Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:52, контрольная работа
Понятие "аппликация" включает способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединенных сходствам техники выполнения. Каждый материал имеет свои особенности, которые оказывают определяющее влияние на технику выполнения аппликации. Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения.
1. Понятие об аппликации, история её возникновения и развития.
2. Виды, формы аппликации.
3. Материалы и оборудование для аппликации.
4. Значение аппликации в развитие дошкольников.
5. Аппликация в младшей группе: задачи, содержание, методика работы.
6. Применение аппликации в детском саду.
7. Список литературы.
ГБОУ СПО НСО
"Новосибирский
педагогический колледж № 1 им.
А.С. Макаренко"
Контрольная
работа по изодеятельности
Делеске Татьяны Васильевны
Специальность 0313
"Дошкольное образование"
Курс IV, группа 404
форма обучения:
заочная
2011
Вариант
№ 4
Тема:
Аппликация. Работа
по аппликации в младшей
группе.
План
1. Понятие об аппликации, история её возникновения и развития.
Понятие
"аппликация" включает способы создания
художественных произведений из различных
по своим свойствам и фактуре материалов,
объединенных сходствам техники выполнения.
Каждый материал имеет свои особенности,
которые оказывают определяющее влияние
на технику выполнения аппликации. Аппликация
- наиболее простой и доступный способ
создания художественных работ, при котором
сохраняется реалистическая основа самого
изображения. Основными признаками аппликации
являются силуэтность, плоскостная обобщенная
трактовка образа, однородность
цветового пятна. Возникновение
аппликации относится к древнейшим временам
и связано с появлением стежка, шва на
одеждах. Эволюция аппликации прослеживается
по изображениям в памятниках искусства
древних цивилизаций, по литературным
источникам, а также по сохранившимся
образцам разных времен и народов. Со временем
аппликация, как и другие виды прикладного
искусства, испытала на себе влияние новых
социальных условий. Вышивки, предназначаемые
для знати, отличались как сложностью
рисунка, так и стоимостью материалов.
Подлинного расцвета аппликационные работы
достигли в XVI в. в Италии и Испании в церковном
одеянии. На смену аппликациям из ткани
пришла аппликация из бумаги. Связана
она с началом производства бумаги.
2. Виды, формы аппликации.
Аппликация
может быть предметной, состоящей
из отдельных изображений; сюжетной,
отображающей совокупность действий,
событий; декоративной, включающей
орнаменты, узоры. Наиболее молодым видом
аппликации считались силуэты, вырезанные
из бумаги. Издавна славились на Украине
в, Белоруссии бумажные узорчатые вырезки
- витинянки. Это простые украшения, вырезанные
из цветной бумаги, которые имеют четкие,
чисто графические формы. Наиболее простой
способ вырезания - складывание бумаги
пополам. Сравнительно недавно родился
новый жанр в искусстве, получивший название
флоризм. Художники-флористы используют
необычный для аппликаций материал - засушенные
растения, солому, тополиный пух, мох, оболочки
от чеснока, репчатого лука и др.
3. Материалы и оборудование для аппликации.
Основным материалом для аппликации в детском саду является бумага, известно более 600 видов бумаги, различной по цвету и фактуре.
Для изготовления аппликации необходимым материалам является клей. От его свойств во многом зависят качество аппликации, её прочность, внешний вид. Клей должен отвечать определенным требованиям: хорошо склеивать поверхности и быстро высыхать, не оставлять пятен и не обесцвечивать бумагу.
Оборудование,
которое потребуется для
4. Значение аппликации в развитии дошкольников.
Изобразительная деятельность интересна, увлекательна для дошкольника, так как он имеет возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша, красок, пластилина, бумаги. Занятия направлены на развитие у дошкольников творчества. Понятие "творчество" определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения.
Все виды изобразительного
На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией дошкольники учатся бережно относиться к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущего рисунка, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. При выполнении коллективных работ дети обучаются способам сотрудничества.
