Ананьев
Борис Герасимович
1 (14)
августа 1907 года - 18 мая
1972 года
Биография
Борис Герасимович Ананьев родился
1 (14) августа 1907 года во Владикавказе. После
окончания средней школы он поступил
в Горский педагогический институт. В
то время в институте работал доцент педологии
Р.И. Черановский, который в 1925 году организовал
кабинет педологии. К научной работе в
этом кабинете был допущен ряд студентов,
интересовавшихся проблемами психологии
и педагогики. В их числе оказался и Борис
Ананьев, который со временем стал ассистентом
Р.И. Черановского.
В этом кабинете проводились исследования
умственной одаренности детей, их психологических
особенностей в разном возрасте. Дипломная
работа Ананьева, выполненная под руководством
Черановского, также затрагивала подобные
проблемы. Она была посвящена исследованию
эволюции миропонимания и мироощущения
в юношеском возрасте.
В сентябре 1927 года Б.Г. Ананьев был направлен
на стажировку в ленинградский Институт
мозга, а в 1928 году, после завершения учебы
во Владикавказе, окончательно переехал
в Ленинград. Основными проблемами, занимавшими
его в то время, были проблемы классификации
наук и методов психологии, вопросы формирования
психики. При этом молодой ученый выступал
за принятие и использование теоретических
выводов всех научных школ, ратовал за
установление принципиальной и дружественной
атмосферы в науке.
Пытаясь поступить в аспирантуру Института
мозга, Ананьев прочел на одной из конференций
свой доклад «О социальной полезности
музыканта (с психофизиологической точки
зрения)». Доклад был посвящен музыке,
ее власти над слушающими и ответственности
исполнителя перед ними. Ананьев приводил
также большое количество экспериментальных
данных, подтверждающих теорию, сравнивал
воздействие музыки с гипнозом. В марте
1929 года он был принят в аспирантуру Института
мозга.
В начале 30-х годы XX века он стал заведующим
лабораторией психологии воспитания,
в то же время организовал в одной из школ
Ленинграда психологическую службу. В
его лаборатории проводились исследования
характеров школьников, в которые были
вовлечены многие учителя Ленинграда.
На основе этих исследований и полученных
эмпирических данных Б.Г. Ананьев написал
свою первую монографию «Психология педагогической
оценки», которая была опубликована в
1935 году.
В 1936 году исследования в области педологии
были запрещены, А.А. Таланкин, заведующий
сектором психологии Института мозга,
был арестован и осужден, а через год Б.Г.
Ананьев был избран на его пост. В том же
1937 году он стал кандидатом педагогических
наук.
Из-за запрета педологии ему пришлось
искать для себя новую сферу деятельности.
Одним из направлений его исследований
стала психология чувственного отражения.
Он написал несколько статей, основной
мыслью которых была гипотеза о генезисе
чувствительности. По его мнению, с самого
начала индивидуального развития человека
чувствительность выступает как функция
целостного организма, а сенсорные процессы
играют значительную роль в этом развитии.
Кроме того, он обратился к истории отечественной
психологии, пытаясь выразить свое собственное
отношение к этому предмету. По мнению
ученого, на историю науки необходимо
опираться, чтобы идти вперед. Опыт предшественников
он считал необходимым для дальнейшего
развития собственных взглядов. В 1939 году
Б.Г. Ананьев защитил докторскую диссертацию,
посвященную истории психологии.
Когда во время войны Ленинград оказался
в кольце блокады, весь Институт мозга
был эвакуирован. Ананьев попал в Казань,
а затем — в Тбилиси, где работал, как и
многие психологи того времени, в психопатологическом
кабинете госпиталя. Он наблюдал больных,
перенесших тяжелый шок, и занимался восстановлением
у них функции речи, утраченной в результате
боевого ранения.
В 1943 году Б.Г. Ананьев вернулся в Ленинград,
где возглавил образованную в Ленинградском
государственном университете кафедру
психологии. Он сам подобрал большую часть
преподавательского состава кафедры,
организовал работу психологического
отделения философского факультета. В
это время он опубликовал большое количество
работ, которые касались изучения осязания
и других видов чувствительности, психологии
речи, некоторых проблем детской психологии.
