Апраксия и диспраксия

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2011 в 12:11, реферат

Описание работы

Апраксия (лат. apraxia — «бездеятельность, бездействие») — нарушение целенаправленных движений и действий при сохранности составляющих его элементарных движений; возникает при очаговых поражениях коры больших полушарий головного мозга или проводящих путей мозолистого тела.

Работа содержит 1 файл

Апраксия.docx

— 77.68 Кб (Скачать)

Апраксия

Апраксия (лат. apraxia — «бездеятельность, бездействие») — нарушение целенаправленных движений и действий при сохранности составляющих его элементарных движений; возникает при очаговых поражениях коры больших полушарий головного мозга или проводящих путей мозолистого тела.

Апраксии могут  носить ограниченный характер, то есть нарушения движений могут проявляться  для одной половины тела, одной  конечности, мускулатуры лица (оральная апраксия), при поражении мозолистого тела характерна левосторонняя апраксия.

Апраксии классифицируют как по локализации поражений  головного мозга, так и по симптоматическому  проявлению; комплекс симптомов зависит  от функциональности поражённого участка  мозга.

Апраксии  по локализации патологического  процесса в головном мозге

  • апраксия лобная (a. frontalis) — апраксия при поражении коры префронтальной области полушарий большого мозга, проявляющаяся нарушением программирования сложных, последовательно протекающих двигательных актов.
  • апраксия моторная (a. motoria) — апраксия, при которой больной способен наметить план последовательности действий, необходимых для выполнения сложного двигательного акта, но не может его осуществить.
  • апраксия премоторная (a. praemotoria; син. динамическая) — апраксия обусловленная дезавтоматизацией двигательных актов и их патологической инертностью; характеризуется нарушением навыков, необходимых для превращения отдельных движений в более сложные; наблюдается при поражении премоторной области коры большого мозга. Возникает при поражении 6-го цитоархитектонического поля Бродмана.
  • апраксия кортикальная (a. corticalis) — апраксия возникающая при поражении коры доминантного полушария большого мозга.
  • апраксия билатеральная (a. bilateralis)- двусторонняя апраксия, возникающая при патологических очагах в нижней теменной доле доминантного полушария большого мозга.

Апраксии  по типам когнитивных  расстройств и  навыков

  • апраксия акинетическая (a. akinetica; син. Апраксия психомоторная) — расстройство обусловленное недостатком побуждения к движениям.
  • апраксия амнестическая (a. amnestica)- расстройство проявляющееся нарушением произвольных действий при сохранении подражательных.
  • апраксия идеаторная (a. ideatoria; греч. idea идея, образ; син.: Бонгеффера ассоциативная апраксия, Маркузе апраксия, Пика идеаторная апраксия) апраксия, характеризующаяся невозможностью наметить план последовательных действий, необходимых для выполнения сложного двигательного акта.
  • апраксия идеокинетическая (a. ideokinetica; греч. idea идея, образ + kinetikos относящийся к движению) апраксия, обусловленная утратой способности к целенаправленному выполнению простых действий, составляющих сложный двигательный акт, при сохранении возможности их случайного выполнения.
  • апраксия кинестетическая (a. kinaesthetica; син. А. афферентная) — апраксия обусловленная нарушением произвольных движений в результате расстройств кинестетической афферентации и характеризующаяся поиском нужных движений; наблюдается при поражении коры постцентральной области доминантного полушария большого мозга.
  • апраксия конструктивная (a. constructiva) — апраксия проявляющаяся невозможностью составления целого предмета из его частей.
  • апраксия одевания  — апраксия, проявляющаяся затруднением одевания; наблюдается при поражении париетоокципитальной области коры большого мозга, чаще правого полушария.
  • апраксия оральная (a. oralis) — моторная апраксия лицевой мускулатуры с расстройством сложных движений губ и языка, приводящим к нарушению речи.
  • апраксия пространственная — апраксия, проявляющаяся нарушением ориентировки в пространстве, прежде всего в направлении «правое — левое».
  • апраксия ходьбы -апраксия, характеризующаяся нарушением ходьбы при отсутствии двигательных, проприоцептивных, вестибулярных расстройств и атаксии; наблюдается при поражении коры лобных долей большого мозга.

