Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 02:00, доклад
Уже более пяти лет европейское образовательное сообщество живет под знаком так называемого Болонского процесса. Его суть заключается в формировании на перспективу общеевропейского высшего образования, основанного на общности принципов функционирования.Многие украинские и российские ученые посвящают свои труды и статьи изучению Болонского процесса. Среди них Н. В. Демьяненко, Л.Л. Товажнянский, Г.Г. Крючков, В.И. Байденко, Ю. М. Якименко, З.И. Тимошенко и другие. Целью работы является предоставление краткий обзор истории Болонского процесса, выявить факты и факторы обусловиливания его формирования и показать на примере Франции как реализуются реформы высшего образования по требованиям Болонского процесса.
Уже более
пяти лет европейское
Толчком к
радикальному реформированию европейской
системы высшего образования
были студенческие забастовки 1968 года,
прежде Парижского университета - Сорбонны,
которые привели к коренным изменениям
в законодательстве европейских
стран. Обеспокоенность европейской
общественности обуславливалась качеством
обучения, конкурентоспособностью выпускников
высших учебных заведений, которые
уступали на рынке труда своим
североамериканским коллегам. Процесс
перестройки высшего
Декларациями и принятыми решениями были выдвинуты две основные цели:
• превратить
европейский континент в
• сделать это пространство прозрачным и привлекательным для всего мира. [2, 10] Сохраняя культурное достояние каждой страны, Болонский процесс имеет цель облегчить постепенную адаптацию каждой нации к необходимым изменениям, причем каждая страна осознает, что для высшего образования нет другого пути развития, чем обеспечить ее прозрачность и качество на мировом уровне. Возможно, именно такая двухмерность - международность и национальность - позволила за четыре года достичь одобрения этой политики почти во всех странах Европы. На конференциях с участием министров в Сорбонне (1998 год), Болонье (1999 год), Праге (2001 год), Берлине (2003 год) и Бергене (2005 год) были приняты ряд решений. Изучение подписанных документов позволяет установить, что при работе этих конференций была одобрено и углубленно общее направление с учетом итогов мероприятий, проведенных в разных странах. Основные векторы совместных действий можно кратко изложить следующим образом:
• принятие сравнительной структуры высшего образования, которое имеет три основных уровня, достичь которых можно в течение аналогичного срока обучения: бакалавр, магистр, доктор;
• разработка
модульного принципа образования, согласно
европейской системе кредитов - ECTS;
• обеспечение взаимного
• интеграция
потребностей в профессиональном образовании
на различных уровнях и
• разработка методологических основ для оценки качества образования;
• опора
на участников образовательного процесса,
прежде всего на университеты (Европейская
ассоциация университетов) и на студентов
(Национальные союза студентов Европы)
[2; 34]
Своими начинаниями
и реформами Франция сделала весомый вклад
в развитие общеевропейского научного
и образовательного пространства. Анализ
современного состояния образования во
Франции свидетельствует о постоянном
внимании государства к проблемам образования.
После Сорбоннской конференции в 1998 году
мероприятия, которые вводились во Франции,
были направлены, прежде всего на развитие
общей структуры европейского уровня,
что в свое время получила название "3-5-8"
или LMD (Licence – master - doctor - лиценциат-мастер-доктор).
Это вызвало уточнение понятия ступени
образования, которое было определено
как сертифицированный уровень образования
независимо от отрасли знаний или специальности.
Он присваивается дипломом по специальности.
В 1999 году существовало три степени (бакалавр,
лиценциат, доктор наук); итак достаточно
было ввести дополнительно систему "бакалауреат
+5", чтобы достичь поставленной цели
- степени "магистр", который в 2002
получил название "мастер" для внесения
большей ясности этого вопроса в международном
контексте. С 1999 года степень "мастер"
автоматически приравнивается к дипломам
DЕА (Diplome d'etudes aprofondies - диплом углубленного
образования) и DESS (Diplome d'etudes superieures specialisees
- диплом специализированного высшего
образования), диплома инженера и с 2002
года - к диплому магистра. Он также может
приравниваться к другим дипломам этого
же уровня, внесенных в список министром,
уполномоченным по вопросам высшего образования.
