Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 13:53, реферат
Основной задачей системы высшего образования является удовлетворение потребностей государства в специалистах нужного профиля. При этом выпускаемые специалисты могут иметь различное качество подготовки, которое будет зависеть от того, насколько полно выпускник вуза сможет соответствовать предъявляемым к нему требованиям
Введение ………………………………………………………………………
1.Принципы автоматизации составления учебных планов вузов ……….
1.1 Цели обучения ………………………………………………………….
1.2. Анализ системы формирования учебных планов вузов ……………..
1.3. Анализ факторов, влияющих на качество подготовки
специалиста ……………………………………………………………..
1.4. Модульный принцип построения учебного плана ………………….
1.5. Современные методы разработки учебных планов …………………
1.6. Математическая постановка задачи синтеза учебных планов
вузов …………………………………………………………………….
Список литературы по главе 1 ……………………………………………..
2. Автоматизация и оптимизация планирования учебного процесса в Оренбургском государственном университете ……………………….
Список литературы по главе 2 ………………
Объем
учебного плана в часах известен,
можно перевести его в
При таком алгоритме работы не учитываются связи между модулями. Связи между модулями, попавшими в учебный план, оцениваются после отбора содержания, поэтому может проявиться информационная недостаточность для изучения некоторых модулей, т.к. необходимые для них в качестве информационной базы элементы-предки могут иметь недостаточно высокий групповой вес.
Для разбиения учебного плана на семестры предложен следующий алгоритм.
Первый этап - удаление контуров в графе связей учебного материала (граф строится на основе экспертных оценок). Из контуров удаляются дуги с наименьшим весом.
Второй этап - разбиение графа без контуров на слои.
Третий этап - размещение элементов учебного плана по семестрам. Алгоритм размещения: для первого семестра берутся элементы первого слоя, затем, при незаполненности семестра, в него включаются элементы следующего слоя, такие, что сумма весов дуг, попавших в один семестр, минимальна. Сумма весов дуг считается штрафом, который нужно минимизировать. Если семестр переполнен, то элементы из него переносятся в следующий семестр по тому же правилу, т.е. переносятся те элементы, вес дуг которых минимален.
В данной работе поставлена многокритериальная задача. Сначала производится отбор элементов в план по критерию максимального суммарного группового веса. Затем устанавливаются связи между отобранными в план элементами и распределение элементов по семестрам осуществляется по критерию минимального суммарного штрафа за дуги из разных слоев, попавшие в один семестр, и за дуги одного слоя, попавшие в разные семестры.
В предложенном алгоритме расположения по семестрам элементов плана учебного процесса можно отметить следующие недостатки:
Алгоритмы
оптимизации учебных планов на основе
связей между модулями рассмотрены в работах
[10,16,26,46,50,51,57,67,68,
В большинстве работ предлагается сначала на основе графа связности учебного материала установить логичность изложения, т.е. порядок изучения учебных модулей. При этом для каждого модуля определяется временной промежуток возможного изучения. Затем по выбранному критерию оптимизации модули распределяются по неделям.
Во всех перечисленных выше работах, кроме [26], связь между модулями - величина логическая, т.е. фиксируется только наличие или отсутствие связи.
Для уменьшения размерности задачи использовались следующие методы усечения исходной информации:
В
работах [48,51] предложен метод сокращения
исходной информации на основе выбора
существенных путей. Несущественным путем
между двумя модулями называют путь, содержащий
минимальное количество ребер графа. Т.е.
если связи между модулями описаны следующим
образом (рис.
1.7):
рис. 1.7
то путь между модулями 1 и 2 ,состоящий из одного ребра графа, считается несущественным и ребро 1-2 исключается из графа. При этом логичность изложения материала сохраняется и для поставленной в работах задачи, а именно: установить порядок следования модулей с сохранением логичности изложения материала, такая трансформация графа не оказывает влияния на достижение результата.
Но для поставленной нами цели, а именно: логичное расположение модулей и минимизация суммарной величины временных разрывов между модулями с учетом тесноты связи между ними, такая постановка задачи не пригодна, т.к. удаление из графа связей искажает картину передачи информации.
В работе [48] можно отметить следующие недостатки, которые значительно сокращают область построения решения:
В качестве критерия оптимизации в работе предложено два критерия.
