Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 16:42, курсовая работа
Цель исследования: выделить и изучить психологические аспекты проблемы подростковой беспризорности .
Объект исследования: подростковая беспризорность.
Предмет исследования: психологические аспекты причин подростковой беспризорности.
Введение.
Глава I . Безнадзорность и беспризорность как социальное явление.
§1.1. Понятие безнадзорности и беспризорности.
§1.2. Особенности подросткового возраста и подростковой беспризорности.
Глава II. Психологические причины проблемы беспризорности.
§2.1. Описание этапов и методов исследования.
§2.2. Исследование причин подростковой беспризорности.
Заключение.
Список литературы.
-
психологические (ранимость
- медицинские (распространение пьянства, алкоголизма, наркомании; рост генетически обусловленных психических заболеваний среди взрослого населения России, а также среди детей и подростков);
- социально-правовые (не достаточно чётко проработанный механизм
профилактики детской беспризорности и безнадзорности, в частности, громоздкость процедур усыновления, недостатки устройства системы интернатных учреждений и др.);
- рост криминализации общества (проституция, торговля наркотиками и пр.)
Как
видно из вышеизложенного, данное явление
нельзя считать только «социальной
болезнью» цивилизованного
ГЛАВА II. Психологические причины проблемы беспризорности.
2.1. Описание этапов и методов исследования.
Практическая работа по рассмотрению причин подростковой беспризорности заключалась в проведении эмпирического исследования. В исследовании принимали участие учащиеся 9-го и 10-го класса школы №5 г.Тирасполя. В исследовании приняли участие 45 человек: 23 учащихся 9-го класса и 22 учащихся 10-го класса.
На первом (подготовительном) этапе был осуществлен теоретический анализ по проблеме подростковой беспризорности и особенностях подросткового возраста.
На втором (экспериментальном) этапе была осуществлена программа эмпирического исследования, включавшая в себя реализацию следующих методик:
1 Тест-опросник родительского отношения к детям
(А.Я. Варга, В.В. Столин)
2. Опросник Т.А.Гурко направлен на изучение отношений подростков к незащищенным общественным слоям общества.
На заключительном, третьем, этапе проведены анализ, синтез, обобщение, интерпретация полученных в ходе исследования эмпирических данных, сформулированы выводы, выявлена правомерность выдвинутой гипотезы.
Целью тест-опросника родительского отношения к детям (А.Я. Варга, В.В. Столин) является выявление взаимоотношения родителей к детям.
Опросник состоит из 61 вопроса и 5 шкал. Предлагаемый опросник содержит некоторые утверждения о воспитании детей. В этом опроснике нет “правильных” или “неправильных” утверждений.
Опросник
Т.А.Гурко. Целью здесь было поставлено
изучить отношение подростка к другим
незащищенным слоям социума. Предполагалось,
что социализация действует на отношение
индивида к окружающему и отражается на
поведении к данным слоям общества.
Данный опросник состоит из 5 вопросов
и допускает два варианта ответа: «Да»,
« Нет».
2.2. Исследование причин подростковой беспризорности .
Для исследования причин подростковой беспризорности были применены следующие методики:
1. Тест-опросник
родительского отношения к
(А.Я. Варга, В.В. Столин)
2. Опросник Т.А.Гурко
Рассмотрим данные диагностики, полученные с применением данных методик.
В результате проведения Теста-опросника родительского отношения к детям, мы выявили следующие результаты. Данные представлены в таблице
Шкалы | Показатель |
Конфликтные отношения |
35% |
Нет заинтересованности |
25 % |
Нет взаимопонимания подростка с родителями | 40% |
Принятие ребенка младше реального возраста | 23 % |
Нет контроля над поведением подростка | 27% |
Из таблицы 1 видно, что у 35% респондентов выражено конфликтное отношение к своему ребенку. Родитель не воспринимает ребенка таким, каким он является. Взрослый не принимает интересы ребенка и меньшее время проводит с ним.
25 % респондентов не заинтересованы в дальнейших планах и делах своего ребенка.
40% испытуемых не ощущают себя со своим ребенком, как с единым целым , не удовлетворяют все потребности подростка, не ограждают его от трудностей и неприятностей. Такие родители не находятся в переживании за ребенком, тем самым дают ребенку свободу.