С согласия всех заинтересованных сторон
была создана специальная комиссия по
вопросам качества образования и дипломирования
управленческих кадров, вроде комиссии
по инженерным специальностям. Эта комиссия
начала свою работу летом 2002 года. Согласно
решению Болонского процесса, на уровне
лиценциата и учитывая внедрение профессиональной
ориентации первой степени, основной задачей
было создание нового диплома: специализированного
лиценциата. Этот уровень - переходный
между уровнем техника высшей квалификации
и уровню инженера или управленца (второй
уровень) - предусматривает как приобретение
начального высшего, так и образования;
его образовано благодаря тесному сотрудничеству
между учебными заведениями и профессиональной
средой. Этот новый диплом имел значительный
успех: до начала занятий в 2002 году было
открыто 600 таких степеней. Это позволило
обучать по новым квалификациями, усилить
профессиональное направление и снять
ограничения деятельности университетских
технических институтов и других подразделений
в рамках учебных заведений, что стало
возможным благодаря установке партнерских
связей между университетами - высшими
школами, университетами - лицеями.
Кроме реформирования сугубо просветительской отрасли, во Франции было решено углубить формирования европейского научно-образовательного пространства согласно глобальным подходам:
• которые распространялись на все формы французской системы высшего образования,за которое ни отвечало б министерство;
• включающих начальное высшее образование и непрерывное образование на протяжении всей жизни, академическое образование и профессиональное образование, очную и дистанционную формы, традиционные формы преподавания и преподавания с помощью компьютерных технологий и т.п.;
• укрепляющих, с одной стороны, автономию учебных заведений, их новаторство, введение инноваций, а, с другой - современные методы национального оценивания;
• что начинают
новую ситуацию, при которой бы новые правовые
рамки не заменяли бы старые (которые не
отменяются), а давали бы учебным заведениям
возможность выбора. [1; 105]
В этом контексте было опубликовано четыре законодательные акты министерства образования Франции:
1.Декрет, определяющий принципы европейского научно-образовательного пространства; он внедряет систему кредитов и подчеркивает создание системы образовательных предложений, организованной в гибкие учебные циклы образования; он предоставляет каждому министру возможность применять эти общие принципы согласно секторов образования, находящихся в его компетенции; Декрет, модернизирует в целом государственный сектор, приводит в соответствие юридические понятия степени, звания государственного диплома, определяя, в частности, как государственный любой диплом, выданный под контролем государства, он устанавливает общий принцип государственного периодического оценивания (контроля), и последнее, он поручает министра по вопросам высшего образования обеспечить единство французской образовательной системы.
2.Наконец,
два других декрета касаются обобщенного
учета в обучении предыдущих достижений
студентов, связанные с их обучением за
границей, и является результатом их профессиональной
деятельности; они определяют таким образом
условия зачисления, которое позволяет
оптимизировать этапы обучения и сформулировать
общие принципы начального и непрерывного
обучения. Поэтому что касается университетов
(но это выходит и за их пределы), то эти
принципы были разработаны для обучения
в лиценциате, магистратуре и докторантуре.
Эта система дополнена установлением
стипендий, мобильности студентов и основными
правовыми положениями, которые будут
способствовать международной инициативе
заведений.
Заключение
Последние шесть лет высшие учебные заведения Франции работали над поиском модели их функционирования, которая бы лучше интегрировала главные цели Болонского процесса. Вследствие этого была принята новая система образовательных уровней LMD (licence - master-doctor - лиценциат-мастер-доктор), было внедрены единую европейскую систему кредитов ЕCTS, был создан новый диплом - специализированный лиценциат, введение стипендии на поддержку мобильности студентов и для содействия международной инициативы высших учебных заведений.