Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 22:00, контрольная работа
Общество всегда таково, ка¬ковы его граждане. Оно может быть лучше, совершеннее только тогда, когда лучше и совершеннее формирует лучший тип лично¬сти. Педагогика - наука о целенаправленном формировании личности и человеческих общностей, что и определяет ее общест¬венную значимость.
Введение……………………………………………………………………...2 стр.
1. Основные виды связей правоохранительной деятельности с педагогикой…………………………………………………………………...3стр.
2. Педагогика в деятельности разных специалистов правоохранительных органов………………………………………………………………………5 стр.
Заключение………………………………………………………………….17 стр.
Список использованной литературы………………………………………18стр.
Следователь обязан изучать и учитывать индивидуальные особенности лиц, проходящих по делу, среди которых и педагогические — образованность, воспитанность, обученность, развитость, степень правовой культуры или педагогической запущенности. Эти причины и условия, как и другие способствовавшие совершению расследуемого преступления, входят в круг обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу.
Законом установлена процессуальная
обязанность следователя
Четко представлен педагогический аспект в профилактической функции деятельности следователей и следственных аппаратов7 при работе по конкретным уголовным делам с полученными в ходе расследования материалами, данными оперативно-розыскной деятельности, по материалам статистической отчетности. В ходе следствия следователь начинает решать и задачи ресоциализации обвиняемых, отмечая в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого или в обвинительном заключении, осознало ли данное лицо тяжесть совершенного преступления или не раскаялось, в отношении обвиняемого в повторных преступлениях встал "ли не встал он на путь исправления. Составленная им характеристика помогает суду определять степень виновности обвиняемого, а при направлении его в органы исполняющие наказание продолжить ресоциализационную работу с ним.
Педагогика в деятельности судьи. Суд уполномочен вершить правосудие. Только он правомочен судить о праве, от имени государства признавать гражданина виновным, определять ему меру наказания, судить о наличии или отсутствии у гражданина прав, выносить окончательные, принудительного характера вердикты. Во всей своей деятельности он обязан выражать правду и справедливость, беспристрастность и мудрость закона. Не случайно его деятельность олицетворяют с образом мифической богини правосудия Фемиды, величественной фигуры с завязанными глазами.
Рассмотрением юридических дел и своими решениями суд должен оказывать воспитательное воздействие как на лиц, участвующих в судебном разбирательстве, так и на все население. А.Ф. Кони писал: «...суд есть не только судилище, но и школа»8. Обязанность суда решать воспитательные задачи закреплена Основами законодательства о судоустройстве.
Все уголовное судопроизводство — от возбуждения уголовного дела до приговора суда — оказывает широкое провообучающее и правовоспитательное влияние на его участников. Педагогическое значение имеет и сам приговор, и частные определения судов (особенно относящиеся к деятельности образовательных, воспитательных и иных учреждений, влияющих на причины и условия совершения преступлений), и оформление информации особым определением суда, и информация о его деятельности в средствах массовой информации. Повышенное воспитательное влияние имеют выездные судебные заседания и разбор дел, связанных с нарушениями законности представителями власти, а также решения по ним. Справедливость и принципиальность в их рассмотрении имеют большое значение для создания правосудной атмосферы в обществе, представлений в народе о равенстве всех перед законам, неотвратимости наказания, защищенности каждого законом важнейших для правового государства.
«Важное педагогическое значение суда присяжных» подчеркивал А.Ф. Кони. Он писал о необходимости того, чтобы люди «уносили с собой, растекаясь по своим уголкам, не только возвышенное сознание исполненного долга общественного служения, но и облагораживающее воспоминание о правильном отношении к людям и достойном обращении с ними...»9.
Судье принадлежит решающая роль в работе суда. Воспитательное влияние на граждан оказывает его стиль работы, поведение в ходе судебных заседаний, личность, качества, авторитет.
Обширное педагогическое влияние оказывает работа судьи при приеме граждан. Впечатления о нем как личности и профессионале, справедливом и принципиальном или иные выносятся в жизнь каждым гражданином после встречи с ним и распространяются через знакомых, порождая воспитательные круги, расходящиеся среди населения.
Наконец, судья призван работать со служащими судебного органа, оказывать помощь заседателям, присяжным в совершенствовании правовых знаний. Воспитательное значение для работников судов первой инстанции имеет производство дел в кассационной и надзорной инстанциях.
Педагогика в деятельности прокурора. Прокурор несет ответственность перед государством за состояние законности и борьбы с правонарушениями. Он уполномочен осуществлять высший надзор над законностью, координировать деятельность правоохранительных органов, следить за соблюдением законности их работниками. Эта работа оказывает воспитательное влияние на персонал всех правоохранительных органов.
