Активизация невербальных способов общения как метод профилактики заикания детей младшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 09:43, статья

Описание работы

Речь – особая и наиболее совершенная психическая функция. Речевое развитие – важное средство связи между ребенком и окружающим миром, ведь родной язык является предметом общения, выражения и формирования мыслей. Вот почему непременным условием нормального развития речи является своевременное предупреждение всевозможных ее недостатков. Особое значение в работе логопеда уделяется просветительской деятельности, одним из направлений которой является профилактика заикания детей младшего дошкольного возраста.

Работа содержит 1 файл

Любе.doc

— 45.00 Кб (Скачать)

Активизация невербальных способов общения как метод  профилактики заикания детей младшего дошкольного  возраста

Иванькова Елена Юрьевна, логопед

Статья отнесена к разделу: Работа с родителями, Логопедия  

Речь – особая и наиболее совершенная психическая  функция. Речевое развитие – важное средство связи между ребенком и окружающим миром, ведь родной язык является предметом общения, выражения и формирования мыслей. Вот почему непременным условием нормального развития речи является своевременное предупреждение всевозможных ее недостатков. Особое значение в работе логопеда уделяется просветительской деятельности, одним из направлений которой является профилактика заикания детей младшего дошкольного возраста.

Заикание –  нарушение темпоритмической организации  речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата [2].

Причины его возникновения:

- определенный  возраст ребенка;

- состояние его  ЦНС;

- индивидуальные  особенности протекания речевого  онтогенеза;

- особенности  формирования функциональной системы  мозга;

- психическая  травматизация;

- генетический  фактор.

Заикание - одна из самых распространенных форм патологии  у детей 3-4 лет, так как в этот период происходит активное речевое  развитие ребенка. При заикании у  детей возникают чувства неполноценности, подавленности, появляется смущение, вызванное  неправильной речью. По данным научных исследований, речевой патологией страдают до 3-7% дошкольников. Следовательно, проблема переходит в разряд одной из актуальных. Решение ее возможно через просветительскую работу со стороны родителей [1].

Общими  правилами речевого поведения родителей являются следующие:

- речь окружающих  должна быть спокойной, плавной  и отчетливой, так как правильная  речь взрослых вызовет такую  же правильную и неторопливую  речь и у ребенка;

- речь взрослых  не должна быть перегружена  труднопроизносимыми словами, фразы должны быть достаточно простыми;

- нельзя говорить  с ребенком его лепетным языком  или искажать звукопроизношение;

- при общении  с ребенком следует задавать  только конкретные вопросы, не  торопить с ответом;

- ребенка нельзя  наказывать за погрешности в речи, передразнивать или раздраженно поправлять.

В процессе общения  с родителями выясняется, как мало уделяется внимания речевому развитию ребенка, а тем более профилактике речевых нарушений и обучению правильной речи. Ведь именно в семье закладывается здоровый психологический климат для успешного речевого развития [3]. Поэтому для предупреждения заикания у детей младшего дошкольного возраста играют особенности семейного воспитания:

- правильная  организация режимных моментов;

- создание благоприятного эмоционального климата в семье;

- рациональное  питание, соответствующее возрасту  ребенка;

- ограничение  контактов с заикающимися;

- отсутствие  психических и физических травм;

- развитие ребенка  в соответствии с возрастом  (в период формирования речи не перегружайте ребенка непонятными словами, не предлагайте заучивать слишком много стихотворений, сложных по содержанию, не читайте книги устрашающего характера);

- избегайте большого  количества информации и впечатлений;

- не оставляйте  ребенка в качестве наказания в темном помещении.

Преемственность в работе между логопедом и  родителями – неотъемлемая часть  успешного речевого развития ребенка. Каждый родитель может заниматься развитием  и профилактикой речи с помощью  невербальных способов общения. К ним относятся упражнения, направленные на:

- напряжение  и расслабление мускулатуры;

- развитие чувства  темпа и ритма движений;

- развитие мимической  мускулатуры и артикуляционной  моторики;

- развитие речевого  дыхания и пальчиковой гимнастики.

Методический материал для практической работы по профилактике заикания детей дошкольного возраста [1]:

1. Упражнения по  мышечной релаксации.

“Кулачки”. Руки лежат на коленях. Ребенок сжимает и разжимает кисти рук. Состояние напряжения должно быть гораздо более кратковременным по контрасту с продолжительным расслаблением. Поощряем активность детей репликами – стихами:

Ручки на коленях, 
Кулачки сжаты, 
Крепко, с напряженьем, 
Пальчики прижаты. 
Пальчики сильней сжимаем –  
Отпускаем, разжимаем. 
Знайте, девочки и мальчики: 
Отдыхают наши пальчики.

“Олени”. Скрещенные руки с широко расставленными пальцами поднимаются над головой. Руки напряжены, затем легко и свободно руки опускают на колени.