Также Б.Г. Ананьев продолжал заниматься
историей психологии и психологией личности.
В 1947 году он опубликовал монографию «Очерки
об истории русской психологии XVIII-XIX вв.».
В некоторых статьях отчетливо просматривалась
его идея о связи формирования характера
и познания человека человеком, о некоторых
закономерностях формирования человеческого
самосознания.
На рубеже 1940-1950-х годов Б.Г. Ананьев обращается
к изучению нового направления, эмпирические
основы которого были заложены в его работе
в Институте мозга. Ученый занялся исследованием
билатеральности мозга и его функций.
В 1957 году на торжественном собрании, посвященном
юбилею Б.Г. Ананьева, ученый выступил
с речью, в которой он обосновывал необходимость
комплексных исследований человека, синтезирующих
все существующие антропологические знания.
Эту же мысль он выразил в статьях «Человек
как общая проблема современной науки»
и «О системе возрастной психологии»,
опубликованных в том же году. Однако эта
идея в то время не была принята психологами.
Активная деятельность ученого была приостановлена
болезнью: в ноябре 1959 года Ананьев перенес
инфаркт. В следующее десятилетие своей
жизни Борис Герасимович занимался исключительно
научно-публицистической деятельностью,
в 1962-1966 годах он написал серию статей.
В них он попытался реализовать замысел,
возникший у него ранее, обобщил все исследования
своих предшественников, а также свои
собственные, обосновывая комплексный
подход в исследовании человека. Большое
влияние на него оказал опыт предшественников,
в первую очередь В.М. Бехтерева.
В это же время Б.Г. Ананьев начал работу
над книгой «Человек как предмет познания».
Для этого в его лаборатории стали проводиться
различные исследования. Первая группа
этих исследований была посвящена изучению
возрастной динамики психофизиологических
функций у взрослых людей. Основой при
этом послужил сравнительно-генетический
метод, который давал возможность постоянно
определять нормы развития взрослого
человека различных возрастных групп.
Вторая группа исследований, наоборот,
концентрировалась на исследовании нескольких
людей в течение пяти лет. Это позволяло
изучить целостное развитие индивидуальности
на протяжении длительного времени. Таким
образом, две группы исследований дополняли
друг друга, что позволило Б.Г. Ананьеву
получить более глубокие представления
о различных возрастных статусах, о роли
отдельных факторов в общем развитии личности.
С другой стороны, исследования первой
группы давали основу для большей объективности
исследований второй группы.
В 1966 году в Ленинградском университете
был основан факультет психологии, включавший
кафедры общей психологии, педагогики
и педагогической психологии, эргономики
и инженерной психологии. Год спустя Б.Г.
Ананьев стал деканом этого факультета.
По его инициативе при ЛГУ был открыт Институт
комплексных социальных исследований,
а также лаборатория дифференциальной
антропологии и психологии.
Ученый активно участвовал в учебной и
научной работе факультета. Он организовал
такую совершенно новую форму обучения
студентов, как творческие встречи с известными,
маститыми учеными. За время работы Ананьева
на факультете в ЛГУ приезжали А.А. Смирнов,
А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин,
ученые из Киева и Тбилиси.
В начале 1970-х годов Б.Г. Ананьев задумал
коллективную книгу «Человек как предмет
воспитания», однако выполнить задуманное
ему не удалось. Он умер от инфаркта 18 мая
1972 года.
Научное значение трудов Б.Г. Ананьева
трудно переоценить. Несмотря на то, что
ему пришлось отказаться от исследований
в области педологии, ученый продолжил
активную научную работу в различных областях
психологии: от исторических основ науки
до изучения чувствительности и некоторых
психологических функций. Кроме того,
Б.Г. Ананьев сделал многое и для дальнейшего
развития психологической науки в стране,
воспитания психологов. |