Анкетирование как метод экспертизы в педагогике

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 22:09, шпаргалка

Описание работы

Анкетирование относится к той группе методов, которая в социологии, педагогике и психологии носит название "опрос". В эту группу помимо анкетирования входят интервью и беседа. Все эти методы характеризуются одним ведущим признаком: с их помощью исследователь получает ту информацию, которая заложена в словесных сообщениях опрашиваемых (респондентов). Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы.

Работа содержит 1 файл

АНКЕТИРОВАНИЕ.docx

— 17.13 Кб (Скачать)

 ТЕМА: Анкетирование как метод экспертизы в педагогике

    Анкетирование относится к той группе методов, которая в социологии, педагогике и психологии носит название "опрос". В эту группу помимо анкетирования входят интервью и беседа. Все эти методы характеризуются одним ведущим признаком: с их помощью исследователь получает ту информацию, которая заложена в словесных сообщениях опрашиваемых (респондентов). Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы.

      Это, с одной стороны, позволяет изучать мотивы поведения, намерения, мнения и т.п. (все то, что не подвластно изучению другими методами) и, с другой, - делает эту группу методов субъективной (не случайно у некоторых социологов существует мнение, что даже самая совершенная методика опроса никогда не может гарантировать полной достоверности информации).

      В отличие от других методов исследования эффективность опроса полностью зависит от двух моментов: во-первых, хочет ли и будет ли респондент отвечать на поставленные вопросы и, во-вторых, может ли он ответить на них. Следовательно, организация любого опроса должна начинаться и подчиняться разработке этих двух моментов; все должно быть направлено на то, чтобы побудить опрашиваемых дать полные и правдивые ответы на поставленные вопросы.

Сущность опроса в любом его  виде сводится к тому, что исследователь  получает информацию из тех ответов  респондентов, которые они дают на поставленные вопросы. Различие между  видами опроса сводится лишь к различию его форм, реже - к различию содержания вопросов.

Анкетирование применяется для  установления текущего состояния педагогического  явления, для изучения существовавшего  и существующего положений в  практике работы или мнений, относящихся  к проблеме исследования. Однако анализ результатов анкетирования не может быть конечным доказательством при установлении,например ,эффективности какой-либо методики занятий, так как опирается на субъективные мнения опрашиваемых.

Виды анкетирования 

Виды анкетирования многообразны и группируются попарно в соответствии с несколькими признаками.

По числу респондентов

  • Индивидуальное( Личное) анкетирование опрашивается один респондент  ; ОНО предусматривает непосредственный контакт исследователя с респондентом, когда второй заполняет анкету в присутствии первого. Этот способ, анкетирования имеет два неоспоримых преимущества: во-первых, гарантирует полный возврат анкет и, во-вторых, позволяет контролировать правильность их заполнения.
  • Групповое анкетирование — опрашиваются несколько респондентов;
  • Аудиторное анкетирование — методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры;
  • Массовое анкетирование — участвуют от сотни до нескольких тысяч респондентов (на практике работа трудоёмкая, а результаты менее корректны).

По полноте охвата

  • Сплошное — опрос всех представителей выборки;
  • Выборочное — опрос части представителей выборки. . Именно этот вид анкетирования является наиболее распространенным.

По типу контактов с респондентом

  • Очное — проводится в присутствии исследователя-анкетёра;
  • Заочное — анкетёр отсутствует:
    • Рассылка анкет по почте;
    • Публикация анкет в прессе;
    • Публикация анкет в Интернете;
    • Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.

Онлайн-анкетирование

С ростом популярности Интернета всё более востребованным способом сбора данных становится онлайн анкетирование. Дизайн онлайн опросников часто влияет на результат опроса. К таким факторам дизайна относят качество руководства опросников, доступные форматы представления данных (вопросов), способы управления, проработанность и этические составляющие опросника. Ряд сайтов даёт бесплатную возможность создать онлайн опросник и собрать данные.

Анкетирование,как метод  опроса,характеризуется следующими позициями:

во-первых, оно является наиболее распространенным методом в теории и практике физического воспитания;

 во-вторых, владение методикой  анкетирования дает исследователю  основной объем знаний и умений  для овладения другими методами  опроса;

 в-третьих, анкетирование  более доступно основной массе  исследователей, не имеющих большого  педагогического и житейского  опыта, не обладающих способностью  быстро вступать и контакт  с людьми;

 в-четвертых, оно позволяет  охватить значительное количество  людей;

 в-пятых, анкетирование  доступнее для математической  обработки результатов.

Эффективность анкетирования  во многом зависит от грамотного построения и содержания анкеты.

анкета - это перечень вопросов (вопросник). Этапы составления  вопросника:  
 
1.определение характера информации, которую необходимо получить;  
 
2.составление приблизительного ряда вопросов, которые должны быть заданы;  
 
3.составление первого плана вопросника;  
 
4.предварительная его проверка путем пробного исследования;  
 
5.исправление вопросника и окончательное его редактирование.

 

 

 

 


Информация о работе Анкетирование как метод экспертизы в педагогике