Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 13:59, статья
В современных условиях тестирование является важнейшим средством оценивания знаний и умений учащихся, помогающим педагогам объективно определять уровень их подготовки. Особое значение приобретает использование тестирования при проведении педагогического эксперимента.
Во время педагогической практики, проходившей в 11 классе в МОУ СОШ №9 Калининского района, х. Гречаная Балка нами проводилось исследование степени обученности учеников теме «Расчёт подоходного налога».
Долинская И.А. бакалавр 4-го года обучения
направление социально – экономическое образование
(научный
руководитель: к.э.н., доцент Баранов А.В.)
Анализ
результатов тестирования при изучении
подоходного налогообложения в старших
классах.
В современных условиях тестирование является важнейшим средством оценивания знаний и умений учащихся, помогающим педагогам объективно определять уровень их подготовки. Особое значение приобретает использование тестирования при проведении педагогического эксперимента.
Во время педагогической практики, проходившей в 11 классе в МОУ СОШ №9 Калининского района, х. Гречаная Балка нами проводилось исследование степени обученности учеников теме «Расчёт подоходного налога».
Обработка результатов тестирования осуществлялась по методике профессора Аванесова В.С., в соответствии с которой рассчитывались следующие показатели:
а) средний арифметический тестовый балл правильных ответов;
б) стандартный показатель вариации;
в) классический коэффициент корреляции;
г) бисериальный коэффициент корреляции;
д) степень надежности тестирования.
Эксперимент проходил в три этапа:
1. Проверка уровня знаний учащихся до объяснения нового материала по подоходному налогообложению.
2. Проверка уровня усвоения знаний после проведения урока и объяснения нового материала.
3. Проверка уровня усвоения знаний после проведения урока в альтернативной форме (деловой игры).
На первом этапе проведения эксперимента, был разработан тест по теме «Расчёт подоходного налога» из 10 заданий, по результатам проведения которого был выполнен расчёт доли правильных ответов (см. табл. 1)
Таблица 1
Доля правильных ответов при тестировании
|
Из приведенных данных видно, что учащиеся до проведения урока, не зная материал по данной теме, неплохо справились с заданиями при первом тестировании, средний процент правильных ответов составил 35,7%. Однако, никто из учащихся не дал правильного ответа на тестовое задание №9, так как это задание касалось ставки налога на выигрыш в лотерею, о чем они не могли знать. При объяснении материала и следующем эксперименте на это задание было обращено особое внимание.
Затем со школьникам был проведен урок объяснения нового материала по теме «Расчёт подоходного налога» в традиционной форме, где были рассмотрены основные понятия темы. После чего был осуществлен второй этап эксперимента в виде тестирования, результаты которого также представлены в табл. 1.
Из приведённых данных мы видим, что средний процент правильных ответов значительно возрос и составил 65,6%. Самым легким оказался вопрос №6 о ставке подоходного налога на заработную плату, на который правильно ответили все учащиеся. Таким образом, можно предположить, что это задание не обладает необходимыми тестовому заданию системными свойствами и мешает разработке качественного теста, поэтому оно было в дальнейшем исключено.
На основе статистических показателей тестовых материалов определяется зависимость распределения реальных тестовых баллов от характеристической кривой теста. Чем лучше сконструирован тест и чем больше испытуемых, тем более реальное распределение баллов, представляемое гистограммой, начинает приобретать форму нормального распределения. Для построения гистограммы распределения частот была определена частота распределения баллов испытуемых (табл. 2).
Таблица 2
Частота результатов тестирования
2-е тестирование | 3-е тестирование | ||||
Баллы правильных ответов | Частоты тестовых баллов | % частоты | Баллы правильных ответов | Частоты тестовых баллов | % частоты |
1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 |
2 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 |
3 | 1 | 14,286 | 3 | 0 | 0 |
4 | 0 | 0 | 4 | 0 | 0 |
5 | 0 | 0 | 5 | 0 | 0 |
6 | 2 | 28,571 | 6 | 1 | 14,286 |
7 | 2 | 28,570 | 7 | 0 | 0 |
8 | 1 | 14,290 | 8 | 1 | 14,286 |
9 | 1 | 14,290 | 9 | 0 | 0 |
10 | 0 | 0 | 10 | 2 | 28,571 |
|
|
|
11 | 1 | 14,286 |
|
|
|
12 | 2 | 28,571 |
|
|
|
13 | 0 | 0 |
|
|
|
14 | 0 | 0 |
|
|
|
15 | 0 | 0 |
Итого: | 7 | 100,000 | |
7 | 100,000 |
Частота ответов учащихся по результатам второго тестирования оказалась довольно близкой к нормальному распределению. По шесть и семь баллов было получено 28,6%, составляющих основную долю ответов.
Затем был проведён урок на закрепление материала по данной теме в виде деловой игры, после чего учащимся было предложено пройти тест ещё раз, но с добавлением пяти тестовых заданий на углубление знаний по теме. После чего был проведён формирующий эксперимент, результаты которого представлены в табл. 2 и 3.
