Адаптация в детском саду: попытка или пытка?

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 23:16, реферат

Описание работы

Лето — сложная пора не только для абитуриентов, но для пап и мам дошкольников. Традиционно в это время родители «неорганизованных» трехлеток начинают решать вопросы «Куда отдать ребенка?», «Какой садик лучше?» и «Как найти своего воспитателя?». Некоторые посещают интернет-сайты, другие советуются с теми, кто уже определился, а кто-то прислушивается к разговорам мам, сидящих возле песочниц.
Всего в Беларуси функционирует 4 тыс. 106 дошкольных учреждений, более 366 тыс. детей получают здесь образовательные услуги.

Работа содержит 1 файл

Реферат по ГДП адаптация.doc

— 53.50 Кб (Скачать)

Министерство здравоохранения  Республики Беларусь

Учреждение образования

«Белорусский государственный  медицинский университет»

 

 

 

Адаптация в детском  саду: попытка или пытка?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск

2009

Введение

 

Лето — сложная  пора не только для абитуриентов, но для пап и мам дошкольников. Традиционно в это время родители «неорганизованных» трехлеток начинают решать вопросы «Куда отдать ребенка?», «Какой садик лучше?» и «Как найти  своего воспитателя?». Некоторые посещают интернет-сайты, другие советуются с теми, кто уже определился, а кто-то прислушивается к разговорам мам, сидящих возле песочниц.

Всего в Беларуси функционирует 4 тыс. 106 дошкольных учреждений, более 366 тыс. детей получают здесь образовательные услуги.

В Беларуси в отличие  от многих стран СНГ сохранена  уникальная, многофункциональная сеть дошкольных учреждений: детские сады, дошкольные центры развития для детей, нуждающихся в оздоровлении, коррекционной  помощи, для детей с особенностями психофизического развития. Также работают новые формы интегрированных дошкольных учреждений, такие как детский сад-школа, группы кратковременного пребывания, разновозрастные группы, сезонные и игровые площадки.

 

Период оформления

 

Первым шагом должно быть знакомство с детсадом и заведующей. Здесь можно поинтересоваться, какие занятия и оздоровительные мероприятия проводятся с детьми, уточнить программу и режим работы учреждения. Следует также обратить внимание на территорию детского сада. Если все устраивает, то необходимо написать заявление в управление образования и, как правило, при наличии свободных мест ваш ребенок в сентябре попадет в выбранный сад.

Кстати, если выбор пал  на учреждение, которое находится  в одном районе города, а вы прописаны в другом, не имеет значения. Главное, чтобы в нем были свободные места. Другой вопрос, что сегодня не всегда, особенно в новых микрорайонах, можно определить ребенка в сад рядом с домом. Именно в таких случаях необходимо заранее обратиться в отдел образования, т.е. заявить о своем желании попасть в тот или иной сад, например, через год или два. Специальный информационный банк данных, куда будет внесена фамилия вашего ребенка, помогает специалистам правильно рассчитать возможности детских садов и учесть желания родителей.

Для постановки ребенка  на учет необходимо иметь паспорт  одного из родителей и свидетельство  о рождении ребенка. На основании  этих документов и выдается направление  для определения малыша в детсад. Для направления в специальное  дошкольное учреждение или санаторный детский сад понадобится еще и заключение Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации или заключение территориальной врачебно-консультационной комиссии.

В Беларуси образование  в государственных дошкольных учреждениях бесплатное. С родителей требуется лишь ежемесячная оплата за питание, причем в размере 60% от затрат. Остальные расходы берет на себя государство. В феврале 2008 года было опубликовано постановление Совета Министров, которое упорядочило предоставление льгот всем категориям граждан на оплату питания в дошкольных учреждениях. В настоящее время родительский взнос на питание составляет от Br26 до Br55 тыс. Все зависит от возраста детей, профиля и режима работы учреждения. При этом подсчитано, что полностью на пребывание ребенка в детсаду согласно государственным социальным стандартам затрачивается свыше Br3 млн. в месяц.

