Акселирация. Развития. И готовность обучения к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 14:58, контрольная работа

Описание работы

Акселерация – на данном этапе – процесс, без которого мы не можем даже представить себе процесс развития современного подростка. Трудно установить грань, когда ребенок становится подростком, подросток – юношей, юноша – взрослым. Это деление гораздо старше научно-технической революции и такого ультрасовременного процесса, как акселерация1.

Содержание

I. Введение.
II. Сущность процесса акселерации.
2.1 Понятие процесса акселерации и доказательство ее на определенных фактах.
2.2 Акселерация подростков.
2.3 Последствия акселерации.
III. Способы борьбы с негативными последствиями акселерации и формирования человека в будущем.
IV. Прогнозы развития акселерации и формирования человека в будущем.
V. Соматические заболевания подростков.
5.1 Алкоголизм.
5.2 Курение.
5.3 Наркомания.
VI. Заключение.

Работа содержит 1 файл

Акселирация 1.docx

— 57.80 Кб (Скачать)

  Тема: Акселерация развития 
и готовность к обучению в школе

  План

 

I. Введение.

II. Сущность процесса  акселерации.

2.1 Понятие процесса  акселерации и  доказательство ее  на определенных  фактах.

2.2 Акселерация подростков.

2.3 Последствия акселерации.

III. Способы борьбы  с негативными  последствиями акселерации  и формирования  человека в будущем.

IV. Прогнозы развития  акселерации и  формирования человека  в будущем.

V. Соматические заболевания  подростков.

5.1 Алкоголизм.

5.2 Курение.

5.3 Наркомания.

VI. Заключение.

I. Введение. Основные  закономерности развития  организма подростка

  Акселерация – на данном этапе – процесс, без которого мы не можем даже представить  себе процесс развития современного подростка. Трудно установить грань, когда  ребенок становится подростком, подросток  – юношей, юноша – взрослым. Это  деление гораздо старше научно-технической  революции и такого ультрасовременного процесса, как акселерация1.

  Древнерусское слово «отрок» обозначало и дитя, и подростка, и юношу. Это буквально  означает, не имеющий права говорить (от слов «от» и «реку»). Даль в своем толковом словаре характеризовал подростковый возраст около 14-15 лет («дитя на подросте»), а юноша – как «молодой», «малый», «парень от 15 до 20 лет и более»2.

  Однако  Лев Толстой считает хронологической  гранью отрочества и юношества – 15 лет, а для Достоевского и за 20 лет все еще «подросток»3. Так что такое понятие как «подросток» несколько условно и не всегда может быть определено четкой границей.

  Это разделение зависит еще и от индивидуальных особенностей организма.

  «Молодежь подросткового возраста (период отрочества и юности) не только значительная часть  населения, но и качественно обособленная группа, имеющая свои специфические  черты, которые отражают особенности  поведения юношей и девушек, их поступки, образ мышления и т.п.»4

  В настоящее время ученые разделяют 2 подростковых возраста: 10-14 лет и 15-17 лет. В отличии от детского возраста в этот период начинает складываться организм взрослого человека. Этот период характеризуется также началом полового созревания.

  Физическим  проявлением подросткового возраста становится увеличение роста. Быстрый  рост начинается в среднем у девочек  в 12 лет и у мальчиков в 14 лет. Замечено, что девочки 13-14 лет, в основном, выше и тяжелее, чем мальчики того же возраста.5

  Это обусловлено усиленным ростом костей, что придает временную тонкость в фигуре. Это сопровождается расслаблением  связок и сутулостью. Только после  этого наступает период роста  мышц.

  В психологическом плане подростки  «начинают осознавать свои возможности  и задатки, что в свою очередь  вызывает появление интереса к смыслу жизни, к проблеме выбора рода занятий  или работы, своего места в семье  и в обществе».В общем, происходит полная переоценка ценностей, психологическая возбудимость и нервозность повышены, наблюдается т.н. «максимализм».

  Ни  в коем случае нельзя забывать, что  каждый человеческий организм сугубо индивидуален, и у каждого наступает  подростковый возраст по-разному: у  кого-то раньше, у кого-то позднее. Один мальчик в 14-15 лет выглядит уже  взрослым, другой – только-только начинает расставаться с детством. Это чисто  внешне.