Процент правильных ответов при третьем тестировании несколько повысился и составил 65,7% несмотря на то, что в тестовые задания были добавлены дополнительные новые вопросы. Заданий, с которыми никто из испытуемых не справился, не было. Это говорит о хорошем усвоении материала, чему, важно отметить, способствовало проведение урока в альтернативной форме. При этом на третий вопрос о формуле расчета подоходного налога правильно ответили все испытуемые. В дальнейшем такие вопросы со всеми правильными ответами следует исключать из теста. На основе статистических показателей тестовых материалов, была рассчитана частота распределения тестовых баллов по третьему тестированию (см. табл. 2 и рис.1).
Рис.1.
Гистограмма распределение частоты баллов
по данным формирующего эксперимента
при третьем тестировании.
Как видно из гистограммы распределение частот в данном тесте несколько отличается от нормального распределения, значит данный тест сконструирован не совсем правильно или была недостаточно представительная выборка. В табл. 3 приведены показатели математической обработки результатов третьего тестирования.
Таблица 3
Показатели третьего тестирования
Тестовые вопросы | Доля правильных ответов | Коэффициент корреляции | Суммарный коэффициент корреляции | Бисериальный коэффициент корреляции |
Х1 | 0,857 | 0,419 | 4,046 | 0,562 |
Х2 | 0,714 | 0,475 | 2,449 | 0,420 |
Х3 | 1,000 | - | - | - |
Х4 | 0,571 | 0,889 | 5,438 | 0,884 |
Х5 | 0,571 | 0,569 | 3,577 | 0,575 |
Х6 | 0,857 | 0,419 | -0,062 | -0,021 |
Х7 | 0,714 | 0,475 | 2,823 | 0,533 |
Х8 | 0,857 | 0,122 | 4,046 | 0,562 |
Х9 | 0,571 | 0,410 | 3,049 | 0,471 |
Х10 | 0,286 | 0,299 | -0,784 | -0,194 |
Х11 | 0,429 | 0,388 | 1,146 | 0,250 |
Х12 | 0,857 | 0,419 | 4,046 | 0,562 |
Х13 | 0,429 | 0,388 | 1,146 | 0,250 |
Х14 | 0,429 | 0,547 | 3,435 | 0,560 |
Х15 | 0,714 | 0,475 | 5,534 | 0,871 |
С помощью классического коэффициента корреляции определяется связь между отдельными заданиями теста и выявляются наиболее и наименее эффективные тестовые задания. Максимальный коэффициент 0,889 был получен по четвертому заданию, касающемуся значения налогов для государства и общества. Задания № № 5 и 14 являются также довольно эффективными по сравнению с другими заданиями. Используя задания подобного типа можно эффективно проверить знания учащихся по данной теме. Отразим значения коэффициентов корреляции на диаграмме (рис. 2).
Рис.2.
Диаграмма коэффициентов корреляции тестовых
заданий при третьем тестировании
Более полно связи между заданиями теста характеризует суммарный коэффициент корреляции, анализ величин которого показывает, что шестое и десятое тестовые задания имеют отрицательные значения и не могут быть включены в тест. Эти задания следует исключить из теста или заменить на другие.
Для того, чтобы оценить меру пригодности тестовых результатов (валидность) отдельных заданий теста, был рассчитан коэффициент бисериальной корреляции (см. табл. 3). Метод бисериальной корреляции измеряет связь между результатами выполнения каждого задания теста и общей оценкой по данному тесту. Данные табл. 3 подтверждают, что всё же неудачными заданиями являются тестовые задания с номерами 6 и 10, а остальные задания являются вполне приемлемыми для дифференциации хорошо подготовленных учащихся по сравнению со слабо подготовленными. Следовательно, разработанный тест после исключения заданий 3, 6 и 10 является вполне валидным.
Для достоверной проверки качества теста используют показатель его надежности. Рассчитав надёжность данного теста, выяснилось, что степень его надёжности составила 0,75. Это говорит о надёжности измерения и устойчивости полученных результатов испытуемых. Причём, чем больше по сравнению с 0,7 значение коэффициента надежности теста, тем выше целесообразность его использования для оценивания знаний и умений испытуемых.
Определение доверительного интервала дает возможность установить возможные пределы отклонений истинных баллов от полученных результатов тестирования. Выполненные расчеты показывают, что результаты тестирования всех испытуемых находятся в установленных пределах и измерены с достаточной точностью.
Таким образом, анализ полученных результатов тестирования при изучении подоходного налогообложения в старших классах показал, что для проведения эффективной формы контроля необходимо внимательно подходить к разработке тестовых заданий, чтобы они в совокупности составляли надежный и дифференцирующий тест. Применение на уроке активных методов обучения, например, деловой игры, а также метода тестирования, как средства педагогического контроля, позволит педагогу не только в увлекательной форме провести урок, но и будет способствовать улучшению усвоения материала и повышению уровню компетенций учащихся.
Использование заданий в тестовой форме, в сочетании с новыми образовательными технологиями дает возможность обеспечить кардинальное улучшение учебного процесса, высокий уровень усвоения учебного материала, объективность оценивания результатов обучения.
Список литературы:
1. Аванесов В.С. Научные проблемы тестового контроля знаний. – М., Центр тестирования, 1994.
2. Кирий В.Г. Применение Марковской модели для оценки уровня знаний при адаптивном тестировании // В.Г. Кирий, Д.А. Ульянов // Вестник ИрГТУ. – 2004. – №3, с.19.
3. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: учеб. пособие. – М.: Логос, 2002.