Арт-терапия-основа развивающего обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 17:57, лекция

Описание работы

Термин «Аrt», означает визуальные искусства: живопись, графику, фотографию, скульптуру, дизайн и такие формы творчества, где визуальный канал коммуникации играет ведущую роль.
Арт-терапия – терапия искусством, творчеством.
Основная цель арт-терапии - гармонизация развития личности через развитие способностей самовыражения и самопознания в процессе творчества.

Работа содержит 1 файл

v_ped-kopilku-art-terapija-osnova_razvivajushhego_.doc

— 51.00 Кб (Скачать)

Государственное бюджетное  общеобразовательное учреждение

 Самарской области 

средняя общеобразовательная  школа №7

 города Похвистнево городского округа Похвистнево Самарской области

Структурное подразделение «Лучики»

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация педагога-психолога Антоновой М.В. для педагогов 

 

Тема: ««Арт-терапия» - основа развивающего обучения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Похвистнево

2012 г.

Термин «Аrt», означает визуальные искусства: живопись, графику, фотографию, скульптуру, дизайн и такие формы творчества, где визуальный канал коммуникации играет ведущую роль.

Арт-терапия – терапия искусством, творчеством.

Основная цель арт-терапии - гармонизация развития личности через развитие способностей самовыражения и самопознания в процессе творчества.

В процессе организации  арт-терапевтических занятий реализуются следующие функции:

  • эмпатическое принятие клиента;
  • создание психологической атмосферы личностной безопасности;
  • эмоциональная поддержка;
  • постановка креативной задачи и обеспечение её принятие клиентом;
  • отражение и вербализация чувств и переживаний, актуализируемых в процессе рисования.

Виды арт-терапии:

  1. Психодиагностическая.
  2. Психотерапевтическая.

Преимущества арт-терапии:

* Психологически безопасна;

* Большой диапазон применения, т.к. практически каждый человек (не зависимо от возраста, опыта и соц. положения) может участвовать в арт-терапевтической работе;

 * Не требуется особых навыков, общение происходит, в том числе не вербально;

 *  Даёт  возможность самовыражаться, и познавать себя;

 * Основывается на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции.

          * Арт-терапия безоценочна.

 Применение арт-терапевтических приёмов в психокоррекционной работе позволяет получить следующие позитивные результаты:

  1. Обеспечивает эффективность эмоционального отреагирования, при этом открываются возможности преобразования негативных эмоций в позитивные.
  2. Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабо ориентированных на сверстников детей;
  3. Оказывает влияние на осознание клиентом своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний.

Для работы арт-терапевта  необходимо специальное помещение, достаточно просторное, в котором  можно было бы организовать 2 зоны –  «чистую» и «рабочую». «Чистая зона»  используется для обсуждения, дискуссий. «Рабочая зона» предназначена для творческой деятельности и оборудована столами, оснащена различными красками (гуашью, акварелью), кистями, пластилином, цветными мелками, бумагой различного формата, журналами для вырезки из них материалов для коллажей, ножницами, клеем, природным материалом (камушки, ветки и т.д.). 

Структура арт-терапевтического процесса.

  1ФАЗА. РАЗОГРЕВ.

Подготовка к вступлению в арт-терапевтический процесс.

* Используются: ритмические упражнения, телесно  ориентированные техники. 

* Уменьшение  дистанции между участниками сессии, естественно возникающее возбуждение способствует свободе и спонтанности психологической атмосферы.

* Длительность фазы зависит от возраста,  индивидуально-типологических особенностей членов группы, коммуникативности, открытости, готовности к работе над собой.

2 ФАЗА. ПОДГОТОВКА К  ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЕ.

  * Может звучать музыка, проводиться релаксационные дыхательные упражнения, рассматриваться слайды.

  * Арттерапевт рассказывает  о том, что в работе над  рисунком, скульптурой, коллажем нет ограничений в цвете, форме, материале.

  * Главный мотив – осознание важности процесса творчества, его целительности и значимости в процессе самопознания и самореализации человека.

3 ФАЗА. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА 

*  Клиенты рисуют, лепят, создают коллажи и т.д.

* Арт-терапевт не комментирует, не оценивает, сам может быть  участником процесса, что  даёт возможность почувствовать атмосферу в группе.

4 ФАЗА. РЕФЛЕКСИЯ. 

* Участники  рассказывают о своих чувствах, мыслях во время рисования, о динамике изменений, которые могли произойти.

