Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2011 в 01:11, реферат
1. О скрининге нарушения слуха в Казахстане.
2. Опыт применения аудиологического скрининга в Свердловской области
РФ.
3. Опыт внедрения слухового скрининга новорожденных в Дании.
Аудиологический скрининг – необходимое условие личностно – ориентированной реабилитации детей с нарушениями слуха
План:
1. О скрининге нарушения слуха в Казахстане.
2.
Опыт применения
РФ.
3.
Опыт внедрения слухового
1. О скрининге нарушения слуха в Казахстане.
В Казахстане пока существует только модель скринингового обследования новорожденных и детей раннего возраста (от 0 до 3 лет). Методические рекомендации к скрининговой модели разработаны в рамках совместного творческого договора, заключенного между ННПЦ КП и ОО «Центр САТР».
Основными
задачами массового
- выявление детей с факторами риска по тугоухости и глухоте;
-
выявление детей с риском
-
выявление детей с риском нарушений слуховой
функции и направление их в психолого-медико-
-
оказание консультативной
-
учет обследуемых детей для
создания банка данных о детях
с нарушением слуха и их
потребностей во
Скрининг
слуха заключается в
Первый этап – скрининг слуха проводится в родовспомогательных учреждениях (перинатальные центры, родильные дома, родильные отделения) на 2-3-й день жизни ребенка, а также перед выпиской из родовспомогательного учреждения.
Составляющими скрининга являются: анамнез, прогностический скрининг, объективный аудиологический скрининг.
Прогностический скрининг
заключается в работе с таблицей «Прогноз
отклонений слуховой функции у новорожденных
и детей раннего возраста» (таблица 1).
Таблица
1. Скрининговая прогностическая
таблица факторов
риска по тугоухости
и глухоте детей
раннего возраста.
№ | Факторы риска | Оценка фактора в баллах |
1 | Ранние, поздние и длительно текущие гестозы. | 5 |
2 | Токсикозы и угроза прерывания беременности. | 3 |
3 | Резус-конфликт матери и плода. | 5 |
4 | Новообразования матки, применение цитостатиков. | 5 |
5 | Перенесенные вирусные и инфекционные заболевания матери в период беременности (краснуха, корь, грипп, ангина, цитомегаловирус, герпес, токсоплазмоз, хламидиоз, трихомониаз, СПИД и др.). | 10 |
6 | Ототоксические
препараты (антибиотики |
10 |
7 | Анемия, сахарный диабет, тиреотоксикоз. | 4 |
8 | Стремительные, запоздалые, преждевременные, затяжные роды. | 4 |
9 | Ягодичное и тазовое предлежание плода. | 5 |
10 | Центральное расположение плаценты, частичная отслойка плаценты, кровотечение. | 9 |
11 | Наложение акушерских щипцов. | 3 |
12 | Кесарево сечение. | 2 |
13 | Выдавливание плода. | 3 |
14 | Асфиксия новорожденного. | 3 |
15 | Внутричерепная родовая травма. | 7 |
16 | Гипербилирубинемия (более 20 мМоль/л). | 6 |
17 | Гемолитическая болезнь новорожденного. | 7 |
18 | Масса тела при рождении менее 1500 г. | 9 |
19 | Недоношенность, низкий балл по шкале Апгар. | 6 |
20 | Гестационный возраст более 40 недель (переношенность). | 5 |
21 | Патология челюстно-лицевого скелета. | 5 |
22 | Реанимация и интенсивная терапия ребенка после рождения. | 7 |
23 | Возраст матери более 40 лет (поздние роды). | 6 |
24 | Наследственные заболевания у матери, сопровождающиеся поражением слухового анализатора (с-м Ваарденбурга, с-м Ушера, ото-палато-двигательный с-м и др.). | 10 |
25 | Наличие тугоухости
у родителей и ближайших |
10 |
Работа
с таблицей строится следующим
образом: в самом начале
Объективный аудиологический скрининг осуществляется методом регистрации вызванной отоакустической эмиссии при помощи специальной аппаратуры – устройства регистрации отоакустической эмиссии (далее ОАЭ). В Казахстане официально зарегистрировано устройство регистрации отоакустической эмиссии OTOREAD производства Дании.