Критерий минимизации временных разрывов между разделами:
, (1.5)
где n - число разделов,
l(i,j) - длина дуги между разделами i и j.
Критерий, учитывающий количество забываемой информации:
, (1.6)
где - количество забываемой информации между разделами i и j за время t,
U - множество связей между разделами.
При линейном разложении :
, (1.7)
где - количество информации, сформированной в разделе i и необходимой для изучения раздела j
- константа, зависящая от статистических характеристик забывания.
Тогда критерий оптимизации:
, (1.8)
В
работе [51] предложен еще один метод
усечения исходной информации: исключение
связей, перекрещивающих слои графа. Допустим,
мы имеем следующий граф связности (рис. 1.8):
рис. 1.8
При таком расположении связей в графе связь 1-8 пересекает слой графа 4-7. По предложенной в работе методике ее можно заменить связью 1-6 или 2-8, которые сохранят последовательность изложения модулей. В этом случае связи 1-6 или 2-8 несут в себе информативную нагрузку не нарушения логичности изложения учебных модулей. Для поставленной в работе задачи (сохранить логичность изложения) это условие вполне приемлемо.
После трансформации исходного графа происходит назначение модулей по номерам недель следующим образом. В полученном графе, в котором ребра образуют модули с известной продолжительностью (максимальная интенсивность изучения дисциплины устанавливается кафедрой), ищется критический путь. Именно он и определяет продолжительность обучения в вузе. В случае, когда длина критического пути больше, чем срок обучения в вузе, исследуется возможность увеличения интенсивности обучения. Если это невозможно, то перестраивается содержание дисциплин и, следовательно, связи между ними.
Данная
работа не охватывает весь объем задачи
построения учебного плана вуза, т.к.
не учитывается множество
В качестве критерия оптимальности в работах [48,51,57,73] предложена равномерная загрузка студентов в течение всего периода обучения, в работах [67,68] - равномерность самостоятельной работы студентов.
В работах [4,26] наиболее полно сделана математическая постановка задачи оптимизации учебного плана. Описано множество ограничений, налагаемых на план. В качестве критерия предложен критерий минимизации временных разрывов между разделами с учетом тесноты связи. Предложен метод решения задачи по принципу динамического программирования.
После анализа разработок в области составления учебных планов можно сделать следующие выводы.
Это связано, прежде всего,
с тем, что ранее существовали
значительно более жесткие
Размерность поставленной задачи следующая: один учебный план разбивается приблизительно на сто модулей. Соответственно матрица связей - это квадрат числа модулей. При переборе возможных вариантов заполнения семестров при расчете плана 27.03.00 даже при отбросе неперспективных вариантов и дальнейшем рассмотрении только 20 записей после каждого семестра количество записей в базе вариантов было 7135. Обработка задач такой размерности может потребовать значительного промежутка времени для расчета. При современном уровне развития электронно-вычислительной техники, когда быстродействие ПЭВМ возросло многократно, временное ограничение становится менее жестким и ресурсов персонального компьютера становится достаточно, чтобы решить поставленную задачу за разумное время. Наиболее полно комплекс ограничений, налагаемых на план, описан в работе [26]. Данная математическая постановка взята за основу при решении задачи.
Это не полностью отражает структуру учебного материала, т.к. связь может быть сильной или слабой. Информационная связанность дисциплин влияет на усвоение материала. Чем дольше нет повторения изученного материала, тем больше он забывается. Поэтому при построении учебного плана сильно связанные между собой модули нужно расположить как можно ближе друг к другу во времени. При возникновении ситуации, когда невозможно построение учебного плана с соблюдением всех ограничений, необходимо иметь информацию о тесноте связи для того, чтобы минимальными нарушениями достигнуть решения задачи.
После анализа этих работ можно сделать вывод, что задача синтеза учебного плана на основе полного графа связности учебного материала и с учетом ограничений, налагаемых на учебный план, ранее не ставилась. Сделаем математическую постановку этой задачи.
Пусть все возможное содержание обучения представлено в виде множества дисциплин, которые, в свою очередь, состоят из учебных модулей.
Информация о работе Автоматизированные системы управления учебным процессом в вузе