“Бревнышки  – веревочки”. Корпус тела слегка наклонить вперед, подняв руки в стороны. Сжать пальцы в кулак. При этом нужно напрячь мышцы рук, представив, что это “бревнышки”. Расслабленные руки уронить, легко и раскованно болтая ими, как “веревочками”.

“Ралли”. Ребенок подвигается к краю стула. Дайте ему команду “едем на гоночной машине”. Ребенок должен вытянуть ноги вперед, приподняв их над полом, как бы упираясь в педали. Руки вытянуты на уровне воображаемого руля и крепко сжаты в кулаки. Корпус тела подать немного назад. Сосредоточиться на напряжении, затем следует расслабление: выпрямиться, руки мягко опустить на колени.

“Сосулька”. Исходное положение – сидя на корточках. Ребенок медленно поднимается вверх (“сосулька растет”), поднимает руки над головой, встает на носочки и тянется, стараясь ощутить напряжение во всем теле (“сосулька выросла”). Затем взрослый говорит: “Солнышко пригрело, и сосулька начала таять”. Ребенок опускает руки и возвращается в исходное положение.

2. Упражнения на  развитие мимической  мускулатуры.

“Удивление”. Девочка очень удивилась. Она увидела клоуна, который посадил в мешок кота, но когда девочка заглянула в мешок, кота там не было.…Из мешка выскочила собака.

“Два  сердитых мальчика”. Мальчики играли и вдруг поссорились. Они смотрели друг на друга сердито, сдвинув брови, размахивая руками, вот – вот подерутся…

3. Упражнения на  координацию речи  с движениями.

Игры  с мячом:

- Игра сопровождается  стихами С. Маршака “Мой веселый,  звонкий мяч…”. 

- Дети стоят  по кругу. Играют в мяч:

Мячик мой, лети высоко (бросок вверх). 
Мячик мой, лети далеко (бросок через круг), 
По полу беги быстрей (перекатывают через круг). 
Прыг об пол, смелей, смелей! (бросок четыре раза об пол).

- Дети перебрасывают  мяч от соседа к соседу в  правую или левую сторону.

Целый день я  лечу, целый день я скачу. 
Больше прыгать не могу, 
Ах, сейчас я упаду!

4. Упражнения на  развитие дыхания.

“Имитация ветра”. Нежное дутье с округленными губами, имитация ветра более сильного, затем ветра во время бури.

“Бабочки”. На ниточках привязаны бабочки, сделанные из цветной бумаги. Дуем на бабочек, меняя силу дыхания.

“Забей  гол в ворота”  Футбольный мяч сделан из ватного шарика. “Забиваем” гол в ворота, направляя воздушную струю на воображаемый футбольный мяч.

5. Упражнения на  развитие мелкой  моторики. Пальчиковые  игры.

Игра  “Снежок”

Раз, два, три, четыре 
(Дети загибают по одному пальцу на правой руке) 
Из снега мы снежок слепили. 
(Меняют положение рук) 
Круглый, крепкий, 
(Рисуют в воздухе круг) 
Очень гладкий 
(Потирают ладони) 
И совсем – совсем не сладкий! 
(Грозят указательным пальцем)

Игра  “Гриб”

Наш мизинчик в лес пошел, 
(Дети сначала сжимают руку в кулачок.) 
Безымянный - гриб нашел, 
Средний пальчик его мыл,  
Указательный – солил, 
Большой палец встал и съел, 
Потому и потолстел. 
(На каждое название палец на правой руке разгибают.)

Игра  “За ягодами”

Раз, два, три, четыре, пять, 
Будем ягоды считать! 
(Дети ритмично и одновременно сжимают и разжимают пальцы на руках.) 
Брусника и клюква, 
Черника, малина, 
Еще землянику положим в корзину. 
(На каждое название ягоды загибают по одному пальцу на правой руке.)

6. Артикуляционная гимнастика.

“Зарядка  для Язычка”

Решил Язычок сделать  утреннюю зарядку вместе с детьми. Дети тянут резиночку, и Язычок тоже (упражнение “Заборчик”). Дети гоняют футбол, и Язычок забивает голы (упражнение “Футбол”). Дети качаются вверх и вниз, и Язычок тоже (упражнение “Качели”). Дети отдыхают на ковриках, и Язычок устал и прилег (упражнение “Непослушный язычок”). Дети прогнули свои спинки, и Язычок прогнулся (упражнение “Чашечка”). Дети стали подбрасывать мячики вверх, и Язычок тоже (упражнение “Фокус”). Закончилась зарядка, дети ровненько встали, и Язычок выпрямился тоже (упражнение “Парус”). 

Список  литературы

1. Белякова, Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. – М.: В.Секачев, 1998. – 304 с.

2. Одинцова, Т.С.  Заикание у детей. Ростов н/Д:  “Феникс”, 2000. – 288 с.

3. Виноградова  М.А. Формирование навыков речевого  общения у заикающихся дошкольников. СПб., 20006. – 289 с.

Информация о работе Активизация невербальных способов общения как метод профилактики заикания детей младшего дошкольного возраста