Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 10:22, реферат
Новая шкала ценностных приоритетов, отражающая государственную политику и отношение педагогической науки к образованию, является на сегодняшний день главным фактором, определяющим необходимость реформирования школьной системы образования и перехода к 12-летней школе. Ожидаемые в связи с этим преобразования носят достаточно существенный характер, поскольку предполагают «осуществление принципиально другой направленности образования, связанной не с подготовкой «обезличенных» квалифицированных кадров, а с общим, социально-нравственным и профессиональным развитием личности».
Рис.4. Распределение для этой задачи.
Это – самый интересный тип задач. Он представляет собой смесь первых двух видов, что делает его привлекательным для большинства составителей олимпиадных заданий. В принципе, это верно, ведь данный тип позволяет проверить знания учащихся сразу в нескольких аспектах. Задачи такого типа, очевидно, могут иметь различную структуру (см. рис. 5 и рис. 6). На рисунке ниже представлено два интересных варианта такой структуры.
Рис. 5. Две структуры продуктивно-репродуктивных задач.
Рис. 6. Распределения для этих задач.
Ход решения таких задач во многом зависит от их подвида. Например, задача типа «додуматься, а потом вспомнить» относится как раз к этому классу. Ясно, что задачи такого типа получили наибольшее распространение на олимпиадах, а также в задачниках для поступающих в ВУЗы.
§4. Понятие о сбалансированном комплекте олимпиадных заданий. Шкала сложности.
Введение данного
понятия необходимо по
В данном параграфе описывается лишь формальное введение основного понятия данной теории. В полном описании математического вывода и доказательства педагогической оправданности сбалансированного комплекта задач нет необходимости в силу того, что сама по себе автоматизированная система не использует этого понятия, а использует только математические выводы, которые сделаны на его основе.
Под сбалансированным комплектом олимпиадных заданий, в контексте данной работы, будем понимать такой комплект заданий, в котором максимально равномерно воссоединены жесткий, естественный и щадящий режимы испытания для вывода серии всех испытаний школьников на гуманное отношение к личности школьников и бережное отношение к их талантам. В рамках представлений обсуждаемой модели, исходят из двух видов учебной деятельности учащихся и объясняют разный уровень сложности задач разным насыщением их решений формальными и творческими моментами. Эти требования к комплекту тождественны требованиям сбалансированности и полноты этого комплекта по отношению к репродуктивному, продуктивно-репродуктивному и продуктивному видам деятельности учащихся.
Хочется обратить внимание на то, что сбалансированный комплект представляет собой лишь идеализированную модель педагогического испытания школьников на олимпиадах. Ясно, что такой комплект в реальных условиях подобрать крайне сложно, однако он позволяет судить о том, какими должны быть олимпиадные задания, чтобы, в результате, можно было максимально приблизится к идеалу.
Вопрос об уровне сложности задач носит в рамках рассматриваемой теории достаточно важный характер. Наиболее исчерпывающий ответ на него может дать шкала сложности задач. Основные особенности подобной шкалы непосредственно оговариваются в исходных положениях теории. В связи с этим, следует упомянуть два момента. Первый момент заключается в том, что для полного анализа задач достаточен учет двух различных и несводимых друг к другу видов учебно-познавательной деятельности школьника – репродуктивной и продуктивной. Второй момент изначально оговаривает большие способности каждого школьника к репродуктивному виду деятельности по сравнению с продуктивным. Этот момент условно выразим неравенством: .
Принципиальная
особенность указанных
Кроме всего прочего, для построения шкалы сложности особую значимость имеет местоположение на ней двух задач – «очевидной» и «недоступной», ограничивающих весь возможный диапозон сложности задач. «Очевидную» задачу можно определить как задачу, которую полностью решают все участники без исключения. В решении «недоступной» задачи ни один из участников не способен сделать даже одного оцениваемого шага.
Возможен еще один интересный вариант задачи. Такую задачу условно назовем «нулевой». Она соответствует равновероятному распределению участников по набираемым баллам. «Нулевую» задачу можно одновременно считать как творческой, так и типовой.
Сама шкала сложности, согласно теории, имеет вид, представленный на рис. 1:
Рис. 1. Вид шкалы сложности.
Крайне интересным
представляется расположение
Возникает вопрос: как же отображается на шкале сбалансированный комплект задач? Ответ вполне очевиден – сбалансированный комплект отображается направленными отрезками прямых, проходящих перпендикулярно к биссектрисе главного координатного угла (см. рис. 1), и, как следствие, пересекающих координатные оси под углом в 45°. При этом направление этих отрезков указывает увеличение сложности от задачи к задаче во всем комплекте. Если привести простой пример с комплектом из 2-х задач, то получим следующую шкалу:
Рис. 2. Шкала сложности для двух комплектов из 2-х задач.
Для данного примера: комплект задач 1 и 2 считаем сбалансированным (задача 2 сложнее задачи 1), а комплект 3 и 4 считаем несбалансированным (задача 4 сложнее задачи 3).
Данная шкала имеет огромное практическое значение, так как позволяет с большой точностью определить, является ли данный комплект задач сбалансированным или нет. Поэтому она используется в разработанной программе в качестве одного из показателей качества задач.
§5. Требования к олимпиадным заданиям. Основные показатели качества.
Введенное в §4 понятие сбалансированного комплекта олимпиадных заданий является краеугольным, и на его основе строятся основные требования к составителям этих заданий. Из данного понятия следуют следующие требования:
Рис. 1. Идеальный вид распределения по ή1.
Кроме вышеописанных требований, можно выделить еще достаточно много других, но мы ограничимся тем, что есть. Эти три требования в математическом виде реализованы в разработанной системе в виде трех параметров качества заданий.
Очевидно, что заранее невозможно предугадать о том, как будет разворачиваться обстановка при решении тех или иных заданий. В итоге, мы оперируем с протоколом результатов олимпиады и поэтому не можем точно направить ее ход в нужное русло. Однако, при помощи системы, можно оценить прошедшую олимпиаду и сделать выводы относительно следующей. В этом нам помогают три парамера качества заданий, которые полностью базируются на 3-х основных требованиях. Параметры эти таковы.
Рис. 2. Надежность реализации неравенства x1≥x2.
После построения такой
гистограммы необходимо подсчитать
число участников, для которых
эта разница оказалась положите
Таким образом, рассчитав и визуализировав эти три параметра, можно с большой точностью сказать о реализации приведенных выше требований, а исходя из требований – сделать вывод об олимпиаде в целом.
Этими двумя задачами (распределение мест и оценка качества) занимается специальная программа, которая будет полностью описана в следующей главе.
Глава 3. Автоматизированная система распределения мест и оценки уровня качества олимпиадных заданий.
§1. Общее описание. Системные требования.
Программа OLYMPS разработана для ускорения процесса распределения мест на олимпиадах разных уровней, а также для оценки уровня качества олимпиадных заданий, предлагаемых на этих олимпиадах. Как уже отмечено выше (см. Глава 1), данный программный продукт имеет определенную теоретическую и математическую базу, которая кратко написана в Главе 2. Теперь, когда основные теоретические понятия, которыми оперирует ситема, были введены, приступим к описанию принципа ее работы. Первый вопрос, к которому мы обратимся – что необходимо для работы с продуктом.
Для ответа на данный вопрос ниже приведены две таблицы. Первая характеризует аппаратное обеспечение вычислительной машины, пригодной для работы с программой, вторая – программное обеспечение, которое строго необходимо для корректной работы.