 Литература

  • Тонконогий И. М. Введение в клиническую нейропсихиологию. — Л.: «Медицина», 1973.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    АПРАКСИЯ

  • Идеомоторная апраксия — нарушение движения или действия, выполняемого по словесной просьбе врача, в то время как аналогичное действие в повседневной жизни (например, при пользовании каким-либо предметом) не нарушено.
  • Типичными заданиями для выявления данного вида апраксии служат команды «пожать руку», «причесаться», «почистить зубы», «забить гвоздь», «ударить ногой по мячу», «загасить сигарету».
  • Наиболее чувствительным признаком идеомоторной апраксии является имитация какого-либо предмета частью тела, например, рука — в качестве расчески, палец — в качестве зубной щетки и т.д.
  • Идеомоторная апраксия не имеет для пациента функционального значения. Она указывает на локализацию поражения в левом полушарии, в большинстве случаев поверхностную (чаше всего в лобных, теменных отделах или в области дугообразного пучка), реже — более глубокую (в базальных ганглиях, таламусе, внутренней капсуле). При поражении мозолистого тела может развиваться апраксия только в левых конечностях. Идеомоторная Шпраксия, как правило, сопровождается афазией.
 

  • Буккофациальная, оральная апраксия
  • Речь идет об идеомоторной апраксии в области мышц языка и лица.  
    Типичными примерами заданий для ее выявления служат команды «покашлять», «посвистеть», «задуть свечу», «курить сигарету», «причмокнуть губами», «облизать губы».
  • Буккофациальная апраксия нередко сопровождается афазией Брока и способствует нарушению речи. Сочетание буккофациальной апраксии с афемией (нарушение способности к устной речи при сохранности письменной) и центральным парезом мышц лица, губ, языка и глотки (так называемый фацио-букко-лингво-фаринго-ларингеальный парез) обозначается как передний (лобный) оперкулярный синдром. Для него характерна диссоциация между нарушенными произвольными и сохранными непроизвольными/эмоциональными движениями мимических мышц. Нарушение может долго сохраняться при двустороннем поражении покрышки (синдром Фуа— Шавани—Мари).
  • Буккофациальная апраксия наблюдается при поражениях лобных отделов покрышки и нижней части прецентральной извилины (в том числе при инсультах).
  • Идеаторная апраксия Липманна
  • Данный  вид апраксии представляет собой нарушение пользования какими-либо предметами, прежде всего при последовательных действиях. Характерным примером служит невозможность выполнения пациентом команд: «сложить лист бумаги и положить в папку», «положить письмо в конверт и приклеить марку», «открыть тюбик с зубной пастой, достать зубную щетку из футляра, выжать пасту на щетку». Идеаторная апраксия имеет для пациента функциональное значение, но не имеет топографической локализации. Она часто сопровождается другими когнитивными нарушениями, в том числе и демениией.
  • Кинетическая апраксия конечности (по Клейсту — пальпаторная апраксия, пальпаторный паралич): неловкость в руке при тонких движениях (пересчитывание монет, застегивание и расстегивание пуговиц), которая не может быть объяснена парезом, атаксией или нарушением чувствительности. Этот вид апраксии наблюдается прежде всего при поражении теменной доли (в том числе при инсульте и кортикобазальной дегенерации).
  • Апраксия одевания: затруднение одевания, развивающееся при расстройстве функции правой теменной области.  
    Апраксия ходьбы («магнитная» апраксия, «паркинсонизм нижней части тела»): при поражении лобной доли развивается нарушение инициации ходьбы и неуверенная, замедленная ходьба мелкими шажками, с «прилипанием» стоп к полу. При клиническом исследовании у таких пациентов выявляют также оживление сухожильных рефлексов, повышение мышечного тонуса и противодействия, идеомоторную апраксию или атаксию нижних конечностей и так называемые лобные знаки (хватательный рефлекс, ладонно-подбородочный рефлекс, повышение периоральных рефлексов, фациляторная паратония и т.д.).
  • Нередко у них наблюдаются также психомоторная заторможенность, депрессивное настроение и нарушения мочеиспускания. К этиологическим причинам относятся гидроцефалия, сосудистая энцефалопатия, опухоль лобных отделов (см. также ниже).
  • Апраксия век: нарушение способности открывать или закрывать глаза в отсутствие значимого сокращения круговой мышцы глаза (блефароспазма) или поражения лицевого нерва. Апраксия открывания глаз развивается, как правило, при инсульте в правом полушарии (в том числе лобной доле), а также при нейродегенеративных заболеваниях (например, прогрессирующем надъядерном параличе или болезни Паркинсона). Апраксия закрывания глаз также наиболее часто развивается при правополушарных процессах. У таких больных иногда нарушения более выражены на одном глазу (при просьбе держать глаза закрытыми они сначала закрывают один глаз).

