Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 16:00, контрольная работа
Среди советских педагогов послевоенного периода видное место принадлежит Василию Александровичу Сухомлинскому (1918—1970). Талантливый практик и теоретик он всю жизнь проработал в сельской школе. Обобщение теоретиче-ского наследия советской педагогики и собственного практического опыта по-зволило ему написать работы, явившиеся важным вкладом в арсенал средств и методов социалистического воспитания. При жизни им было опубликовано свыше 30 отдельных работ и около 600 статей.
Морально-психологическая подготовка
• моральные знания, взгляды и убеждения, образующие моральное сознание сотрудника, позволяющее ему правильно разбираться в моральных аспектах правоохранительной деятельности вообще и конкретных случаях реализации своих прав и обязанностей;
• морально-психологические установки и мотивы — внутренние силы, побуждающие стремление к постоянному и точному следованию требованиям моральных норм в любых юридических ситуациях;
• морально-психологические умения и навыки характеризуют знание и желание сотрудника действовать грамотно в моральном и психологическом аспектах по отношению к гражданам и коллегам по работе;
• морально-психологические привычки — не только знание и умение, но и потребность всегда быть на высоте моральных требований и выполнять их не ради контроля, не из страха перед наказанием, а по внутренней моральной потребности;
• морально-психологическую устойчивость — качество, гарантирующее постоянное, неуклонное и умелое выполнение сотрудником всех моральных требований в любой обстановке и при действии факторов, подталкивающих его к отступлению от моральных норм при решении профессиональных задач; умение сохранять оптимальный, бодрый, здоровый морально-психологический настрой в любой служебной ситуации.
Таким образом, профессиональная морально-психологическая подготовленность — важная характеристика нравственной воспитанности, одновременно профессиональной обученное™ и настроя сотрудника. Это мораль, глубоко проникшая в его профессиональное сознание, «живущая» в нем, ставшая частью его профессионализма и психологии (поэтому ее и именуют морально-психологической) и направляющая его поступки и действия.
Морально-психологическая подготовка (МПП) — комплексный вид подготовки личного состава правоохранительных органов, сочетающий обучение и воспитание. По преобладающим особенностям она выступает как часть системы воспитания, что определяет особенности ее построения и проведения.
Морально психологическая подготовка, имея общую основу для всех работающих в правоохранительных органах, дифференцируется и ориентируется дополнительно на частные задачи подготовки, образуя вид ы МПП. Так:
• по времени проведения различают предварительную (проводимую заблаговременно, длительно, основательно) и непосредственную (проводимую непосредственно перед выполнением ответственного задания, причем прицельно, избирательно, с полным учетом конкретных особенностей предстоящих действий). Последний вид преимущественно решает задачу именно мобилизации имеющихся у сотрудников сил и возможностей на безусловное и качественное решение очередной сложной и ответственной задачи;
• по разным правоохранительным органам различают: МПП личного состава органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, налоговой полиции, органов прокуратуры и др.;
• по разным специальностям сотрудников конкретного правоохранительного органа. Например, в органах внутренних дел — личного состава криминальной милиции, специальных отрядов, инспекторов дорожного движения, участковых инспекторов и др. Необходимость такой дифференциации обусловлена наличием некоторых моральных особенностей решаемых задач, условий, трудностей, контингента граждан, сущности рассматриваемых вопросов, совершаемых ошибок и др.;
• по конкретным профессиональным задачам, насыщенным морально-психологическими аспектами: МПП к общению с населением, к действиям при чрезвычайных обстоятельствах, разрешению гражданских споров и др.;
• по профессиональной опытности и уровню морально-психологической подготовленности: МПП молодых сотрудников и опытных, хорошо подготовленных в морально-психологическом отношении и допускающих моральные срывы и промахи;
• по должностному положению: всего личного состава и начальствующего состава. Последний вид пока применяется не часто, а между тем он необходим, своеобразен, важен и предполагает отработку дополнительных тем и вопросов, например: значение и сущность морально-психологической подготовленности сотрудников правоохранительного органа; цели, задачи, содержание, организация и методика их морально-психологической подготовки; особенности формирования у сотрудников моральных убеждений, установок, мотивов, привычек, умений, навыков и качеств; взаимосвязь повседневной деятельности персонала с вопросами морально-психологической подготовки; морально-психологические особенности текущей управленческой деятельности руководителя; влияние различных стилей управления на морально-психологическую подготовленность сотрудников, морально-психологические последствия административно-командного стиля; морально-психологическое влияние на сотрудников особенностей личности руководителя, стиля, поведения, принимаемых решений; морально-психологические вопросы общения и построения взаимоотношений начальника с подчиненными; морально-психологические основы и проблемы руководства коллективом; особенности морально-психологической подготовки сотрудников к решению различных служебных задач и действиям в экстремальных условиях и др.
3. Специфика процесса воспитания в ОВД.
Эта работа представляет собой систему специальных усилий и мер руководящего состава и других субъектов педагогических воздействий по доведению энергии воспитания до каждого сотрудника, какую бы должность он ни занимал. Она решает задачи «прилаживания» этих воздействий к особенностям каждого сотрудника как с целью повышения его вклада в общие усилия коллектива правоохранительного органа, так и его личностного роста. Это достигается изучением индивидуальных особенностей личности сотрудника, его воспитанности, профессиональной обученности опытности, образованности и развитости; оценкой его достоинств и слабостей, отражающихся на успешности службы; определением того, что и как может быть усовершенствовано, чтобы способствовать его успехам, а также помощью ему в реализации нужных мер. К.Д. Ушинский писал:
Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна узнать его тоже во всех отношениях... узнать, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями5.