Он отвечает за все, за выполнение функций правоохранительными органами, в частности, за профилактику преступлений на обслуживаемой территории, устранение причин и условий преступности на ней, работу органов дознания и следствия по раскрытию и расследованию преступлений, исполнение приговоров по уголовным делам и др., а стало быть, и решать педагогические задачи, относящиеся к ним.
Статья 21.1 УПК РСФСР
обязывает прокурора при
Деятельность прокурора включается и в механизм правосудия. Поддерживая обвинение по уголовному делу, выступая на заседаниях суда, он своим выступлением, поведением оказывает сильное правовоспитательное влияние на всех присутствующих. Поддержание обвинения - не обвинительный уклон, а контроль над законностью и обоснованностью рассмотрения уголовных дел, надзор за законностью действий всех участников процесса, хода и характера судебного рассмотрения дела и самих приговоров. Суть и стиль его работы — принципиальная борьба за соблюдение законности.
Насыщены правовоспитательными и просветительскими влияниями встречи прокурора с населением, выступления перед ним, организация правовой пропаганды, забота о надлежащем освещении деятельности правоохранительных органов, состояния законности и правопорядка в средствах массовой информации.
Изложенное в большей или меньшей степени касается всех работников прокуратуры — помощников и заместителей прокурора, прокуроров отделов, криминалистов и других. Работа с ними, их воспитание, обучение, развитие, внимание к повышению уровня их профессиональной образованности - еще одна задача прокурора, насыщенная педагогикой.
Перечень юридических специальностей, деятельность которых в большей или меньшей степени имеет педагогический аспект, можно было бы продолжить. Изложенного, однако, достаточно, чтобы сделать вывод, что в правоохранительной деятельности если не всех, то подавляющего большинства юристов-специалистов, в качестве одной из общих функций выступает педагогическая работа, учет педагогических, особенно правовоспитательных результатов поведения, решений, стиля работы, отношений к нуждам граждан и др.
Вопрос в том — какова эта работа и ее результаты. Для оценки ее достаточно привести некоторые цифровые данные. Опросы разных специалистов правоохранительных органов, проведенные в последние 20 лет (к сожалению, фрагментарные и нерегулярные), показывают, что только 25 — 30% прокуроров и адвокатов усматривают воспитательный аспект в своей работе; более 60% опрошенных судей воспитательную эффективность приговоров связывают с устрашающим воздействием, а оправдательные оценивают отрицательно. Только 10% следователей, сотрудников патрульно-постовой и дорожно-патрульной служб признают, что их поведение, действия и решения оказывает влияние на правосознание населения. Это только мнения, реальные же позитивные педагогические усилия еще меньше. Авторитет правоохранительных органов у населения невысок. Результаты опросов за последние 20 лет имеют тенденцию к ухудшению.
Изменение положения дел с участием всех сотрудников правоохранительных органов в формировании правосознания, право-аоспитании, повышении правовой культуры населения, не требующее никаких дополнительных материальных и временных затрат, а зависящее исключительно от ответственного, целенаправленного и педагогически компетентного подхода к учету педагогических аспектов в своей профессиональной работе, от правильного формирования их собственного профессионализма и правовой культуры, таит в себе огромный потенциал улучшения работы по укреплению законности и правопорядка.
Заключение.
Управление
правоохранительным органом — это
прежде всего управление деятельностью
его персонала, а педагогическая функция
в нем занимает важнейшее место. Руководители
по своим должностным обязанностям призваны
учить и воспитывать подчиненных, показывать
личный пример на службе и в быту. Дело
не только в обязанности, но и необходимости:
без такой работы и ее успешности невозможно
решить задачи, стоящие перед правоохранительным
органом. Управленческий профессионализм
поэтому неразрывно связан с управленческо-педагогической
подготовленностью руководителей, являющейся
разновидностью профессионально-
Изложенное свидетельствует о многочисленных взаимосвязях и зависимостях практики укрепления законности и правопорядка, деятельности правоохранительных органов и их сотрудников с педагогической действительностью, требующих внимательного и компетентного учета.
Список использованной литературы:
1 'Устав патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности Российской Федерации. - М., 1993.
2 Нациевский О.Д. Умения профессионального общения работника патрульно-постовой службы милиции с гражданами. — М.. 1988. С. 17, 29. 30.
3 Лазарев В.П. Социально-психологические аспекты применения права. - Казань. 1982. С. 26.
4 Явич Л.С. Общая теория права. - Л., 1976. С. 234.
5 О правилах поведения (советы работнику милиции). — М., 1973. С. 19.
6 Алексеев С.С. Введение в юридическую специальность. — М., 1976. С. 115.
7 Носов В.В. Организация профилактической деятельности следственных аппаратов и органов дознания. — М., 1998.
8 Кони Л.Ф. Нравственные начала в уголовном процессе. / Собр. соч. в восьми томах. Т. 4. 1967. С. 56.
9 Там же. С. 58.
Информация о работе Актуальность педагогики в деятельности сотрудников ОВД