Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 21:08, реферат
В последнее время среди всерьез интересующихся педагогикой родителей все более популярной становится модель адаптивной школы, разработанная московским педагогом Евгением Ямбургом. Ее суть - адаптация учебной системы к возможностям и потребностям школьника, в отличие от традиционной школы, где все наоборот. Переделать школьную систему под ребенка - идея не новая, однако методика Ямбурга отличается особой гибкостью и этим во многом и интересна.
Адаптивная модель
школы Евгения Ямбурга
В последнее
время среди всерьез
Учебная платформа
Школа, известная
по имени ее директора и разработчика
адаптивной модели образования Евгения
Ямбурга (официально - Центр образования
N 109), находится на юго-западе Москвы и
состоит из нескольких подразделений
(детский сад, младшая школа, средняя и
старшая школа, конно-спортивный клуб
и т. д.). Не заметить этакий кампус в окружении
однотипных высоток-скворечников просто
невозможно.
ЦО N 109 знаменит
в первую очередь как колыбель
адаптационной модели школы (самому
заведению уже 27 лет). То есть школы,
где методы работы с учениками, формы
обучения и подходы к организации учебного
процесса подбираются в зависимости от
того, какие дети учатся в том или ином
конкретном классе. Не ребенок адаптируется
в школе, а школа готова подстраиваться
под него, исходя из его особенностей.
Как результат - разноуровневая система
обучения, дающая возможность каждому
ученику реализоваться. Сегодня в центре
образования 237 педагогов и 2020 учеников.
При нем действуют театральная студия,
школа художественных ремесел и даже парикмахерская
(персонал - сами учащиеся). Однако директор
Ямбург говорит: "Я совсем не считаю,
что мы схватили бога за бороду. Нам еще
работать и работать".
В советские
времена эксперимент по созданию
учебного заведения, способного подстроить
стандартизованную и
Сегодня адаптивные школы работают в 60 регионах России, в ближнем и дальнем зарубежье. Сам автор системы Евгений Ямбург подсчетом своих последователей не занимается и подчеркивает, что прочие адаптивные школы не являются копиями ЦО N 109 - педагоги там могут применять другие методики. Главное - сохранение основных принципов.
Матчасть
Условия, в которых
по восемь-десять (а то и больше) часов
в день будет находиться ваш ребенок,
- фактор, заслуживающий особого
внимания. Каждая школа в идеале
должна иметь свое лицо. В этой - никаких
серо-зелено-голубых стен, атмосфера, в
которой проводят время дети, не должна
отдавать казенщиной. Другой принципиальный
момент - есть все, что нужно для учебного
процесса. Однако в ЦО о количестве компьютеров
и прочего оборудования упоминать не принято,
главное - техника обучения. Между тем
недавно центр приобрел партию ноутбуков
для учеников коррекционных классов. Достаточно
показательно. Если речь идет о частной
школе, тот тут уж сам бог велел организовать
"удобства" на уровне выше среднего.
А вот государственные учебные заведения,
как правило, в этом отношении не блещут.
В прямом и переносном смысле. Евгений
Александрович говорит, что сам, приезжая
с инспекциями в другие школы, в первую
очередь обращает внимание на состояние
сантехнических помещений, и специально
показывает мне туалеты и умывальники
- светлые кафельные полы, цветы, рыбки
в аквариуме...
Школа обзаводится
фирменными "фишками". Например, не
так давно появился кусочек Старого
Арбата - в него превратили один из холлов:
почти настоящие фонари, макет фасада
здания, где жил Окуджава, скамейки и небольшая
площадка, которую можно превратить в
импровизированную сцену.
На стенах - шаржи на учителей, видимо, для создания неформальной атмосферы. Естественно, никто не обижается - так принято. Уменьшенная копия директора школы, изготовленная из папье-маше, - прямо перед его кабинетом.
Это школа "всехняя"?
Несмотря на внешнюю и внутреннюю презентабельность, эта школа, говоря языком персонажей книги Чуковского "От двух до пяти", самая что ни на есть "всехняя". В том смысле, что "резать" вашего ребенка при поступлении никто не будет. Главные принципы адаптивной школы - ориентация в первую очередь на особенности ребенка (как психические, так и физические), гибкий подход к обучению и отсутствие жесткого отбора на входе. Теоретически сюда принимают независимо от материального положения семьи. И независимо от определенных отклонений (кроме особо тяжелых случаев, так называемого контингента спецшкол-интернатов), которые где-то посчитали бы недопустимыми. "Чем раньше мы выявим нарушения (например, дисграфию или дислексию), тем вероятнее, что к школе мы ребенку поможем прийти в норму", - объясняет Евгений Ямбург. Поэтому собеседования, в том числе и с психологом, здесь проводят не для того, чтобы не взять, а для того, чтобы определить объем предстоящей работы. На практике предпочтение отдают все же жителям близлежащих районов.
,p>Мест не
хватает. Желающие отдать
Классификация
Гибкий подход,
декларируемый адаптивной школой, -
это возможность постоянно
Поэтому в детском
саду ЦО N 109 есть группы, работающие по
методике развития Монтессори, традиционные
группы, были группы, использовавшие элементы
вальдорфской педагогики, и т. д. Как
будут учить вашего ребенка и
в какой группе, зависит от его
знаний, навыков и способностей.
Вопрос, волнующий
родителей сразу после
Понятно, что
коррекционные классы рассчитаны на
детей, требующих повышенного внимания
со стороны педагогов, на тех, кому учиться
в обычном классе будет трудно.
Учиться в гимназическом или лицейном
классе более престижно, чем в общеобразовательном,
но и гораздо сложнее. Например, в лицейном
лингвистическом изучаются два иностранных
языка, в медицинском серьезный акцент
делается на химию и биологию и т. д.
Бывает, что в
коррекционный класс идти не хочется.
Причем сопротивляются родители. По словам
директора школы, в таких случаях приходится
долго доказывать, что коррекционный не
значит плохой. Работа с родителями - удел
не только дирекции, но и психолого-педагогической
службы, без которой, по мнению Евгения
Ямбурга, адаптивной школу сделать невозможно.
Упрямцам разъясняют, что в коррекционном
классе ребенку дадут те же знания - согласно
государственному стандарту, но с применением
других педагогических техник. Что в таком
классе вдвое меньше учеников и потому
педагог имеет возможность уделять каждому
больше внимания. И что некоторым детям
лучше на первых порах заниматься здесь
и затем, подтянувшись, перейти в обычный
класс, нежели изначально попасть в ситуацию
постоянного неуспеха.
В гимназию поступают
на конкурсной основе и по желанию:
хочешь - сдавай туда экзамены, не хочешь
- иди в общеобразовательный
Примечательно,
что переходы от одного этапа школьной
жизни к другому в адаптивной
школе максимально щадящи. Так, часть
первых классов находится на территории
детского сада, то есть поступившие в них
малыши пребывают в знакомой обстановке;
часть пятых по той же схеме - на территории
начальной школы.
Кстати, обучение
в гимназических классах
Плавали - знаем
Занятия В ЦО
N 109 продолжаются примерно до часа-двух
дня. А после начинается самое интересное.
Например, у школы
есть своя конюшня с 27 лошадями. Дело
в том, что администрация ЦО решила
ввести в школьный обиход иппотерапию.
Показаний к ее применению множество.
Так, даже у детей с ДЦП, которые
регулярно ездят верхом, улучшается координация
движений, появляется чувство уверенности
в себе. Действенна иппотерапия и при менее
серьезных проблемах со здоровьем.
Однако это
не все. При ЦО функционирует клуб
путешественников "Зюйд-Вест", члены
которого зимой разрабатывают маршруты
походов по Волге (эту реку ямбуржцы осваивают
уже 15 лет), ищут информацию в интернете
о каждом участке пути, шпаклюют плавсредства
- школьный флот насчитывает 15 шестивесельных
ялов (у ЦО есть еще и два собственных теплохода).
В плавание по Волге отправляются летом.
С одной стороны - это все интересно и,
безусловно, познавательно. С другой -
есть еще одна возможность перемешать
самых разных детей и подростков. В походе
ведь все в одной команде, кто, как и в каком
классе учится, уже большого значения
не имеет.
Речные путешествия, лошади - вещи уже привычные и для школьников, и для учителей. Но педагогика на марше: ЦО N 109 реализует новый проект - совместно с питомником собак. Ученики центра теперь там частые гости. "Статистика свидетельствует, что в большинстве случаев ребенок, у которого есть дома собака, учится лучше, - рассказывает Евгений Ямбург.- Причина проста: уход за собакой - кормление, выгуливание - дисциплинирует, вырабатывает ответственность. Кроме того, мы учим наших учеников общаться с разными детьми. В том числе и с инвалидами. Первая реакция наших ребят, впервые появившихся в интернате, - шок, они никогда не видели детей на колясках. Хозяева смущены, но мы пришли с собаками, и через них, как через посредников, дети все-таки начали общаться. В общем, это довольно серьезная научная работа, которую мы планируем продолжать".
Строка расходов
Вопрос, сколько
все это стоит, не может не возникнуть
в голове современного, уже привыкшего
всегда и за все платить родителя.
ЦО N 109 - государственное учебное заведение.
То есть базовое школьное образование
здесь дается бесплатно.
Тем не менее
часть услуг платная. Тем, кто
выбрал более серьезный путь подготовки
к поступлению в вуз - лицейские
классы, часть предметов читают преподаватели
из вузов - партнеров учебного центра.
Например, из Высшей школы экономики. Эта
статья расходов государством не финансируется.
Также платным является изучение второго
иностранного языка в лингвистическом
классе и всевозможных углубленных учебных
курсов. Например, изучение одного предмета
на курсах подготовки к поступлению в
лицей в месяц стоит в пределах 300 рублей.
Евгений Александрович признает, что периодически приходится прибегать к помощи родителей: содержание лошадей, плавсредств и прочей продвинутой школьной инфраструктуры - дело дорогое. Но, безусловно, стоящее.