Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 12:26, реферат
Детская беспризорность – это полный отрыв несовершеннолетнего от семьи, сопряжённый с утратой постоянного места жительства и занятий. Является наиболее острой формой безнадзорности — ослабления попечения о несовершеннолетних со стороны родителей или заменяющих их лиц (недостаточность воспитывающего влияния, контроля за времяпрепровождением, связями, поведением и т.д.).
Введение.................................................................................................................3
Беспризорность как социальная патологии...................................................4-6
Классификация категорий беспризорных детей............................................7-10
Социально-педагогическая работа с беспризорниками...............................11-13
Формы и методы социально-педагогической работы с беспризорниками14-17
Заключение.......................................................................................................18-19
Список использованной литературы...................................................................20
беспризорников.Следует проводить
различие между детьми-беглецами и бездомными.
Для беглеца бегство из дома обычно является
результатом импульсивного поведения,
рассчитанного на внешний эффект. Подросток
знает, что семья делает все возможное,
чтобы вернуть его домой и добиться примирения.
Обычно подростки, убежавшие из дома, хотят
вернуться назад. Бездомным считается
человек, не имеющий постоянного жилища,
или человек, не ведущий оседлого образа
жизни. В противоположность беглецу, бездомными
подростки становятся вследствие патологических
отношений и кризисных ситуаций в семье.
В течение длительного времени подросток,
возможно, жил в невыносимых условиях:
испытывал голод, насилие, жестокость. Наиболее
простая схема — делить причины ухода
детей из дома на две категории: "побег
от" и "побег к". Такое деление показывает,
какие подростки убегают в поисках приключений,
какие — из-за притеснений. Причины побегов
разнообразны. Всех подростков, склонных
к побегам из дома и бродяжничеству, можно
разделить на четыре основные группы:
1) нормальные дети и подростки, живущие
и воспитывающиеся в хорошей, здоровой
обстановке, совершившие побеги из дома
под влиянием свойственной подростковому
возрасту тяге к романтическому, жажде
путешествий и приключений;
себя и своих детей, ведя при этом асоциальный образ жизни. Таким образом, дети лишаются жилья. В нашем обследовании подобная группа детей отсутствовала, однако нельзя было не упомянуть о них. Большинство бездомных детей — жители городов .Очевидно, сельские жители менее разобщены и в большей мере, чем горожане, поддерживают и помогают друг другу. Подросткам-беглецам может грозить ряд серьезных опасностей. В частности, опасным может оказаться место ночевки бездомных детей. Ночуют бездомные дети обычно "где придется" Они могут стать легкой добычей для любого, в том числе и маньяка. Убежав из дома, от притеснения и жестокости родителей, подросток часто по-прежнему подвержен риску стать жертвой насилия, ограбления, оскорбления. Велика для этих детей и вероятность приобрести пагубные привычки, пристраститься к наркотикам, алкоголю, проституции. По наблюдениям специалистов инспекции по делам несовершеннолетних, всех беспризорников можно поделить на следующие 4 условные группы:
-беспризорники по образу
жизни, привычкам и убеждениям,
которые имеют место
-беспризорники по неволе,
которые действительно убежали
от насилия, голода, притеснений
и прочих социальных бед,
-беспризорники, оказавшиеся
на улице помимо своей воли,
однако привыкшие к этому
-беспризорники, которые
преодолевают иногда сотни
10
Социально-педагогическая работа с беспризорниками
Предметом особой заботы любого цивилизованного общества являются охрана и укрепление здоровья подрастающего поколения, борьба с такими негативными социальными явлениями, проявляющимися в их среде, как пьянство, наркомания, проституция, преступность. В систему профилактики правонарушений, беспризорность среди несовершеннолетних входят органы внутренних дел, образования, здравоохранения, юстиции, уполномоченный государственный орган по вопросам занятости, местные представительные и исполнительные органы, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и иные государственные органы в пределах своей компетенции.