  В точности такое же отличие существует в психологическом развитии, в  интересах, в умственной зрелости, уровне самостоятельности.7

  Кроме этого в каждом из подростков, даже в самом возмужалом, наблюдаются  внутренние диспропорции. Отдельные системы организма созревают в разное время. Это проявляется и в психике: «старший подросток может быть в одних отношениях уже взрослым, а в других – еще совершенно ребенком. Пласты детства в нем причудливо уживаются в нем с пластами взрослости»8.

  Кроме этого социальное созревание не соответствует  по времени физическому. Физическое созревание происходит гораздо раньше социального: сроки обучения за последнее  время заметно удлинились, чем  было в прошлом, зато молодежь раньше обзаводится семьей, чем это делало прошлое поколение, хотя большинство  из них при этом сохраняют материальную зависимость от родителей. Отсюда происходит неопределенность нормативных критериев  социальной зрелости в общественном и индивидуальном сознании.9

  Также «уровень физиологического развития и  интенсивность роста зависят  от наследственных факторов, условий  жизни и климатических особенностей места проживания. Плохие условия  и недостаточность питания могут  привести к задержке роста и более  позднему развитию»10. Именно из-за разности этих условий подростковый период наступает у всех по-разному.

  В настоящее время фазы биологического развития организма все более  и более сдвигаются к ранним возрастам. Так за истекшие 100 лет прохождение  наивысшей точки усиленного роста  девушек снизилось с 16 до 12 лет  и все продолжает понижаться примерно на 9 месяцев для каждого следующего поколения.11 Подобное явление и носит название акселерация. Но данное понятие акселерации, принятое в широких кругах, несколько отличается от научного понятия акселерации.

II. Сущность процесса  акселерации

2.1 Понятие акселерации  и доказательство  ее на определенных  фактах

  Ростовая  акселерация характеризуется тем, что из года в год у подростка  в значительно убыстренном темпе  повышается средний вес, повышается рост, увеличиваются размеры объема грудной клетки и т.д. Акселерация, т.е. ускоренное развитие организма, - стала  наиболее отличительной чертой происходящих в организме современного человека изменений.12

  Эти процессы ускоренного развития начинают проявляться еще во время внутриутробного  развития, т.е. когда ребенок находится  еще в утробе матери, когда чрезвычайно  быстро растет плод. Так вес годовалого ребенка выше веса оплодотворенной  клетки в 2 000 000 000 000 раз. В следующие за этим 20-25 лет повышение веса идет менее, чем в 20 раз.13 «На протяжении всей жизни человека периоды бурного роста сменяются периодами относительного покоя, т.к. наряду с ростом происходят морфологическая дифференциация и функциональная специализация органов и тканей. Эти процессы в свою очередь начинают сдерживать, замедлять общий рост организма.»14

  Проведенные учеными исследования показали, что  за истекшие 30 лет средний вес  новорожденного поднялся чуть менее  чем на 500 г, а рост увеличился на 2 см. Больше стало число «богатырей», весящих при рождении более 3-4 и  даже до 6 кг, когда ранее такой  вес имели дети, только к 6 мес. возраста.15

  Выявлено, что физическое развитие во все периоды  детства и отрочества в настоящее  время и прошедшие десятилетия  резко отличается друг от друга. «так, современные дети от года до 7 лет выше своих ровесников 40-ых годов на 1-2 см, их вес больше почти на 1 кг, а окружность груди на 2 см. сравнение описаний физического развития детей дошкольного возраста, живших в нач. XX в. с современными данными показывает, что рост детей увеличился на 6 см, вес – на 2 кг, у малышей раньше прорезаются первые зубы. Каждые 10 лет рост детей увеличивается на 1,5 см, а вес – на 0,5 кг. Темпы акселерации особенно велики в раннем возрасте: у пятилетних детей рост увеличился на 2 см, а вес – до 1,5 кг. По сравнению с 1921 годом пятилетний ребенок стал выше на 5-7 см, а его средний вес увеличился на 2 кг.»16

  В современное время у ребенка 6 лет такой рост и вес, как и  несколько десятилетий назад  имели дети 7 лет, а рост первоклассников  увеличился на 10 см. Так у учащихся младших классов при проведении мед. осмотров отмечено, что у нормально развивающихся детей с весом до 60 кг рост достигает 140 см. За последние 40 лет средний вес детей школьного возраста увеличился на 4 кг.17

  Т.о. из вышеперечисленного можно сделать вывод, что в нынешнее время темпы физического развития человека сильно изменились. То же самое можно сказать и о детях подросткового возраста.