К
концу дошкольного возраста дети могут
овладеть разными видами аппликации: они
могут создать декоративный узор, изобразить
предмет или сюжет. Дошкольники используют
разные виды материалов: бумагу, ткань,
нить, соломку, засушенные листья, траву,
цветы, семена, плоды. Им доступна различная
техника: сминание, скатывание, вырезание
разного вида, обрывание, плетение. Ребенку
необходимо овладеть не только специальными,
но и общими трудовыми умениями: ставить
задачу, отбирать необходимые материалы
и средства для её реализации, планировать
ход работы, контролировать и оценивать
результаты.
5. Аппликация в младшей группе: задачи, содержание, методика работы.
Занятия аппликацией начинаются со второй младшей группы. Учитывая особенности детей данного возраста, специфику выполнения аппликационных работ, им не дают ножницы: все фигуры или их части они получают в готовом виде. на занятиях аппликацией воспитатель учит детей различать и правильно называть круг, квадрат, треугольник. Помимо данных фигур можно использовать также овал, трапецию. Дети учатся находить большие и маленькие части, одинаковые. Задача ознакомления детей с основными цветами решается в рисовании и в аппликации параллельно. Дети должны усвоить пространственные понятия: вверху, внизу, в углу, в середине, прямо, рядом, сбоку, друг за другом. Основные программные задачи включают обучение приемам выкладывания и наклеивания элементов на бумагу.
Предметная аппликация вначале должна быть проста. Дети учатся наклеивать предметные изображения на основе кругов, квадратов. Затем темы усложняются. Несложные декоративные аппликации проводятся с детьми на основе использования полосы, четырехугольника и круга. Для закрепления программного материала можно давать несложные сюжеты из готовых фигур и силуэтов.
При определении методов обучения следует выделить два основных направления работы воспитателя: подготовку к предстоящему занятию и обучение на занятии. При подготовке к занятию важно развивать восприятие детей, обучать их умению видеть предмет, совершать осязательный и зрительный анализ. Можно рассматривать с детьми также иллюстрации, картинки, где форма предельно обобщена, приближена к силуэту.
На
занятиях иногда используются образцы;
но использование образца не всегда
является обязательным и не означает,
что дети должны его копировать. Важным
моментом на занятии является показ способов
выкладывания и наклеивания. На первых
занятиях, когда дети осваивают последовательные
этапы наклеивания, приемы работы нужно
демонстрировать так, чтобы все действия
воспитателя были хорошо видны детям.
В работе с детьми данного возраста нельзя
забывать об игровых приемах, это повышает
интерес детей к занятию. Для просмотра
детских работ необходимо выставить их
для обозрения. Во время анализа нужно
вызвать у детей положительные эмоции.
Постепенно внимание детей нужно направлять
на изобразительные стороны работ, на
красивое цветовое решение, на выразительность.
В конце года нужно обращать внимание
детей на ошибки, учить видеть их.
6. Применение аппликации в детском саду.
Изобразительная
деятельность ребенка по своей сути
близка к производительному труду
взрослых, в котором создаются
материальные ценности. Перспектива не
только созерцать созданные взрослым,
но и самому создавать предметы, игрушки,
вещи очень привлекательна для ребенка.
Он видит, что его изделиями украшают интерьер
группы, кукольный уголок и т.п., их можно
использовать в игре, спектакле, инсценировке.
Художественный ручной труд - это вид художественной
деятельности, поскольку ребенок создает
не просто полезные, а красивые, выразительные
предметы, вещи.
7. Список литературы.
1. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников[текст]: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений/ Г.Г. Григорьева.-М.: Издательский центр "Академия", 1997.-272с.
2. Гусакова, М.А. Аппликация[текст]: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец.№ 2002 "Дошк. воспитание" и № 2010 "Воспитание в дошк. учреждениях"/ М.А. Гусакова.- 3-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1987.- 128.: ил.
3. Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество: (Конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией). [текст]: Пособие для воспитателя дет. сада./ Т.Г. Казакова.- М.: Просвещение, 1985.- 192 с., ил.
4. Комарова, Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию [текст]: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. №2010 "Воспитание в дошк. учреждениях" и №2002 "Дошк. воспитание"/ Т.С. Комарова, В.А. Езикеева, Е.В. Лебедева и др.; Под ред. Т.С. Комаровой.- 2-е изд., дораб.-М.: Просвещение, 1985.- 271 с., ил.
Информация о работе Аппликация. Работа по аппликации в младшей группе