Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 12:33, доклад
К. Д. Ушинский родился 2 марта в Туле в небогатой дворянской семье.
Рос и воспитывался в Новгороде-Северском Черниговской губернии. До 11 лет мальчик обучался дома, а потом он поступил в третий класс гимназии. В возрасте 16 лет он, окончив гимназию, отправляется с двумя товарищами в
Москву для поступления в университет.
Краткая биография. Становление мировоззрения
К. Д. Ушинский родился 2 марта в Туле в небогатой дворянской семье.
Рос и воспитывался в Новгороде-Северском Черниговской губернии. До 11 лет
мальчик обучался дома, а потом он поступил в третий класс гимназии. В
возрасте 16 лет он, окончив гимназию, отправляется с двумя товарищами в
Москву для поступления в университет. Пройдя испытания, Ушинский в 1840
году становится студентом юридического факультета Московского университета.
После окончания университета, в 1846 г., Константин Ушинский был назначен
исполняющим обязанности профессора "камеральных наук" (экономики, финансов
и т. д.) Ярославского Демидовского юридического лицея. Молодой профессор
отличался смелостью и самостоятельностью суждений. В своих лекциях он
увлекательно раскрывал передовые для того времени идеи и пользовался
любовью у студентов. Некоторое время (с марта по май 1848 года) он
редактировал неофициальную часть газеты "Ярославские губернские ведомости"
и способствовал пропаганде естественнонаучных и исторических знаний.
"Статьи, написанные К. Д. Ушинским для ярославской газеты, - пишет Д. Н.
Иванов, исследовавший жизнь и деятельность великого педагога в Ярославле, -
были его первыми
отразились его общественно - политические взгляды. В них он ставил и
обсуждал вопреки инструкциям для местных газет вопросы государственного
значения".
Ярославский период в жизни Ушинского имел огромное значение: здесь
совершенствовалось его педагогическое мастерство, вырабатывались передовые
педагогические взгляды. Начальство заподозрило молодого педагога в
политической
большой потерей для передовой демократической интеллигенции и студенчества
Ярославля. "Не покидайте нас, - писали студенты Ушинскому. - Мы так
привыкли к Вашему живому слову, так полюбили Вас, что не хотим примириться
с мыслью о разлуке с Вами". Переехав в Петербург, Ушинский активно
сотрудничает по актуальным вопросам педагогики и народного образования в
Некрасовском "Современнике",
преподает словесность и
сиротском институте, работает инспектором Смольного института.
Прогрессивная деятельность в Смольном институте вызвала недовольство
реакционеров, по доносу которых в начале 1862 г. он снова уволен как
опасный для молодежи педагог. В последующие годы Ушинский всецело отдался
литературно - педагогической деятельности. "Сделать как можно больше пользы
моему отечеству, - писал он, - вот единственная цель моей жизни, и к ней-то
я должен направлять все свои способности".
Научно-педагогическая и литературная деятельность Ушинского была
глубоко чужда и враждебна официальной России. Когда Д. Ушинский 22 декабря
1870 (3 января 1871) года умер, Л.Н. Трефолев подготовил для Ярославских
губернских ведомостей некролог о нем, чем вызвал недовольство ярославского
вице-губернатора. Наши современники глубоко чтят память великого русского
педагога. Ежегодно проводятся педагогические чтения, учреждена медаль К. Д.
Ушинского, издано Полное собрание его сочинений. В Ярославле улица названа
его именем.
Имя К. Д. Ушинского носит Ярославский педагогический университет.
Начало педагогической деятельности
К.Д.Ушинского совпало с
общественного движения в России в середине 50-х годов XIX столетия. Но не
только совпало. Его деятельность была вызвана и всецело обусловлена этим
движением.