23
% испытуемых видят своего
ребенка младше реального
27% респондентов не контролируют поведение ребенка.
Рисунок 1. Взаимоотношения родителей с детьми.
Из таблицы 1 и рисунка 1 видно, что у 40% родителей нет взаимопонимания с детьми, 35% родителей имеют конфликтные отношения со своими детьми, 25% не заинтересованы в дальнейших планах ребенка, 27% не ведут контроль над поведением ребенка, 23% родителей не принимают всерьез чем занимается ребенок.
2.
В результате проведения (Тест-Опросника
Т.А.Гурко) мы выявили, что у подростков
обнаружены проблемы во взаимоотношениях
с родителями (рис. 2).
Рисунок 2. Соотношение результатов ответа.
Анализ результатов исследования показал, что в подростковом возрасте социализация семьи снижается, подросток отделяется от родителей, пытается решить свои проблемы самостоятельно без советов и опыта родителей. В 9-м классе это наблюдается у 45% испытуемых, а у 10-го класса этот показатель наблюдается 55% . Исходя из этого следует, что подростки 9-го класса и 10-го класса менее доверяют родителям и рассказывают о своих переживаниях.
3.Рассмотрим
выявленные факторы
деструктивные семьи (80%),семейные кризисы (40%), психолого-педагогическая несостоятельность родителей (50%), социально-демографические факторы (60%), конфликтные взаимоотношения подростков с родителями (90%).
Подводя итоги исследования, мы видим, что отношение детей и родителей находится на низком уровне, и в большинстве случаев ребенок не делится своими проблемами с родителями, таким образом, у подростков отмечается узкий спектр интеллектуальных интересов, низкая способность к обучению, непостоянство, отсутствие стойкойсти мотива.
В данной работе проведен теоретический анализ по проблеме подростковой беспризорности. Для подростков из неблагополучных семей характерен особый процесс социализации, обусловленный особенностями дефекта. Для них характерны следующие особенности: выраженное стремление к самоутверждению, игнорирование социальных условностей и авторитетов , агрессивное отстаивание своих прав на самостоятельность, они способны проявлять во вне свою раздражительность и враждебные чувства, проявляют слабый интерес к общественным нормам и не прилагают усилий для их выполнения, презрительно относятся к моральным ценностям и ради собственной выгоды способны на нечестность и обман.
Одна из задач нашего исследования заключалась в проведении теоретического анализа литературы по теме исследования (дать общую характеристику подростковой беспризорности, проблеме возникновения подростковой беспризорности и рассмотреть особенности подросткового возраста).
У подростков со склонностью к бродяжничеству часто отмечается непостоянство, отсутствие стойкой мотивации, отсутствует способность решать абстрактные задачи, они выполняют предложенные задания, используя лишь конкретно-ситуационные признаки, примитивно подходят к решению своих проблем.
Основным
результатом анализа
Для выхода из сложившегося положения следует выделить три основных подхода:
1. Следует настойчиво
совершенствовать существующую
систему путем развития
2. Необходимо
создать специальный орган
3. Целесообразно
передать функции по
Устранению детской безнадзорности и беспризорности должна соответствовать социальная политика, направленная не на ликвидацию последствий, а на преодоление причин, порождающих детскую безнадзорность и беспризорность, их раннюю профилактику.
Детям очень важно чувствовать, что мир
к ним не безразличен…
2. Беляева Л.И. Материалы конференции «Подросток
и закон». Институт «Открытое общество»
(Фонд Сороса). – М.: Юристъ, 2002.
3. Волкова Н., Величко О. Профилактика безнадзорности
и правонарушений совершеннолетних //
Законность, 2000.
4. Адлер А. Беспризорные дети. – Ф.-на Майне.
1997.
5.Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация
несовершеннолетних / Дис. на соиск. уч.
степ. к.п.н. – Свердловск, 1986.
6. Российская педагогическая энциклопедия
/Под ред. д.п.н., проф. В.М. Константинова.
– М.: Знания, 1993.
7. Слуцкий Е.Г. Беспризорность в России:
вновь грозная реальность //Социс, 1998. №3.
8. Дармодехин С.В. Безнадзорность детей
в России // Педагогика, 2001. №5
9. Нечаева А.М. Детская беспризорность
– опасное социальное явление // Государство
и право, 2001. №6
Информация о работе Беспризорность как социально-педагогическая проблема