Перед
обследованием наружный
В
зависимости от наружного
Во
время проведения теста прибор
должен находиться в руке у
врача. Включить прибор можно,
нажав на нужную клавишу на
лицевой стороне панели. Затем
плотно и комфортно вставляется пробник
в наружный слуховой проход. Выбор тестируемого
уха, производится при нажатии на левую
L клавишу (будет протестировано левое
ухо) или на правую R (будет протестировано
правое ухо). Прибор начинает работу автоматически.
Рисунок
1. Проведение объективного
аудиологического скрининга.
После запуска теста на экране прибора появляется картинка с двумя горизонтальными полосками NOISE и VOLUME. Если эти полоски занимают всю ширину экрана (рисунок 2), пробник вставлен плохо, нет герметизации. Если в помещении шумно, на экране прибора появится надпись NOISE. При правильном расположении пробника полоски должны располагаться в левой части экрана или доходить д примерно до половины экрана (рисунки 3, 4).
Рисунок 2.
Рисунок 3.
Рисунок 4.
Прибор
калибруется в соответствии с
уровнем шума автоматически, и,
При
нормальном завершении теста
на экране прибора будет
Распечатка
результатов обследования
Рисунок
5-6.
Прогностический и объективный аудиологический скрининги проводятся неонатологом или обученной медсестрой при помощи специальной аппаратуры –устройства регистрации ОАЭ. Результаты проведенного скрининга слуха отражаются в выписке из роддома.
Учитывая
короткий срок пребывания
Второй этап – скрининг слуха проводится в детских поликлиниках и др. организациях первичной медицинской помощи (далее ПМСП), а также во время патронажа детей на дому (не позже 1 мес. жизни ребенка) ежеквартально до 1 года и 2 раза в год до 3 лет независимо от результатов предыдущего скрининга.
Составляющими скрининга слуха на втором этапе являются: прогностический скрининг, поведенческий скрининг и объективный аудиологический скрининг.
Прогностический скрининг заключается в работе с таблицей «Прогноз отклонений слуховой функции у новорожденных и детей раннего возраста (таблица 1).
Поведенческий
скрининг заключается в
Таблица
2. Анкета-опросник для
мамы.
№ | Наблюдаемая реакция | Возраст | Да | Нет |
1 | Вздрагивает ли ребенок на громкие звуки? | 2-3 недели | ||
2 | Замирает ли ребенок при звуке голоса? | 2-3 недели | ||
3 | Поворачивается ли ребенок на звук голоса позади него? | 1 месяц | ||
4 | Беспокоится ли спящий ребенок на громкие звуки и голоса? | 3 месяца | ||
5 | Поворачивает ли голову в сторону звучащей игрушки или голоса? | 4 месяца | ||
6 | Оживляется ли ребенок на голос матери, не видя ее? | 1-3 месяца | ||
7 | Реагирует ли ребенок криком или широким открыванием глаз на резкие звуки? | 1,5-6 месяцев | ||
8 | Есть ли гуление у ребенка? Эти звуки монотонные или эмоционально окрашенные? | 2-4 месяца | ||
9 | Переходит ли гуление в лепет? | 4-6 месяцев | ||
10 | Появляется ли эмоциональный лепет на появление родителей? | 5-6 месяцев | ||
11 | Появляются ли у ребенка новые слоги? | 8-10 месяцев | ||
12 | Поворачивается ли ребенок на свое имя? | Старше 6-7 месяцев | ||
13 | Понимает (выполняет) ли ребенок простые просьбы («где мама?» и т.д.). | 8-10 месяцев | ||
14 | Появляются ли у ребенка новые слова? Какие? | 1 год | ||
15 | Появляются ли у ребенка двухсловные фразы? | 1,5-2 года | ||
16 | Указывает ли ребенок на знакомые предметы, когда вы их называете? Повторяет ли он слова и фразы? | 1,5-2 года | ||
17 | Использует ли ребенок мимику и жесты при общении? | 2 года | ||
18 | Обращает ли внимание на различные шумы? | 2 года | ||
19 | Строит ли простые предложения? | 2-3 года | ||
20 | Старается ли ребенок смотреть на лицо говорящего с ним человека при общении? | Старше 2 лет |