К.Д.Ушинский вошел в педагогику, когда школа и педагогическая наука
стояли перед необходимостью радикальных преобразований. Но всякая
«историческая потребность вызывает к деятельности людей и дает силу их
деятельности»[2]. В русской педагогике 60-х годов «историческая
потребность» вызвала к жизни замечательную фалангу педагогов -
шестидесятников. Их вдохновителем и идеологом стал Ушинский.
«У каждого века,- писал Чернышевский,- есть свое историческое дело,
свои особенные стремления. Жизнь и славу нашего времени составляют два
стремления, тесно связанные между собой и служащие дополнением одного
другому: гуманность и забота об улучшении человеческой жизни.…Даже
отдельные науки приобретают или теряют свою относительную важность по мере
того, в какой степени служат они господствующим потребностям века»[3].
К.Д.Ушинский поставил педагогику на службу этим потребностям. Основной,
главной задачей его творчества стала реализация в педагогике социальных
требований эпохи падения
крепостного права и тех
выдвигались логикой развития самой науки.
Корень противоречивости взглядов великого педагога — столкновение
между объективным содержанием его демократических требований и субъективной
ограниченностью его социально-философских воззрений. Эта ограниченность
имела, впрочем, и объективное основание. Противоречия, присущие
мировоззрению К. Д. Ушинского, порождались не только субъективным,
личностным фактором, но и фактором объективным — конкретными историческими
условиями. Эти объективные исторические условия включали, с одной стороны,
социальную ситуацию и, с другой, реальную ситуацию в науке: состояние
научных знаний и уровень их обобщения в философии.
Мировоззренческие позиции молодого Ушинского в годы учебы в Московском
университете складывались под воздействием двух основных направлений;
идеалистической философии,
преимущественно гегелевской
пропагандистом которой был профессор П. Г. Редкий, и естественнонаучного
учения об органической природе, представленного в университете выдающимся
русским естествоиспытателем К. Ф. Рулье.' Влияние первого направления было
преобладающим. И объяснялось это прежде всего социальной атмосферой, точнее
- социально-психологической атмосферой той среды, которая окружала будущего
педагога. Глубокое изучение К. Д. Ушинским достижений естественных наук,
явившееся одной из предпосылок создания «Педагогической антропологии»,
существенно изменило соотношение в его взглядах мировоззренческих факторов,
о которых говорилось выше. В 60-х годах он развенчивал объективный идеализм
как «новую мифологию», резко критиковал его за пренебрежение реальным миром
и реальным знанием ради «абсолютного духа», который «сам из себя развивает
весь мир» (III, 345). Естествознание, писал ученый, обнаружило
несостоятельность «идеальной философии»; в свою очередь, она сама «лишила
естественные науки
Тем не менее, религиозность К. Д. Ушинского оставила заметный след в
его педагогическом творчестве. Особенно — в этической концепции педагога и
в его теории нравственного воспитания. Именно здесь более всего проявилась
противоречивость
морали, наделение религии моральной санкцией. Ушинский оставался верен
самому распространенному предрассудку эпохи — преувеличению моральной
значимости религии (особенно первоначального христианства), предрассудку,
которого не избежали даже многие представители домарксового материализма,
абсолютно не принимавшие религии, «...христианство,— писал, например, Л.
Фейербах,— принесло в мир другое средство культуры: мораль, учение о
нравственности»[4].
Отдавая науке сферу знания и оставляя религии сферу морали, К. Д.
Ушинский вместе с тем не раз подчеркивал, что мораль, насаждавшаяся
официальной церковью, «условна», что церковь, государство и общество «берут
из морали» только то, что им «нужно для своего существования и преуспеяния»
(X, 345).
Социальные установки Ушинского явились основой его мировоззренческих
позиций, фундаментом и предпосылкой его педагогических идей. Ценность и
сила этих идей состоит более всего именно в их социальной емкости.
Творчество Ушинского наглядно раскрывает специфику и внутреннюю логику
социальных и педагогических теорий: чем более демократичны эти теории, тем
более эффективен и перспективен их научный выход.
Информация о работе Биография и становление мировоззрения Ушинского