2.2 Акселерация подростков

  В настоящее время ростовая акселерация  сопровождается улучшением общего уровня физического развития молодежи. У  людей в возрасте 20-25 лет выявлен  наибольший рост. Более того, сегодня значительно увеличился объем грудной клетки: на 8-9 см – у мужчин и на 7-8 см у женщин, диаметр черепа увеличился на 1,5 см.

  Данные  осмотров указывает, что рост подростков в экономически развитых странах  в истекшие 10 лет стал больше в  среднем на 10 см, а по некоторым  данным эти тенденции еще более  выражены – 13-14 см.18

  До 7-8 лет почти нет разницы между  физическим развитием девочек и  мальчиков. В среднем в год  повышение их роста в этот период 5-6 см. Затем, в период полового созревания начинают появляться значительные различия в темпах роста и развития различного пола. К 9-10 годам у девочек рост замедляется до 4 см в год, а вес  прибывает только до 3 кг в год, а  затем резко совершается скачок: рост со скоростью 8-10 см и прибывает  в весе до 9 кг в год. На этом периоде  девочки превращаются в девушек, становятся выше мальков и до 15 лет  опережают их в физическом развитии.

  В общем, в результате акселерации  средний вес, к примеру, подростков 14 лет увеличивается с 38 до 46 кг. Значительно  возрастают физическая сила рук, вентиляция легких и др. показатели. В нынешнее 10-летие подросток 16 лет опережает подростка начала XX века почти на 2 года.19

  «Скачок роста связан с наступлением полового созревания. За год длина тела увеличивается  на 7-8 и даже на 10 см. Причем с 11-12 лет  девочки несколько опережают  в росте мальчиков в связи  с более ранним началом полового созревания. В 13-14 лет девочки и  мальчики растут почти одинаково, а  с 14-15 лет мальчики и юноши обоняют  в росте девушек, и это превышение в росте у мужчин над женщинами  сохраняется в течении всей жизни.»20

  Кроме физических в организме подростков ускоряются и внутренние процессы. Так Окостенение хрящей кисти  и предплечья наступает раньше, чем  это было 17-20 лет назад. Можно приводить  и др. примеры.

  Вследствие  ускорения развития организма подростков рост его тела заканчивается на 2 года раньше, чем в 40-х гг. XXв. И на 3-4 года раньше, чем в нач. XXв. (у девушек к 16-17 годам, а у юношей – к 17-18 годам).21

  Надо  учитывать, что такой быстрый  рост детей и подростков по сути предъявляет повышенные требования к еще не окрепшему организму, повышает нагрузку на органы, важные для жизни.

2.3 Последствия акселерации  в организме детей  и подростков

  Одним из важных следствий акселерации  становится то, что дети начинают раньше говорить, проявлять реакцию на звук, цвет, свет, держать головку, сидеть, стоять и ходить, чем их сверстники в недалеком прошлом. Акселерация  не обошла стороной и вегетативную нервную систему – появляется потливость, тахикардия, бледнеет лицо и т.д.

  Параллельно с этим происходит усиление деятельности половых желез. «У сельских школьниц, имеющих повышенные показатели роста  и веса, менструальная функция  устанавливается к 14 годам; у городских  школьниц со средними данными –  только в 15-летнем возрасте. За последние  полвека срок полового созревания у  девушек передвинулся с 16,3 до 13,5 лет, а юношей с 17 до 14,2 лет.»22

  Здесь необходимо отметить, что у всех половое созревание наступает по-разному: у одних раньше, у других –  на 103 года позднее. По словам известного врача-педиатора Б.Спока, железы внутренней секреции функционируют у каждого человека «по разным расписаниям»23.

Информация о работе Акселирация. Развития. И готовность обучения к школе