Диспраксия

 
 
Диспраксия (апраксия) — своеобразные двигательные расстройства, при которых нет ни параличей, ни нарушений мышечного тонуса, но ребенок испытывает трудности в координации и при выполнении сложных движений. 
Многие здоровые дети проходят через стадию неуклюжести, но большинство перерастают ее. У детей с диспраксией тенденция к неловкости сохраняется и приносит неудачи в каждодневной жизни. 
У большинства детей, страдающих диспраксией, возникают проблемы поведения 
Диспраксия выявляется примерно у одного ребенка из двадцати, в большинстве случаев у мальчиков. 
Диспраксия может носить другие названия: синдром неуклюжего ребенка, расстройство координации, минимальная дисфункция мозга (МДМ), трудности двигательных реакций 
Своевременная диагностика этого состояния очень важна, чтобы снизить вероятность проблем в поведении или образовании 
 
ПРИЧИНЫ ДИСПРАКСИИ: 
 
Причины диспраксии неизвестны, но исследования выявили, что она может быть вызвана неполным развитием нейронов в мозге, а не его повреждением. Это происходит от неспособности нейронов сформировать точный путь для передачи импульса в двигательный аппарат; некоторые родители детей с диспраксией имеют похожие проблемы, что подсказывает наличие возможной генетической связи. 
 
КАК ВЕДУТ СЕБЯ ДЕТИ, СТРАДАЮЩИЕ ДИСПРАКСИЕЙ: 
 
Над неловкостью и неуклюжестью детей могут смеяться сверстники, и, если диспраксия не выявлена, а просто принимается за недостаток физического развития, эти дети не могут достичь развития своего потенциала. Они могут быть пассивными и отказываться от участия в подвижных играх; расстроенными, потому что им трудно даются новые навыки; пугливыми, застенчивыми, тревожными, упрямыми, нежелающими вступать в контакт. 
Дети, страдающие диспраксией, обладают повышенной утомляемостью, потому что применяют большие усилия для выполнения повседневных задач. 
 
СИМПТОМЫ ДИСПРАКСИИ: 
 
Симптомы диспраксии могут быть разными. Внимательно присмотритесь к своему ребенку, чтобы выявить у него некоторые из нижеперечисленных симптомов. 
• Задержка физического развития. 
• Плохая осанка. 
• Медленно учится одеваться и самостоятельно кушать. 
• Неловок в выполнении любых действий. 
• Не сразу решает, в какой руке держать ложку, карандаш, игрушку. 
• Неаккуратен во время еды. 
• Чувствителен к прикосновениям. 
• Часто спотыкается при ходьбе и падает на ровном месте. 
• У него плохая память, он не помнит, что учил вчера. 
• Не может прыгать, скакать, ездить на велосипеде. 
• Не может играть в мяч, так как не способен его поймать и бросить. 
• Имеет трудности в чтении и письме, плохо рисует. 
• Неправильно отвечает на простые вопросы, хотя знает правильный ответ. 
• Нет чувства направления движения. 
 