В борьбе с беспризорностью предупреждением правонарушений среди несовершеннолетних ведущая роль отведена инспекциям по делам несовершеннолетних в органах внутренних дел, которые организуют и проводят систематическую и целенаправленную профилактическую деятельность.Инспекции по делам несовершеннолетних, выполняя задачи по предупреждению преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, защите прав, интересов и свобод последних от преступных посягательств, осуществляют следующие мероприятия:по организации профилактической работы с несовершеннолетними, совершающими антиобщественные поступки и преступления, с родителями или лицами, их заменяющими, злостно не выполняющими обязанности по воспитанию детей или своим поведением отрицательно влияющими на воспитание последних;по подготовке предложений в соответствующие государственные органы и общественные организации по вопросам совершенствования воспитательной работы и ранней профилактики; улучшения использования в процессе профилактики возможностей общественных формирований, студенчества, ветеранов войны, труда; оказания помощи несовершеннолетним правонарушителям в трудовом и бытовом устройстве и т.д.;по взаимодействию с воспитательными колониями, специальными учебными заведениями закрытого типа, подразделениями органов внутренних дел, суда и прокуратуры по вопросам предупреждения групповой и повторной преступности;информируют местные государственные органы, общественные организации, администрацию по месту учебы или работы несовершеннолетних, а также по месту работы родителей или лиц, их заменяющих, о правонарушениях несовершеннолетних, причинах и условиях, способствующих совершению правонарушений;систематически выступают перед населением, в учебных заведениях, трудовых коллективах, в печати, по радио, телевидению по
11
вопросам предупреждения правонарушений преступлений среди несовершеннолетних.
Но, в настоящее время в органах внутренних дел, которые организуют и проводят систематическую и целенаправленную профилактическую деятельность, существует ряд проблем. Так, в настоящее время органы опеки по причине сокращения штата инспекторов не справляются с объемом возложенных на них функций по определению детей в детские дома и интернатные учреждения. Эта функция частично возложена на участковых инспекторов по делам несовершеннолетних, в профессиональные задачи которых работа с сиротами не входит. Работу с детьми-беспризорниками ведут практически лишь органы внутренних дел, использующие свои методы работы, свой стиль решения проблем, связанных с детской беспризорностью. При этом главная их задача — обнаружить, задержать, препроводить по принадлежности. Часто туда, откуда ребенок, подросток ушел или убежал, что само по себе антигуманно, антипедагогично и, в конечном счете, нерезультативно — несмотря на колоссальную трату сил и средств. Проблема беспризорных детей - это комплексная социальная проблема. Дети, оказавшиеся по тем или иным причинам на улице или без надлежащего педагогического надзора, нуждаются в разнообразной поддержке: в помощи психолога, в услугах врача; большинству необходимы активная помощь и сотрудничество со стороны родителей, многоаспектная помощь социальных служб.Однако при всей важности и необходимости удовлетворения названных потребностей, магистральным направлением решения проблемы беспризорных детей и подростков является система профилактических и предупреждающих мероприятий.
Профилактика и предупреждение
детской беспризорности - это система
правовых, педагогических, медицинских
и иных мер, направленных на предупреждение
беспризорности и антиобщественных действий
среди несовершеннолетних, выявление
и устранение причин и условий, им способствующих,
осуществляемых в совокупности с индивидуальной
профилактической работой с несовершеннолетними,
а также родителями или другими законными
представителями несовершеннолетних,
не исполняющими обязанности по их воспитанию,
обучению и содержанию либо отрицательно
влияющими на их поведение. В системе профилактики
речь идет не только о широкой многоаспектной
помощи служб детям и подросткам. При таком
подходе центр тяжести всей системы должен
быть перемещен на работу с семьей. Причем
эта работа также должна оставаться комплексной
и включать в себя меры помощи социального,
психологического, педагогического и
юридического характера.
13
Формы и методы социально-педагогической работы с беспризорниками
Социальная помощь детям в настоящее время – это социальное обслуживание и поддержка членов семьи, попавших в трудную жизненную ситуацию, оказании им комплекса социальных услуг и осуществление их социальной адаптации и реабилитации.
Важнейшая задача системы
социального обслуживания детей
– обеспечение реализации социальных
прав детей, решение возникающих
проблем посредством
Информация о работе Беспризорность детей как социально-педагогическая проблема