Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2011 в 12:11, реферат
Апраксия (лат. apraxia — «бездеятельность, бездействие») — нарушение целенаправленных движений и действий при сохранности составляющих его элементарных движений; возникает при очаговых поражениях коры больших полушарий головного мозга или проводящих путей мозолистого тела.
Апраксия
Апраксия (лат. apraxia — «бездеятельность, бездействие») — нарушение целенаправленных движений и действий при сохранности составляющих его элементарных движений; возникает при очаговых поражениях коры больших полушарий головного мозга или проводящих путей мозолистого тела.
Апраксии могут носить ограниченный характер, то есть нарушения движений могут проявляться для одной половины тела, одной конечности, мускулатуры лица (оральная апраксия), при поражении мозолистого тела характерна левосторонняя апраксия.
Апраксии классифицируют как по локализации поражений головного мозга, так и по симптоматическому проявлению; комплекс симптомов зависит от функциональности поражённого участка мозга.
Апраксии по локализации патологического процесса в головном мозге
Апраксии по типам когнитивных расстройств и навыков
Литература
АПРАКСИЯ
Диспраксия (апраксия) — своеобразные
двигательные расстройства, при которых
нет ни параличей, ни нарушений мышечного
тонуса, но ребенок испытывает трудности
в координации и при выполнении сложных
движений.
Многие здоровые дети проходят через стадию
неуклюжести, но большинство перерастают
ее. У детей с диспраксией тенденция к
неловкости сохраняется и приносит неудачи
в каждодневной жизни.
У большинства детей, страдающих диспраксией,
возникают проблемы поведения
Диспраксия выявляется примерно у одного
ребенка из двадцати, в большинстве случаев
у мальчиков.
Диспраксия может носить другие названия:
синдром неуклюжего ребенка, расстройство
координации, минимальная дисфункция
мозга (МДМ), трудности двигательных реакций
Своевременная диагностика этого состояния
очень важна, чтобы снизить вероятность
проблем в поведении или образовании
ПРИЧИНЫ ДИСПРАКСИИ:
Причины диспраксии неизвестны, но исследования
выявили, что она может быть вызвана неполным
развитием нейронов в мозге, а не его повреждением.
Это происходит от неспособности нейронов
сформировать точный путь для передачи
импульса в двигательный аппарат; некоторые
родители детей с диспраксией имеют похожие
проблемы, что подсказывает наличие возможной
генетической связи.
КАК ВЕДУТ СЕБЯ ДЕТИ,
СТРАДАЮЩИЕ ДИСПРАКСИЕЙ:
Над неловкостью и неуклюжестью детей
могут смеяться сверстники, и, если диспраксия
не выявлена, а просто принимается за недостаток
физического развития, эти дети не могут
достичь развития своего потенциала. Они
могут быть пассивными и отказываться
от участия в подвижных играх; расстроенными,
потому что им трудно даются новые навыки;
пугливыми, застенчивыми, тревожными,
упрямыми, нежелающими вступать в контакт.
Дети, страдающие диспраксией, обладают
повышенной утомляемостью, потому что
применяют большие усилия для выполнения
повседневных задач.
СИМПТОМЫ ДИСПРАКСИИ:
Симптомы диспраксии могут быть разными.
Внимательно присмотритесь к своему ребенку,
чтобы выявить у него некоторые из нижеперечисленных
симптомов.
• Задержка физического развития.
• Плохая осанка.
• Медленно учится одеваться и самостоятельно
кушать.
• Неловок в выполнении любых действий.
• Не сразу решает, в какой руке держать
ложку, карандаш, игрушку.
• Неаккуратен во время еды.
• Чувствителен к прикосновениям.
• Часто спотыкается при ходьбе и падает
на ровном месте.
• У него плохая память, он не помнит, что
учил вчера.
• Не может прыгать, скакать, ездить на
велосипеде.
• Не может играть в мяч, так как не способен
его поймать и бросить.
• Имеет трудности в чтении и письме, плохо
рисует.
• Неправильно отвечает на простые вопросы,
хотя знает правильный ответ.
• Нет чувства направления движения.
КАК МОЖНО ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ:
• Поощряйте ребенка заниматься тем, что
помогает ему приобрести нужные навыки.