КАК МОЖНО ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ: 
 
• Поощряйте ребенка заниматься тем, что помогает ему приобрести нужные навыки. 
• Выбирайте такие занятия, которые нравятся вашему ребенку, постепенно усложняйте задания. 
• Ставьте перед ним ясные цели и объясняйте, как их достичь. 
• Выполняйте определенные действия и предлагайте ребенку повторить их. 
• Не заставляйте его выполнять конкретные задания, лучше спросите, что бы он хотел сделать сам. 
• Чаще общайтесь с воспитателем своего ребенка. 
• Хвалите его за любые попытки, которые он предпринимает, независимо от результата. 
• Фиксируйте его внимание на выполненных делах, не напоминайте о неудачах. 
• Всегда соблюдайте режим дня. 
• Давайте ребенку достаточно времени для завершения его работы и будьте терпеливы. 
 
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ: 
 
Если врач подозревает у ребенка диспраксию, он может направить на обследование для уточнения диагноза и выяснения причин. Рекомендации будут зависеть от того, какие функции больше страдают в результате заболевания. 
 
Речь: нарушение артикуляции связано с патологией речедвигательного аппарата. Логопед поможет предотвратить задержку или ухудшение речи.  
 
Движения: специалист поможет вашему ребенку развить навыки, которые будут способствовать его обучению. Разные врачи используют разные стратегии, но часто они разбивают обучение какому-либо движению на мелкие шаги. Каждое такое мини-движение разучивается отдельно, а затем они объединяются вместе в единое движение. 
 
Мышление: детский психолог поможет ребенку организовать, систематизировать его мышление. Психолог также может заставить ребенка обрести уверенность и уважение к себе. 
 
ПЕРСПЕКТИВЫ: 
 
Не существует лекарства от диспраксии, но чем раньше ребенок получит квалифицированную помощь, тем выше шансы на успех. 
Многие навыки, вполне естественные для здоровых, являются сложными для детей, страдающих диспраксией, поэтому необходимо обучать их этим действиям. Трудности с двигательными актами будут уменьшаться по мере взросления ребенка. Активное поощрение ребенка к выполнению определенных действий является необходимым этапом воспитания, помогающим ему овладеть новыми навыками. Когда очередной навык освоен, потребность в активном поощрении отпадает, а влияние диспраксии уменьшается. 
Объем помощи со стороны взрослых зависит от трудности задачи и от темперамента вашего ребенка.
 
 
 

Признаки  и симптомы диспраксии 

Очень раннее детство. 
Проходит больше времени перед тем, как ребенок начинает:  
• сидеть; 
• ползать (некоторые никогда не могут этому научиться); 
• ходить; 
• говорить; 
• стоять; 
• ходить на горшок; 
• запоминать слова. 
 
Раннее детство
В раннем детстве могут возникнуть следующие трудности:  
• проблемы выполнения точных движений, таких как завязывание шнурков, нажатие кнопок, использование столовых приборов; 
• у многих возникают трудности с одеванием; 
• проблемы выполнения движения при игре на детской площадке, например, таких как прыжки, ловля мяча, удар ногой по мячу; 
• проблемы с выполнением точных движений, таких как использование ножниц, рисование красками, перемещение мелких предметов, играя в мозаику; 
• проблемы обработки мыслей; 
• трудности с концентрацией (детям с диспраксией обычно трудно сохранять сосредоточенность на чем-то одном долгое время); 
• для такого ребенка указанные действия выполнять тяжелее чем другим детям, участвующих в играх на детской площадке; 
• ребенок волнуется больше чем другие дети; 
• некоторые испытывают трудности с подъемом и спусканием с лестницы; 
• более высокая тенденция уронить вещь; 
• трудности в изучении новых навыков - в то время как другие дети делают это автоматически. В таких случаях поддержка и практика имеют большое значение. 
• написание изложений может быть намного более трудным для ребенка с диспраксией, как если бы он переписывал текст, например, с доски.

 
 
Дошкольный возраст. 
• трудно сохранить друзей; 
• необычное, отличное от других, поведение; 
• нерешительность, заторможенность; 
• со временем многие из упомянутых выше симптомов не исчезают, они лишь могут уменьшится в небольшой степени; 
• попытки избежать спортивных состязаний; 
• математика и письмо являются трудными предметами; 
• тратит продолжительное время на записи; 
• не помнит просьбы; 
• плохо организован.

Информация о работе Апраксия и диспраксия