Проведение индивидуальной работы с подчиненными является служебной обязанностью руководителя любого уровня. Способы такой работы в ходе повседневного управления их деятельностью рассматриваются в главе 12. Организуя ее, он активизирует усилия коллектива службы или правоохранительного органа, а также самого сотрудника на поиск и использование личных возможностей для улучшения показателей работы и совершенствования профессионализма и личных качеств. Самостоятельная работа и побуждение к ней обязательны. Верно утверждение русского демократа XIX в. Д.И. Писарева:
Готовых убеждений нельзя ни выпросить у добрых знакомых, ни
купить в книжной лавке. Их надо выработать процессом собственного
мышления, которое непременно должно совершаться самостоятельно, в
собственной голове6.
Широко используется назначение наставников нуждающимся в повышенной помощи сотрудникам, чаще всего — молодым. Хорошо, когда планирование и учет результатов индивидуальной воспитательной работы отражается в особых дневниках, журналах или карточках.
Формы и методы индивидуальной работы
В практике индивидуальной работы можно использовать все педагогические методы и многие воспитания, индивидуализируя их применение.
Это все равно, что уход садовника за растениями, — писал один из русских педагогов Н.Ф. Бунаков. — Для всех цветов и деревьев необходима поливка одной и той же водою, для всех необходим свет одного и того же солнца, но одно растение требует обильной, другое умеренной, третье совсем незначительной поливки; одному полезно стоять на солнечной стороне, другому нужна тень и т.п.7
Наиболее эффективны:
• пример воспитателя, воздействие его личности на личность сотрудника;
• индивидуальный контроль профессиональной деятельности и периодическое соучастие в ней;
• разбор хода и результатов деятельности сотрудника, его поведения на службе и в быту, а также отдельных ситуаций с целью выявления причин их;
• частое использование оценок действий и деятельности с максимально частым, по возможности, выражением одобрения, а в необходимых случаях — осуждения, критики;
• разъяснения, воспитательные беседы, постановка кого-то в пример;
• советы по способам улучшения самоконтроля, самооценки своей работы и личных качеств, побуждения к самовоспитанию и раскрытие способов его проведения;
• специально подобранные служебные, общественные и учебные индивидуальные задания с целью совершенствования отдельных характеристик работы и личности сотрудника;
• помощь и поддержка в преодолении трудностей;
• посещение семьи сотрудника по месту жительства и выяснение характера и степени ее влияния на сотрудника и его работу;
• оказание моральной, материальной и социальной помощи в решении беспокоящих сотрудника бытовых проблем;
• заслушивание отчетов и сообщений сотрудника при личных встречах и перед коллективом;
• аттестование;
•
использование средств
•
использование средств
• перемещение на другую должность, которая больше соответствует способностям сотрудника и возможностям личностного роста;
• в трудных случаях — обращение к использованию возможностей, имеющихся в распоряжении старших начальников, и др.
Нельзя ограничиваться 1—2 методами, нужно использовать все их многообразие. Ошибочно думать, что, побеседовав раз и дав несколько советов, провел индивидуальную работу. То же можно сказать и по поводу ссылки руководителя на то, что он постоянно ведет индивидуально-воспитательную работу, так как непрерывно руководит деятельностью сотрудников, встречается с ними каждодневно по нескольку раз, заслушивает их доклады, делает замечания и дает советы. Необходимо напомнить, что только четко осознаваемая педагогическая установка и цель, педагогическое наблюдение, соблюдение комплекса педагогических условий превращают явления повседневности в педагогические действия и дают полезный педагогический результат.
Наставничество - это полезная и часто практикуемая форма индивидуальной работы проводится наставниками — опытными сотрудниками, специально отбираемыми и назначаемыми для этого. Это — опытные профессионалы, могущие показывать пример в службе и обладающие элементами педагогических способностей (доброжелательностью, общительностью, вниманием к людям и умением работать с ними, ответственностью, терпеливостью и др.). Кандидатуры наставников обсуждаются на собраниях структурных подразделений и совете наставников правоохранительного органа. Хорошо, когда наставники специально готовятся к выполнению своих обязанностей и с ними регулярно проводятся занятия по психологии и педагогике, семинары и дискуссии по обмену опытом и выработке способов работы с подопечными. Полезны проводимые в некоторых правоохранительных органах дни и слеты наставников.
Цель наставничества — оказание индивидуальной помощи наставником сотрудникам, особо нуждающимся в ней. Помощь оказывается по необходимости любым категориям личного состава: 1) впервые принятым на службу в правоохранительные органы и начинающим практическую работу в них; 2) перемещенным по службе с должности на должность в рамках подразделения или в другое подразделение, если работа там существенно отличается от выполняемой прежде и им необходимо доучиваться; 3) назначаемым на вышестоящую должность; 4) испытывающим по каким-то причинам большие трудности и находящимся в кризисном состоянии, снизившем показатели работы.