Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 21:35, статья
В условиях модернизации образования главным направлением развития средней школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания.
Я считаю, что невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу.
Активизация познавательной деятельности на уроках географии
Мирошниченко Эмма Васильевна, учитель географии
Статья
отнесена к разделу: Преподавание
географии
В условиях модернизации образования
главным направлением развития средней
школы является повышение качества
образования, создание условий для
развития личности каждого ученика
через совершенствование
Я считаю, что невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу.
Формирование познавательных интересов и активизация личности – процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес.
Проблема интереса в обучении не нова. Значение его утверждали многие дидакты прошлого. В самых разнообразных трактовках проблемы в классической педагогике главную функцию его все видели в том, чтобы приблизить ученика к учению, приохотить, “зацепить” так, чтобы учение для ученика стало желанным, потребностью, без удовлетворения которой немыслимо его благополучное формирование.
Весь многовековой опыт прошлого дает основание утверждать, что интерес в обучении представляет собой важный и благоприятный фактор развития активности и самостоятельности учения.
Ян Амос Коменский,
совершивший революцию в
Глубоко изучив методологические основы познавательной деятельности учащихся, я поставила перед собой задачу решения проблемы “Активизация познавательной активности на уроках географии”. Причиной этого явилось и наблюдение общего снижения интереса школьников к учебной деятельности.
Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приёмов, что позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Я убеждена, что это возможно только при целостном подходе к учебной деятельности. Нетрадиционные методы и средства являются важным средством активизации познавательной деятельности, а их применение актуальной проблемой.
Исследовав методологические аспекты поставленной проблемы, изучив и обобщив ценности, находки в передовом опыте учителей, я активно и целенаправленно направила свою деятельность на развитие и формирование познавательных интересов учащихся на уроках географии, на создание общей системы учебной и воспитательной работы.
При организации
и осуществлении учебно-
Например, уроки формирования новых знаний провожу в виде уроков-лекций, семинаров, уроков-экспедиций (путешествий), уроков-исследований, учебных конференций (пресс-конференций). На уроках обучения умениям и навыкам использую такие нетрадиционные формы, как уроки с ролевой игрой, а на уроках повторения и обобщения знаний, закрепления умений – игровые: КВН, “Что? Где? Когда?”, уроки-конкурсы, уроки-соревнования. На уроках проверки и учёта знаний и умений провожу викторины, конкурсы, географические диктанты, тестирование, защиту творческих работ. При изучении нового материала отдаю предпочтение применению проблемного обучения и ролевой игре.
Использование нетрадиционных методов обучения ведёт к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению.
Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению. Такая работа на уроке и внеурочное время имеет большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение.
При применении нетрадиционных методов и приёмов обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование нетрадиционных подходов в преподавании географии является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития.
Работая по проблеме “Активизация познавательной деятельности на уроках географии”, я ставила задачи, как сделать так, чтобы учение проходило с увлечением, чтобы трудный материал стал более понятным и доступным для учащихся, а уроки более интересными. Решению этих задач способствовало включение нетрадиционных методов и форм обучения на разных этапах урока.
Нетрадиционные, проблемно-развивающие, личностно-ориентированные уроки предполагают быстрое включение учащихся в познавательную деятельность, активизацию их мышления через рефлексивное управление началом урока.
Решению этих задач способствуют нетрадиционные формы и методы обучения. С этой целью я использую на уроках такие приёмы: опорные схемы, диалог, “мозговой штурм”, постановка проблемных вопросов, и, как следующий этап, перевод их в проблемные ситуации, игровые моменты.
Использую на уроках и внеклассной работе такое эффективное свойство, как занимательность, которая вызывает у учащихся чувство удивления, обостряет внимание и, воздействуя на эмоции учеников, способствует созданию у них положительного настроя к учению и готовности к мыслительной деятельности.
Для активизации познавательной деятельности, повышения интереса к изучению географии в учебном кабинете использую в качестве наглядности сменные выставки фотографий и иллюстраций “Природа Южных материков”, “По Северным материкам”, “Белгородской области – 50 лет”, “Россия – Родина моя”.
Выставка горных пород и минералов “Полезные ископаемые Белгородской области” позволяет ребятам наглядно познакомиться с минеральными ресурсами родного края, а учебные пособия больше узнать об их составе и размещении по территории Белгородской области. В состав выставки “Путешествие к Чёрному морю” входят раковины морских моллюсков, поделки из них, крабы разных размеров, шишки крымской сосны и гималайского кедра из Никитского ботанического сада. В организации этой выставки активное участие принимали ребята.
Позволяет формировать и развивать познавательный интерес сменная выставка коллекции марок “По странам и континентам”, где представлены марки различной тематики из многих стран мира. Рассматривание, изучение марок вызывает у детей всех возрастов неподдельный интерес. Вопросы: “Укажи марку страны, которой нет на карте”, “Назови денежную единицу, которая больше не имеет хождения в этой стране” активизируют внимание, побуждают учащихся к поиску дополнительной информации, работе с дополнительной литературой.
С целью расширения кругозора школьников, систематизации их работы с дополнительной литературой, различными источниками географической информации в кабинете создана библиотечка художественной, научно-популярной, справочной литературы по географии и охране окружающей среды, в которой имеются также журналы “Вокруг света”, изданные в разные годы.
В ходе работы над проблемою я пришла к такому выводу: в процессе обучения важно предусмотреть такие пути, которые были бы обращены к различному уровню развития познавательного интереса учащихся и находили опору в различных сторонах обучения: в содержании, в организации процесса деятельности (самостоятельная работа), в приемах побуждения и активизации учащихся.
Работая по проблеме “Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии”, я разработала конкретно программные пути по отдельным направлениям формирования и развития познавательного интереса, который является источником активизации познавательной деятельности учеников.
В области обучения – придавать большое значение глубокой и вдумчивой работе учителя по отбору содержания учебного материала, который составляет основу формирования научного кругозора учащихся, столь необходимого для появления и укрепления их познавательных интересов. Поэтому в этом направлении предлагаю:
В организации процесса учения – предлагаю всемерно разнообразить самостоятельную работу учащихся, постоянно совершенствовать способы их познавательной деятельности:
Отыскание важнейших путей побуждения учащихся к учению является необходимым условием развития их познавательных интересов. В этом плане предлагаю:
В области внеклассной работы деятельность должна быть направлена на поддержание, укрепление и углубление познавательных интересов. Поэтому предлагаю поставленные во внеклассной работе задачи решать самыми различными формами, какие получили достаточную апробацию в опыте школ:
А) Вечера вопросов
и ответов;
Б) Конкурсы смекалки;
В) КВН;
Г) Вечер веселой викторины;
Д) Диспуты;
Е) Школьные издательства;
Ж) Исследования, наблюдения с определенным
заданием или без него;
З) Познавательные игры, игры – путешествия.
На уроках географии
важно создать атмосферу
Перед индивидуальной работой с учащимися ставлю две задачи:
a) выявление
познавательных интересов и
б) целенаправленное воздействие на укрепление, развитие и углубление познавательных процессов и склонностей учащихся;
Информация о работе Активизация познавательной деятельности на уроках географии