*  Допускаются вопросы к автору рисунка, коллажа и т. д.

*  Члены группы могут  говорить только о своих чувствах и мыслях, которые возникли при рассматривании рисунка  продукта  деятельности другого участника.

5 ФАЗА. Коллективное обсуждение результатов.

*  Позволяет подвести итоги.

Арт-терапевтические  техники могут использоваться в  работе с различными группами клиентов: с детьми и подростками, пожилыми людьми, в работе с семьёй, с педагогическими кадрами и т.д. В индивидуальной и групповой форме. В зависимости от цели арт-терапевтические техники бывают:

  • техники восприятия себя;
  • консолидирующие;
  • развивающие;
  • релаксационные, медитационные и др.

В арт-терапевтической практике с детьми выделяют:

  • предметно-тематическое рисование («Моя семья», «Я в детском саду», «Я в школе», «Я дома», «Моё любимое занятие» и т.д.);
  • образно-символическое изображение абстрактных понятий («Гнев», «Страх», «Радость» и др.);
  • упражнения на развитие образного восприятия, ассоциативного мышления («Волшебные пятна», «Каракули Д. Винникота»);
  • игры-упражнения с изобразительным материалом с целью изучения свойств и экспрессивных возможностей, уменьшения эмоциональной напряжённости. Эти игры помогают формировать чувство личной безопасности, повышают уверенность в себе, активизируют интерес к исследовательской деятельности и стимулируют познавательную потребность (рисование пальцами, тестотерапия, игры с водой, светом, игры с красками);
  • задания на совместную деятельность, которые оптимизируют общение и взаимоотношения с родителями, сверстниками и др. (общий рисунок, кооперативный рисунок, парные рисунки и т.д.).

Арт-терапия позволяет  ребёнку через рисунок решить задачу самовыражения и самопознания, познания мира природы и социума, решить личностные проблемы, проблемы его эмоционального неблагополучия.

Ведущие принципы арт-терапии:

1. Арт-терапия ориентируется  не  на конечный результат, а на процесс творчества, что позволяет преодолеть стереотипы самооценки и может быть стимулом к достижению самодостаточности. Клиент ориентирован на свободное  творчество, не ограничен рамками возможности использования каких либо материалов, приемов, не ограничен временными и пространственными запретами;

2. Принцип эмпатии.

При соблюдении этого  принципа, клиент способен реализовать  свою способность к самостоятельному решению имеющихся у него психологических  проблем;

3. Принцип фасилитации.

Стимулирующая, поддерживающая атмосфера позволяет раскрыть внутренний потенциал творчества и самодирективности в клиенте;

4. Принцип вербальной  психотерапии К. Роджерса.

Посредством не вербальной, художественной экспрессии, клиент может  более успешно, чем в условиях вербального диалога, реализовать  способность к интуитивному решению проблем, которые вербализуются в последствии.

5. Принцип интегративности.

Изобразительное творчество вовлекает разные  аспекты личности и поэтому имеет интегративный  характер. (При активизации творческого воображении механизмы сознательного оценивания в значительной мере блокируются, что способствует безоценочному принятию клиентом всего, что происходит в психотерапевтической ституации «здесь-и-теперь»).

6. Принцип отказа от интерпретации арт-терапевтом продуктов творчества клиента и представление клиенту инициативы при обсуждении изобразительного материала.

7. Принцип интрагенной активности. 

Предполагает опору  на активность, исходящую из внутреннего  импульса и направленную внутренними  усилиями субъекта деятельности.

Основополагающее «золотое» правило арт-терапии – дать клиенту возможность рассказать о своей работе так, как он этого хочет.

 Общими принципами профессиональной деятельности арт-терапевтов могут быть следующие:

  1. Принцип компетентности;
  2. Принцип исключения дискриминации (раса, пол, национальность, возраст и т.д.);
  3. Принцип профессиональной ответственности;
  4. Принцип конфиденциальности и уважения к уникального каждого клиента;
  5. Принцип добровольного участия клиента в арт-терапевтической сессии;
  6. Принцип постоянного контроля уровня профессиональной деятельности (через институт супервизии).

Библиографический список:

 

  1. Глухова Т.Г. Арт-терапия. Методические рекомендации. -  Самара, 2001.
  2. Копытин А.И. Основы арт-терапии. – Спб, Лань, 1999.

Информация о работе Арт-терапия-основа развивающего обучения