Активизация познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 13:28, практическая работа

Описание работы

Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из самых основных задач учителя. Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет её к последующему решению различных задач. Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами.

Работа содержит 1 файл

Активизация познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе.doc

— 35.50 Кб (Скачать)

Активизация познавательной деятельности на уроках математики в  начальной школе

Демченко Наталья  Вениаминовна

              Именно  математика в первую очередь

              защищает  нас от обмана чувств и учит,

              что одно дело - как на самом деле устроены

              предметы, воспринимаемые чувствами,

              другое  дело – какими они кажутся;

              эта наука даёт надёжнейшие правила;

              кто им следует – тому не  опасен обман  чувств.

              Л. Эйлер

Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из самых  основных задач учителя. Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет её к последующему решению различных задач. Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Одним из них является занимательность.

Занимательный математический материал рассматривается  и как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы учителя  на занятиях и вне их.  Такой  материал можно включать в основную часть урока по формированию элементарных  математических представлений или использовать в конце его, когда наблюдается снижение  умственной активности детей.  Элементы занимательности: игра, всё необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, помогает им усвоить любой учебный материал.

Занимательность математическому материалу придают  игровые элементы, содержащиеся в  каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то загадка или  самая элементарная головоломка. Многообразие занимательно материала – игр, задач, головоломка – даёт основание для их классификации, хотя довольно трудно разбить на группы столь разнообразный материал, созданный педагогами, методистами. Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию, характеру и значению, характеру мыслительных операции, а также по направленности на развитие тех или иных умений.

Занимательный математический материал

Развлечения

Математические  и логические игры, задачи, упражнения

Дидактические игрыи упражнения 

Загадки, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, головоломки, математические квадраты, математические фокусы 

«Танграм», «Стомахион», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Кубики  для всех» 

С блоками, кубиками на включение, нахождение 

Шашки, шахматы 

Словесные  

С наглядным  материалом 

Словесные

Разновидностью  математических игр, задач являются логические игры, задачи, упражнения. Они  направлены на тренировку мышления при  выполнении логических операций и действий: «Найди недостающую фигуру», «Чем отличаются».

Игра «Вычислительная  машина» предполагает логику действий. (только одно свойство).

Для игры необходимо изготовить набор геометрических фигур. В него входят четыре фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) четырёх  цветов, например, красного, синего, жёлтого, белого, маленького размера. В этот же набор включается такое же количество перечисленных фигур указанных цветов, но больших по размеру. Таким образом, для игры (на одного участника) необходимо 16 маленьких геометрических фигур четырёх видов и четырёх цветов и столько же больших.

Цель: Закрепить  знание свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбирать нужную фигуру, описывать её.

Ход игры:  у  двоих играющих по полному набору фигур. Один кладёт на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить рядом фигуру, отличающуюся от неё только по одному признаку. Так, если первый положил на стол жёлтый большой треугольник, то второй кладёт жёлтый большой квадрат и. т. д. Неправильным считается ход, если второй играющий положит фигуру, не отличающуюся от первой или отличающуюся о неё более чем на один7 признак. Игра строится по типу домино. По ходу игры требуется быстрая ориентировка играющих в цвете, форме, размере фигур, отсюда и воздействие на развитие логики, обоснованности мышления и действий.

К занимательному материалу относятся и различные  дидактические игры, а также привлекательные  по форме и содержанию упражнения. Они направлены на развитие у детей  разного возраста логического мышления, пространственных представлений, дают возможность упражнять детей в счёте, вычислениях.

С целью упражнения детей в группировке геометрических фигур проводится упражнение «Помоги  Чебурашке найти и исправить  ошибку». Детям предлагается рассмотреть, как геометрические фигуры расположены, в какие группы, по какому признаку объединены, заметить ошибку и исправить её и объяснить. Ответ можно адресовать Чебурашке.

Для упражнении в вычислениях можно предложить ребятам поиграть  в такие игры как, «Собери цветы», «Собери грибы», «Лови снежинки», «Волшебный дождик» и т. д. на обратной стороне снежинок, цветов, грибов и т. д написаны примеры.

В дидактических  играх есть возможность формировать  новые знания, знакомить детей  со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных . временных) представлений детей.

В процессе игр, которые я предлагаю своим  маленьким ученикам, дети незаметно  для себя выполняют различные  упражнения, где им приходится:

Сравнивать 

Сколько квадратов?

Сколько треугольников?

На сколько  больше? И т. д

Выполнять арифметические действия

«Поймай рыбку»

«Теремок» (решил  пример, окошко открыл)

«Наряди ёлочку»

Тренировка у  устном счёте 

Задачи в стихах

Ёжик по лесу пошёл

На обед грибы  нашёл:

5 –под берёзой

3 – у осины

Сколько их будет  в плетённой корзине?

Усваивать геометрический материал

Из каких геометрических фигур состоит рисунок кошки?

Какой фигурой  представлено тело?

Сколько треугольников?

Состав чисел

«Подбери варежки»

7       2

1       8

3       6

4       5 

Для активизации  познавательной деятельности применяю различные карточки, задачи-шутки, ребусы и т. д Занимательный материал не только развлекает детей, даёт возможность  им отдохнуть, переключиться, но и заставляет их задуматься, развивает инициативу, направляет на поиски нетрадиционных способов решения, стимулирует развитие нестандартного мышления. Применение различных приёмов проведения урока, использование элементов игр, соревнований делают учебный процесс более интересным, дети чаще проявляют активность, сообразительность. И добиваются порой самых высоких для себя результатов.          

Список использованной литературы:

Т. И. Ерофеева, Л.М.  «Математика для школьников»

З.А. Михайлова  «Игровые занимательные задачи для школьников»

Информация о работе Активизация познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе