Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 12:32, реферат
Акцентуации — чрезмерно выраженные черты характера. В зависимости от уровня выраженности выделяют две степени акцентуации характера: явную и скрытую. Явная акцентуация относится к крайним вариантам нормы, отличается постоянством черт определенного типа характера.
Акцентуации характера.
Акцентуированные личности
Акцентуации — чрезмерно
выраженные черты характера. В зависимости
от уровня выраженности выделяют две
степени акцентуации характера:
явную и скрытую. Явная акцентуация
относится к крайним вариантам
нормы, отличается постоянством черт определенного
типа характера. При скрытой акцентуации
черты определенного типа характера
выражены слабо или не проявляются
совсем, однако могут ярко проявиться
под влиянием специфических ситуаций.
Акцентуации характера могут
содействовать развитию психогенных
расстройств, ситуативно обусловленных
патологических нарушений поведения,
неврозов, психозов. Однако следует отметить,
что акцентуацию характера ни в коем случае
нельзя отождествлять с понятием психической
патологии. Жесткой границы между условно
нормальными, «средними» людьми и акцентуированными
личностями не существует. Выявление акцентуированных
личностей в коллективе необходимо для
выработки индивидуального подхода к
ним, для профессиональной ориентации,
закрепления за ними определенного круга
обязанностей, с которыми они способны
справляться лучше других (в силу своей
психологической предрасположенности).
Автор концепции
акцентуации — немецкий психиатр
Карл Леонгард.
Основные типы акцентуации
характеров и их сочетаний:
Истероидный или демонстративный
тип, его основные особенности — эгоцентризм,
крайнее себялюбие, ненасытная жажда внимания,
потребность в почитании, в одобрении
и признании действий и личных способностей.
Гипертимный тип — высокая
степень общительности, шумливость, подвижность,
чрезмерная самостоятельность, склонность
к озорству.
Астеноневротический
— повышенная утомляемость при общении,
раздражительность, склонность к тревожным
опасениям за свою судьбу.
Психостенический —
нерешительность, склонность к бесконечным
рассуждениям, любовь к самоанализу, мнительность.
Шизоидный — замкнутость,
скрытность, отстраненность от происходящего
вокруг, неспособность устанавливать
глубокие контакты с окружающими, необщительность.
Сенситивный — робость,
стеснительность, обидчивость, чрезмерная
чувствительность, впечатлительность,
чувство собственной неполноценности.
Эпилептоидный (возбудимый)
— склонность к повторяющимся периодам
тоскливо-злобного настроения с накапливающимся
раздражением и поиском объекта, на котором
можно сорвать злость. Обстоятельность,
низкая быстрота мышления, эмоциональная
инертность, педантичность и скрупулезность
в личной жизни, консервативность.
Эмоционально-лабильный
— крайне изменчивое настроение, колеблющееся
слишком резко и часто от ничтожных поводов.
Инфантильно-зависимый
— люди, постоянно играющие роль «вечного
ребенка», избегающие брать на себя ответственность
за свои поступки и предпочитающие делегировать
ее другим.
Неустойчивый тип — постоянная тяга к развлечениям, получению удовольствий, праздность, безделье, безволие в учебе, труде и выполнении своих обязанностей, слабость и трусливость.
Классификация социальных технологий
Основания классификации | Виды социальных технологий |
1. Сферы применения | Глобальные. Универсальные. Региональные. |
2. Объекты | Групповые. Общинные. Индивидуальные. |
3. Характер решаемых задач | Организационные. Обучающие (информационные). Инновационные (поисковые). Социальное моделирование. Социальное прогнозирование. |
4. Область заимствования методов | Социально-медицинские.
Социально-психологические.
Социально-педагогические: социально-педагогическая профилактика; социально-педагогическая поддержка; психолого-педагогическая коррекция социальной ситуации развития ребенка; социальная защита детства; социально-педагогическая реабилитация детей и подростков |
5. Направления социальной защиты | Собственно
социальные работы:
социальная диагностика (экспертиза); социальная профилактика; социальный контроль (надзор); социальная реабилитация; социальная адаптация; социальный патронаж (опека); социальное обеспечение; социальная терапия; социальное консультирование. |
Социально-педагогические технологии – совокупность воздействующих на сознание, поведение и деятельность человека как члена социума в процессе его социализации, адаптации, в новых социальных условиях и в социально-ориентированных видах деятельности [35, 270].
В основе технологий лежит целесообразное сочетание определенных методов.
Всякий
раз, когда социальный педагог сталкивается
с необходимостью инструментального
обеспечения программ профессиональной
деятельности, ему приходится анализировать
фонд известных методов и выбирать
наиболее адекватные из них. Что же
такое метод социально-
В
социально-педагогической практике метод-
это способ взаимодействия данной деятельности
социального педагога и ребенка,
которые способствуют накоплению позитивного
социального опыта, содействуют
накоплению позитивного социального
опыта, содействуют социализации и
социально-педагогической реабилитации
ребенка.
Классификация основных методов, используемых социальным педагогом
Методы | ||
Социальной работы | Психологические | Педагогические |
Методы
социальной диагностики
Интервью Мониторинг Социологический опрос Экспертная оценка Экспертный прогноз Биографический метод Методы социальной профилактики Превентивный метод Социальная терапия Социодрама Группа поддержки Методы социального контроля Социальный надзор Социальная опека Социально-медицинский уход Социальное обслуживание Методы социальной реабилитации Трудотерапия Статусное перемещение Групповая терапия Кризисная интервенция Социально-экономические методы Метод льгот и пособий Метод компенсаций Социальный патронаж Медицинский патронаж Социально-экономические санкции Организационно- Регламентирование Нормирование Инструктирование Критика Контроль и проверка исполнения |
Психодиагностические
Тесты интеллекта и способностей Личностные опросники Тесты достижений Проективные тесты Рисуночные тесты Социометрия Психокоррекционные Психогимнатиска Игровая коррекция Игротерапия Арттерапия Диагностический обучающий эксперимент Социально-психологический тренинг Тренинг поведения Методы психологического консультирования Эмпатическое слушание Интерпретация Идентификация Фасилитация Выдвижение гипотез Методы психотерапии Суггестия Самовнушение Рационализация Транзактный анализ Групповая терапия Поведенческая терапия Семейная психотерапия |
Организационные
Педагогический эксперимент Педагогической диагностики Педагогическое наблюдение Естественный эксперимент Обучения Словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция) Наглядные (иллюстрация,демонстрация, работа с учебником) Практические (упражнения, лабораторные и практические работы, дидактические игры, творческие задания и проблемные ситуации) Воспитания Положительный пример Убеждение Приучение Поощрение и наказание Внушение Упражнение Перспектива Игра Доверие Организация успеха Самовоспитание |
Социально-педагогические методы | ||
Методы
как элемент социального Метод мотивирования и приобщения к действию Метод репродуцирования Метод закрепления и обогащения Метод содействия и сотворчества |
Методы воздействия
Методы, воздействующие на сознание Методы, воздействующие на чувства Методы, воздействующие на поведение |
Методы организации
социально-педагогического Методы целеполагания Методы ценностного ориентирования Методы организации деятельности Методы общения Методы оценки Методы самореализации |
Чтобы
более полно представить
Структура (от лат. structura) – взаиморасположение и связь основных частей чего-либо; строение. Строение позволяет выявить компонентный состав изучаемого явления. Компонент (от лат. componens – составляющий) – составная часть чего-либо.
Социально-педагогическая технология по своей сущности есть целенаправленная, специально организованная последовательность деятельности. В такой деятельности, как правило, выделяются определенные этапы (подэтапы) действий, обеспечивающие в своей совокупности достижение поставленной (прогнозируемой) цели. Существует несколько подходов к выделению этапов действий. Чаще всего в структуре какого-либо процесса выделяется три основных этапа:
подготовительный;
непосредственной деятельности (реализации выбранной педагогической технологии);
результативный.
Иногда выделяют в подобных структурах четыре этапа, разделив первый на два самостоятельных – диагностико-прогностический и собственно подготовительный.
Анализ содержания социально-педагогической технологии общего типа показывает, что в ней целесообразно выделять: цель (основное назначение технологии); объект технологии (человек, социально-педагогическая технология в целом, ее этапы, подэтапы, определенная социально-педагогическая деятельность, результат деятельности и пр.); исходный материал для организации реализационной деятельности и пять этапов, которые определяются их основным функциональным предназначением. Эти этапы выполняют наиболее важные функциональные роли, имеющие существенное значение для достижения прогнозируемой цели. Вот эти пять этапов:
диагностико-
этап выбора (разработки)оптимальной технологии;
этап непосредственной подготовки к реализации выбранной технологии;
реализационный;
экспертно-оценочный.
На первый взгляд кажется, что такая структура есть вариант "бездетной педагогики". Однако следует иметь в виду, что речь идет только о структуре самой технологии, независимо от субъекта и объекта ее реализации. При рассмотрении структуры процесса реализации социально-педагогической технологии в нее входят как составные (компонентные) части и субъект, и объект, и условия реализации.
Всякая социально-педагогическая технология имеет цель, задачи и соответствующее им содержание. Именно целевая установка определяет назначение технологии. Она может носить общий или частный (функциональный) характер. Исходя из этого следует выделять социально-педагогические технологии общего назначения и социально-педагогические технологии функционального (функциональная социально-педагогическая технология) или частного назначения.
Рассмотрим
структуру общей социально-
Технология
общего типа предназначена для решения
полного цикла работы с клиентом
по выявлению его социально-
Типовая структура такой технологии включает пять этапов.
Диагностико-
Этап выбора (разработки) оптимальной технологии следует после диагностико-прогностического этапа. Имея необходимую информацию об индивидуальности клиента и его социально-педагогических проблемах, специалист определяет цель социально-педагогической работы с ним. Профессиональная компетентность специалиста в области технологий решения различных социально-педагогических проблем позволяет ему выбрать одну из них как наиболее оптимальную для конкретной ситуации. Эта технология должна обеспечить наиболее полное достижение прогнозируемой цели. Не случайно такие технологии называют целевыми. Они являются основными, функциональными, по которым определяют название всей общей социально-педагогической технологии – это технология индивидуального развития, педагогической коррекции, педагогической реабилитации, исправления и пр.
Данный этап предусматривает: выбор одной из имеющихся технологий социально-педагогической работы с клиентом; индивидуализацию имеющейся технологии с учетом ситуации, индивидуальности клиента, его проблем, возможностей специалистов; разработку новой, индивидуальной технологии, соответствующей потребностям клиента, возможностям специалиста и ситуации практической реализации.
Информация о работе Акцентуации характера. Акцентуированные личности