• Выбирайте такие занятия, которые нравятся
вашему ребенку, постепенно усложняйте
задания.
• Ставьте перед ним ясные цели и объясняйте,
как их достичь.
• Выполняйте определенные действия и
предлагайте ребенку повторить их.
• Не заставляйте его выполнять конкретные
задания, лучше спросите, что бы он хотел
сделать сам.
• Чаще общайтесь с воспитателем своего
ребенка.
• Хвалите его за любые попытки, которые
он предпринимает, независимо от результата.
• Фиксируйте его внимание на выполненных
делах, не напоминайте о неудачах.
• Всегда соблюдайте режим дня.
• Давайте ребенку достаточно времени
для завершения его работы и будьте терпеливы.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ПОМОЩЬ:
Если врач подозревает у ребенка диспраксию,
он может направить на обследование для
уточнения диагноза и выяснения причин.
Рекомендации будут зависеть от того,
какие функции больше страдают в результате
заболевания.
Речь: нарушение артикуляции связано
с патологией речедвигательного аппарата.
Логопед поможет предотвратить задержку
или ухудшение речи.
Движения: специалист поможет вашему
ребенку развить навыки, которые будут
способствовать его обучению. Разные врачи
используют разные стратегии, но часто
они разбивают обучение какому-либо движению
на мелкие шаги. Каждое такое мини-движение
разучивается отдельно, а затем они объединяются
вместе в единое движение.
Мышление: детский психолог поможет
ребенку организовать, систематизировать
его мышление. Психолог также может заставить
ребенка обрести уверенность и уважение
к себе.
ПЕРСПЕКТИВЫ:
Не существует лекарства от диспраксии,
но чем раньше ребенок получит квалифицированную
помощь, тем выше шансы на успех.
Многие навыки, вполне естественные для
здоровых, являются сложными для детей,
страдающих диспраксией, поэтому необходимо
обучать их этим действиям. Трудности
с двигательными актами будут уменьшаться
по мере взросления ребенка. Активное
поощрение ребенка к выполнению определенных
действий является необходимым этапом
воспитания, помогающим ему овладеть новыми
навыками. Когда очередной навык освоен,
потребность в активном поощрении отпадает,
а влияние диспраксии уменьшается.
Объем помощи со стороны взрослых зависит
от трудности задачи и от темперамента
вашего ребенка.
Признаки
и симптомы диспраксии
Очень
раннее детство.
Проходит больше
времени перед тем, как ребенок начинает:
• сидеть;
• ползать (некоторые никогда не могут
этому научиться);
• ходить;
• говорить;
• стоять;
• ходить на горшок;
• запоминать слова.
Раннее
детство.
В раннем детстве могут возникнуть следующие
трудности:
• проблемы выполнения точных движений,
таких как завязывание шнурков, нажатие
кнопок, использование столовых приборов;
• у многих возникают трудности с одеванием;
• проблемы выполнения движения при игре
на детской площадке, например, таких как
прыжки, ловля мяча, удар ногой по мячу;
• проблемы с выполнением точных движений,
таких как использование ножниц, рисование
красками, перемещение мелких предметов,
играя в мозаику;
• проблемы обработки мыслей;
• трудности с концентрацией (детям с
диспраксией обычно трудно сохранять
сосредоточенность на чем-то одном долгое
время);
• для такого ребенка указанные действия
выполнять тяжелее чем другим детям, участвующих
в играх на детской площадке;
• ребенок волнуется больше чем другие
дети;
• некоторые испытывают трудности с подъемом
и спусканием с лестницы;
• более высокая тенденция уронить вещь;
• трудности в изучении новых навыков
- в то время как другие дети делают это
автоматически. В таких случаях поддержка
и практика имеют большое значение.
• написание изложений может быть намного
более трудным для ребенка с диспраксией,
как если бы он переписывал текст, например,
с доски.
Дошкольный
возраст.
• трудно сохранить
друзей;
• необычное, отличное от других, поведение;
• нерешительность, заторможенность;
• со временем многие из упомянутых выше
симптомов не исчезают, они лишь могут
уменьшится в небольшой степени;
• попытки избежать спортивных состязаний;
• математика и письмо являются трудными
предметами;
• тратит продолжительное время на записи;
• не помнит просьбы;
• плохо организован.