной демократии, отвергающая любые формы внешнего влияния и имитационных моделей для России. Сегодня Россия рассматривается как более уверенная в себе страна, разочарованная сотрудничеством с Западом в 90-е годы, которая дорожит выходом на европейский рынок, но при этом не рассматривает Европу в качестве безусловного образца для подражания. [7]
Как
показал ретроспективный
Обнаруживается, что отсутствует явно обозначенная концепция реформирования российского образования в рамках Болонского процесса, нет определенного российского комитета или «штаба», который был бы центром по реализации Болонской реформы и нес бы ответственность за ее реализацию, нет центра, куда могли бы стекаться предложения, результаты исследований, критика хода реформы. Это отмечает и президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков: «Сегодня единого органа, который бы контролировал интеграцию европейской системы в российскую, просто не существует, как не существует и единой позиции по этому вопросу» (Власова, Окунева 2006). [16]
Высшее образование в России обладает одной принципиальной особенностью, какой нет ни в Европе, ни в Америке. Это - сосредоточение элитных вузов в Москве, Петербурге и в ряде академических центров. Это создает принципиальную проблему подготовки специалистов современного уровня в регионах. Низкий уровень мобильности, связанный с низким уровнем доходов населения, противоречит одному из ключевых направлений развития, обозначенных в Болонской Декларации.
Но новая система будет мертва без предоставления студентам большой свободы выбора предметов. Геннадий Бордовский Ректор Российского государственного педагогического университета имени Герцена считает, что в этом заключается самая большая сложность для российских вузов: «Мы давно уже работаем по новой технологии и можем сказать, что очень трудно предложить студенту на выбор равноценные программы. Студенты, как правило, выхватывают наиболее интересную программу. И получается так, что одни программы оказываются востребованы, а другие — нет. Возникает конфликт. Но без свободного выбора студента все это не будет иметь никакого результата. Те, кто решились переходить новую образовательную технологию, должны понимать, какую ответственность они принимают на себя. В частности, это полное изменение роли библиотеки. Библиотека перестает быть складом учебников. Библиотека становится главным информационным центром, который включен в эту программу». [13]
Однако
введение в России двухуровневой
системы столкнулось с
Как
известно, одной из основных составляющих
Болонского процесса является проблема
механизмов и инструментов обеспечения
качества образования. Очевидно, что решение
проблем, препятствующих оптимальному
финансированию сферы образования, является
первостепенной задачей в деле обеспечения
качества российского образования. [6]
ЗАКЮЧЕНИЕ
На данный момент участие России в Болонском процессе фактически реализуется как две основные идеи: внедрение двухуровневой системы высшего образования и обеспечение качества образования через установление госстандартов и введение ЕГЭ. Систематический анализ по Болонскому процессу обнаруживает, что нигде не затрагивается проблематика содержания образования, а речь идет только об организационных формах и их внедрении. Но не форма определяет результаты образования, а в первую очередь содержание учебных курсов и качество методик преподавания. Кроме этого ни разу ни в документах и ни в обоснованиях Болонского процесса не прозвучала идея, что принципиально и само содержание того, что собираются реформировать. Болонские же реформаторы собираются справиться со всеми предметными науками, пропустив их через единое «прокрустово ложе» болонских обязательных форматов. [16]
Студенты
России также неоднозначно относятся
к болонского процессу. 16 ноября 2006
года прошла Всероссийская студенческая
конференция по проблем участия в болонском
процессе. На ней были обнародованы результаты
социологического исследования, в ходе
которого было опрошено 453 студента из
11 вузов. Российские средства массовой
информации обнародовали лишь некоторые
результаты и выводы социологов: 57 % опрошенных
хотели бы учиться 5 лет, как предусматривает
старая система образования, 36% - 6 лет и
получить степень магистра и только 3%
хотели бы завершить свое образование,
получив степень бакалавра. По данным
исследования при выборе предметов студенты
предпочитают те, которые легче сдать.
72% опрошенных хотели бы проучиться год
или семестр в вузе другой страны или другом
вузе Российской Федерации, однако лишь
5% студентов способны оплатить свое обучение. [10]
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Болонский процесс в Российской Федерации