Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 17:57, лекция
Термин «Аrt», означает визуальные искусства: живопись, графику, фотографию, скульптуру, дизайн и такие формы творчества, где визуальный канал коммуникации играет ведущую роль.
Арт-терапия – терапия искусством, творчеством.
Основная цель арт-терапии - гармонизация развития личности через развитие способностей самовыражения и самопознания в процессе творчества.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области
средняя общеобразовательная школа №7
города Похвистнево городского округа Похвистнево Самарской области
Структурное подразделение «Лучики»
Консультация педагога-психолог
Тема: ««Арт-терапия» - основа развивающего обучения»
г. Похвистнево
2012 г.
Термин «Аrt», означает визуальные искусства: живопись, графику, фотографию, скульптуру, дизайн и такие формы творчества, где визуальный канал коммуникации играет ведущую роль.
Арт-терапия – терапия искусством, творчеством.
Основная цель арт-терапии - гармонизация развития личности через развитие способностей самовыражения и самопознания в процессе творчества.
В процессе организации арт-терапевтических занятий реализуются следующие функции:
Виды арт-терапии:
Преимущества арт-терапии:
* Психологически безопасна;
* Большой диапазон применения, т.к. практически каждый человек (не зависимо от возраста, опыта и соц. положения) может участвовать в арт-терапевтической работе;
* Не требуется особых навыков, общение происходит, в том числе не вербально;
* Даёт возможность самовыражаться, и познавать себя;
* Основывается на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции.
* Арт-терапия безоценочна.
Применение арт-терапевтических приёмов в психокоррекционной работе позволяет получить следующие позитивные результаты:
Для работы арт-терапевта необходимо специальное помещение, достаточно просторное, в котором можно было бы организовать 2 зоны – «чистую» и «рабочую». «Чистая зона» используется для обсуждения, дискуссий. «Рабочая зона» предназначена для творческой деятельности и оборудована столами, оснащена различными красками (гуашью, акварелью), кистями, пластилином, цветными мелками, бумагой различного формата, журналами для вырезки из них материалов для коллажей, ножницами, клеем, природным материалом (камушки, ветки и т.д.).
Структура арт-терапевтического процесса.
1ФАЗА. РАЗОГРЕВ.
Подготовка к вступлению в арт-терапевтический процесс.
* Используются: ритмические упражнения,
телесно ориентированные
* Уменьшение дистанции между участниками сессии, естественно возникающее возбуждение способствует свободе и спонтанности психологической атмосферы.
* Длительность фазы зависит от возраста, индивидуально-типологических особенностей членов группы, коммуникативности, открытости, готовности к работе над собой.
2 ФАЗА. ПОДГОТОВКА К ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЕ.
* Может звучать музыка, проводиться релаксационные дыхательные упражнения, рассматриваться слайды.
* Арттерапевт рассказывает о том, что в работе над рисунком, скульптурой, коллажем нет ограничений в цвете, форме, материале.
* Главный мотив – осознание важности процесса творчества, его целительности и значимости в процессе самопознания и самореализации человека.
3 ФАЗА. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
* Клиенты рисуют, лепят, создают коллажи и т.д.
* Арт-терапевт не комментирует, не оценивает, сам может быть участником процесса, что даёт возможность почувствовать атмосферу в группе.
4 ФАЗА. РЕФЛЕКСИЯ.
* Участники рассказывают о своих чувствах, мыслях во время рисования, о динамике изменений, которые могли произойти.
* Допускаются вопросы к автору рисунка, коллажа и т. д.
* Члены группы могут говорить только о своих чувствах и мыслях, которые возникли при рассматривании рисунка продукта деятельности другого участника.
5 ФАЗА. Коллективное обсуждение результатов.
* Позволяет подвести итоги.
Арт-терапевтические техники могут использоваться в работе с различными группами клиентов: с детьми и подростками, пожилыми людьми, в работе с семьёй, с педагогическими кадрами и т.д. В индивидуальной и групповой форме. В зависимости от цели арт-терапевтические техники бывают:
В арт-терапевтической практике с детьми выделяют:
Арт-терапия позволяет ребёнку через рисунок решить задачу самовыражения и самопознания, познания мира природы и социума, решить личностные проблемы, проблемы его эмоционального неблагополучия.
Ведущие принципы арт-терапии:
1. Арт-терапия ориентируется не на конечный результат, а на процесс творчества, что позволяет преодолеть стереотипы самооценки и может быть стимулом к достижению самодостаточности. Клиент ориентирован на свободное творчество, не ограничен рамками возможности использования каких либо материалов, приемов, не ограничен временными и пространственными запретами;
2. Принцип эмпатии.
При соблюдении этого принципа, клиент способен реализовать свою способность к самостоятельному решению имеющихся у него психологических проблем;
3. Принцип фасилитации.
Стимулирующая, поддерживающая атмосфера позволяет раскрыть внутренний потенциал творчества и самодирективности в клиенте;
4. Принцип вербальной психотерапии К. Роджерса.
Посредством не вербальной, художественной экспрессии, клиент может более успешно, чем в условиях вербального диалога, реализовать способность к интуитивному решению проблем, которые вербализуются в последствии.
5. Принцип интегративности.
Изобразительное творчество вовлекает разные аспекты личности и поэтому имеет интегративный характер. (При активизации творческого воображении механизмы сознательного оценивания в значительной мере блокируются, что способствует безоценочному принятию клиентом всего, что происходит в психотерапевтической ституации «здесь-и-теперь»).
6. Принцип отказа от интерпретации арт-терапевтом продуктов творчества клиента и представление клиенту инициативы при обсуждении изобразительного материала.
7. Принцип интрагенной активности.
Предполагает опору на активность, исходящую из внутреннего импульса и направленную внутренними усилиями субъекта деятельности.
Основополагающее «золотое»
Общими принципами профессиональной деятельности арт-терапевтов могут быть следующие:
Библиографический список:
Информация о работе Арт-терапия-основа развивающего обучения