Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 13:45, статья
Характерной особенностью сегодняшнего времени стало повышение социального статуса воспитания. Преобразования, происшедшие в нашем обществе, оказали существенное влияние на идеологию, содержание, способы и средства воспитания детей. Это нашло свое отражение в Законе РФ «Об образовании», Национальной доктрине образования РФ до 2025 года, а также Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.
О.М Недашковская
г. Кемерово
Актуальные направления организации воспитательной системы в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната №104, VIII вида.
Характерной особенностью сегодняшнего времени стало повышение социального статуса воспитания. Преобразования, происшедшие в нашем обществе, оказали существенное влияние на идеологию, содержание, способы и средства воспитания детей. Это нашло свое отражение в Законе РФ «Об образовании», Национальной доктрине образования РФ до 2025 года, а также Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.
В федеральной программе развития воспитания подчеркнуто: «Воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно- ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказания им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении». Этим положением особо подчеркивается роль системы образования и образовательного учреждения в воспитании подрастающего поколения.
Целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, может быть эффективна и продуктивна только в рамках организованной воспитательной системы. С точки зрения современной теории воспитания, воспитательная система - упорядоченная совокупность компонентов воспитательного процесса (целей, субъектов воспитания, их деятельности, отношений), взаимодействие и интеграция которых обуславливает наличие у образовательного учреждения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности ребенка (Караковский В.А.,Новикова Л.И., Селиванова Н.Л.)
Эффективность функционирования воспитательной системы во многом зависит от условий образовательного учреждения, квалификации педагогов, отношения к процессу воспитания родителей и степень участия в этом процессе самих воспитанников. Здесь уместнее сказать о возможности коррекции дефекта «особого ребенка».
Специальная (коррекционная) школа-интернат № 104 работает с детьми с нарушением интеллекта. Категория интеллектуальной недостаточности представляет собой аномалию в психофизиологическом развитии ребёнка, имеющую значительные различия в структуре, степени тяжести и возможностях коррекции (компенсации) дефекта. Эти дети обладают значительной общностью психического дефекта, проявляющегося в недостаточности развития познавательной, эмоционально-волевой сферы, активности личности в целом, что вызывает определённые трудности в процессе обучения в школе.
Основной дефект – нарушение познавательной деятельности – вызван органическим повреждением коры головного мозга.
Данная категория детей
чаще всего воспитывается в
В школе обучается 180 детей. 75% обучающихся имеют умственную отсталость в лёгкой степени дебильности. 104 ребёнка являются инвалидами детства. В учреждении организовано обучение детей со сложной структурой дефекта. На данный момент в таких классах обучается 38 детей – это 5 классов. Согласно социальному заказу в школе-интернате созданы все условия для воспитания и обучения с ограниченными возможностями здоровья. Это учитывается при организации воспитательно-образовательного процесса.
На наш взгляд, воспитание в условиях специального коррекционного учреждения должно идти в направлении «социализации», как необходимого компонента дальнейшей интеграции «особого ребенка» в общество. В современных условиях наиболее оправданным является такой подход к воспитанию, при котором вся совокупность воспитательных средств направлена на выработку у каждого конкретного воспитанника своего собственного варианта жизни, достойного его как человека. Воспитанник должен сам на основе выработанных ценностных отношений формировать свою жизненную позицию, быть способным на разумный выбор, выработку самостоятельных решений. Речь идет о личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества.
Идея воспитательной системы - «социализация»
воспитанника возможна только в условиях
открытого воспитательного
Субъекты взаимодействия – это дети, родители, педагоги различных специальностей, специалисты различных служб, студенты- практиканты, волонтеры, школьные и внешкольные учреждения, медицинские, культурные, общественные, религиозные, благотворительные организации, детские и юношеские объединения, попечители, спонсоры, муниципальные органы управления и самоуправления и др.
Воспитательное пространство – это пространство воспитания, которое функционирует не только в рамках образовательного процесса, но и широко взаимодействует с социальным, культурным и природным окружением для реализации общей цели воспитания.
Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-
Основная цель воспитательной системы школы-интерната № 104-формирование личности воспитанника средствами образовательного процесса с использованием ресурсов существующего воспитательного пространства для его дальнейшей успешной социализации и интеграции в общество.
Под образовательным процессом мы понимаем всю совокупность условий целенаправленного формирования личности: обучение, нравственно-правовое, гражданско-патриотическое воспитание, самовоспитание, самообразование, трудовое, правовое, экологическое, эстетическое воспитание, развитие познавательной деятельности, охрана здоровья и физическое развитие.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих основных задач:
- подготовить выпускника образовательного учреждения, способного включиться в самостоятельную жизнь;
- прогнозировать конечные
результаты деятельности в
-создавать условия
для педагогов школы-интерната,
- поддерживать развитие
научно-методических
- органически сочетать
в образовательно-
- развивать правовую базу образовательного учреждения, регулирующую правоотношения с профессиональными училищами;
- привлекать для развития
образовательного учреждения
Обязательным условием реализации является то, что
Воспитательная система является составляющей образовательного процесса школы-интерната № 104
Основополагающие принципы реализации:
Функции воспитательной системы
Реализация воспитательной системы возможна при соблюдении целого комплекса требований:
Содержание воспитательной работы строится по нескольким направлениям:
Учебно- воспитательное
Охрана здоровья и физическое развитие
Личностное развитие
Коррекционно-развивающее
Работа с родителями
Межведомственное
В дальнейшем, реализация воспитательной системы будет осуществляться по этим направлениям.