Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 15:00, лекция
Наиболее общим является понятие «человек» - биопсихосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями.
Понятия «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность», их соотношение.
Биологическая подструктура личности.
Психологическая подструктура личности: сенсорно-перцептивные процессы (ощущение, восприятие, представление), мнемические процессы (память), интеллектуальные процессы (мышление, речь, воображение).
Восприятие окружающего мира как относительно устойчивого и постоянного называется константностью.
Целостность восприятия - выражается в том, что образы отражаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств, даже если отдельные из них в данный момент не ощущаются.
Если результатом ощущения является некоторое чувство (например, ощущение яркости, громкости, соленого, равновесия и т.д.), то в итоге восприятия складывается образ, включающий целый комплекс различных взаимосвязанных ощущений.
Образ, складывающийся в процессе восприятия, предполагает взаимодействие нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает активнее, различают и виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное восприятие.
Восприятия подразделяют также и на другие виды.
В зависимости от целей: преднамеренное и непреднамеренное восприятие.
В зависимости от степени организации: организованное (наблюдение) и неорганизованное восприятие.
В зависимости от формы отражения:
Нарушения восприятия:
Представление - процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека.
По видам ведущего анализатора:
По степени обобщенности:
Единичные представления - это представления, основанные на восприятии одного определенного предмета или явления. Часто они сопровождаются эмоциями. Эти представления лежат в основе такого явления памяти как узнавание.
Общие представления - представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов. Этот вид представлений чаще всего формируется при участии второй сигнальной системы и словесных понятий.
Схематизированные представления представляют предметы или явления в виде условных фигур, графических изображений, пиктограмм и т.д.
По степени волевых усилий:
Непроизвольные представления - это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека, например – грёзы.
Произвольные представления - это представления, возникающие у человека под воздействием воли, в интересах поставленной им цели.
По происхождению: представления восприятия, представления мышления, представления воображения.
Мнемические процессы
Память – это психический познавательный процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающий возможным его возвращение в сферу сознания и использование в деятельности.
Процессы памяти:
Запоминание – это процесс введения информации в сознание человека. Процесс запоминания протекает в трех формах: запечатление, непроизвольное запоминание, произвольное запоминание.
Запечатление - прочное и точное сохранение в кратковременной и долговременной памяти событий в результате однократного предъявления материала на несколько секунд.
Непроизвольное запоминание - сохранение в памяти событий в результате их многократного повторения. Непроизвольное запоминание отражает постоянно действующие, повторяющиеся события.
Произвольное запоминание - ведущая форма запоминания, связанная с необходимостью сохранить знания, навыки, необходимые для трудовой деятельности.
Заучивание - запоминание с целью сохранить в памяти тот или иной материал.
По отношению к исходному тексту различают заучивание дословное, близкое к тексту и смысловое. По характеру связей в запоминаемом материале выделяют запоминание механическое и смысловое.
Сохранение - более или менее длительное удержание в памяти сведений, полученных в опыте. Сохранение имеет две стороны - сохранение и забывание.
Воспроизведение - воссоздание в деятельности и общении сохраненного в памяти материала. Различают несколько уровней воспроизведения:
- узнавание - воспроизведение при опоре на восприятие объекта;
- собственно воспроизведение - воссоздание материала, не вызывающее затруднений и не требующее опоры на восприятие;
- припоминание - воспроизведение, при котором в данный момент нет возможности вспомнить нужное, но есть уверенность, что оно запомнено.
Виды памяти. Существуют различные классификации памяти. Наиболее широкая классификация памяти – на генетическую (наследственную в виде кодов ДНК, которая определяет формирование организма, его структур) и прижизненную (хранилище информации, полученной с момента рождения до смерти).
Прижизненная память в свою очередь подразделяется на следующие виды:
по сенсорной модальности — зрительная (визуальная) память, моторная (кинестетическая) память, звуковая (аудиальная) память, вкусовая память, болевая память;
по содержанию — образная память, моторная память, эмоциональная память;
по организации запоминания— эпизодическая память, семантическая память, процедурная память;
по временным характеристикам — долговременная память, кратковременная память, ультракратковременная (мгновенная) память, оперативная, промежуточная;
по наличию цели — произвольная и непроизвольная;
по наличию средств — опосредованная и неопосредованная;
по уровню развития — моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая.
Памяти присущи следующие характеристики: объем (максимальное число несвязанных между собой объектов, которые можно удержать, повторить или осознать за один раз), быстрота (способность человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию с разной скоростью), точность (способность к воспроизведению материала без искажения) и длительность (минимальным временем между двумя последовательными обращениями к памяти).
Законы памяти
Закон памяти |
Практические приёмы реализации |
Закон интереса |
Интересное запоминается легче. |
Закон осмысления |
Чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится. |
Закон установки |
Если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче. |
Закон действия |
Информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше. |
Закон контекста |
При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше. |
Закон торможения |
При изучении похожих понятий наблюдается эффект «перекрытия» старой информации новой. |
Закон оптимальной длины ряда |
Длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём кратковременной памяти. |
Закон края |
Лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце. |
Закон повторения |
Лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз. |
Закон незавершённости |
Лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и т.д. |
Классификация видов памяти (надо завершить)
Критерий |
Вид |
Содержание |
|
Время |
|
Организация запоминания |
|
Все нарушения памяти (амнезии) делятся на:
Особо выделяется детская амнезия— потеря памяти на события раннего детства. По-видимому, этот вид амнезии связан с незрелостью гиппокампальных связей, либо с использованием других методов кодирования «ключей» к памяти в этом возрасте.
Литература
1 Асмолов, А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. - М.: МГУ, 1990. - 367 с.
2 Дьяченко, М.И. Краткий психологический словарь / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Мн.: Хэлтон, 1998. - 399 с.
Информация о работе Биологическая и психологическая подструктура личности