Не взимается плата  с родителей (законных представителей), имеющих детей-инвалидов, детей, страдающих онкологическими заболеваниями, с  членов семей военнослужащих, МВД, МЧС, Комитета государственного контроля, погибших при исполнении воинского или служебного долга в Афганистане или в других государствах, где велись боевые действия, и некоторых других категорий.

Но прежде всего родители должны определиться, действительно ли есть необходимость отдавать ребенка в сад именно в этом году. И если решение принято, то кроме сбора необходимых документов, мама и папа не должны забыть о главном — психологически подготовить ребенка к посещению садика.

 

Период адаптации

 

Специалисты называют период привыкания к саду адаптационным. Он бывает легким, быстрым и почти  безболезненным, а бывает тяжелым. Это  зависит от многих факторов. Если у  ребенка выраженность стресса минимальна, то в скором времени можно забыть о негативных сдвигах адаптационного периода. Главное — помнить о кризисе трех лет. Именно в этот период малыш начинает ощущать себя личностью и хочет, чтобы это видели и другие. Психика его в крайней степени напряжена, становится более ранимой. И прежде чем принимать решение о выходе на работу, нужно посмотреть внимательно на своего ребенка: если кризис трех лет в полном разгаре, то лучше переждать, тем более что длится этот период не так долго. Если вашего малыша как будто подменили: по любому поводу наблюдаются истерики и капризы, ребенок растерял все навыки самообслуживания (у него опять намокают штанишки, он «забыл», как пользоваться ложкой, перестал говорить), то вывод один: им овладел страх — обычный спутник адаптационного периода. Малыш панически боится, что вы его забудете, не придете за ним. Отрыв от матери — вот от чего ваш ребенок впал в такое состояние. Ведь мама — самое главное, что есть у него, а она взяла и ушла на работу. Именно так расценивает эту ситуацию трехлетний ребенок.

При легкой степени адаптации ребенок быстро (до одного месяца) вырабатывает новый стиль поведения. Если этот первый урок «выживания» пройден успешно, в дальнейшем ваш малыш будет быстро адаптироваться в любой новой обстановке на протяжении всей жизни. И это один из основных аргументов сторонников детского сада. Стресс первых недель провоцирует быстрое развитие всех адаптационных механизмов ребенка, что является для него отличной школой жизни и «заделом» на долгие годы. Как только малыш наладит контакт со сверстниками в группе, адаптационный период, можно считать, прошел.

Степени адаптации  ребёнка к условиям детского сада

Тяжелая степень  адаптации - дети, которые реагируют на перемену обстановки нервным срывом, к этому еще прибавляются и простудные заболевания. Это наиболее неблагоприятный вариант.

Поведение ребенка:

Контакт с ребёнком удаётся установить только через родителей (в хучшем случае с ребёнком вообще не удаётся  установить контакт). Малыш переходит  от одной игрушки к другой, ни на чем, не задерживаясь, не может развернуть игровых действий, выглядит встревоженным, замкнутым. Замечание или похвала воспитателя оставляют ребёнка либо безучастным, либо он пугается и ищет поддержку у родителей. Очень часто родители находятся в слиянии с ребёнком, сомневаются в том, что он сможет освоиться в детском саду. Hо постепенно все может уладиться, и это во многом зависит от обстановки дома.

Запомните, что ребенку с тяжелой  адаптацией, помимо вас и воспитателей, поможет только педиатр или узкий  специалист!

Средняя степень  адаптации - в эту группу опадают дети без нервных расстройств - они в детском саду "всего лишь" начинают часто болеть. Еще бы, происходит "обмен" всевозможными инфекциями. Подобную "прививку" могут выдержать далеко не все дети - у многих начинаются ОРЗ и прочие неприятности. При этом типе адаптации заболеваемость ребенка может снизить врач. Чем раньше он назначит корригирующие мероприятия ребенку, тем меньше вероятность, что малыш ваш заболеет, а значит, адаптация его приблизится к благоприятной. И это, в свою очередь, поможет адаптироваться вашему ребенку и в дальнейшем, когда он переступит порог школы.

Поведение ребенка:

Ребёнок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями воспитателя, либо через включение  телесных ощущений. Напряжённость первых минут постепенно спадает, ребёнок  может вступать в контакт по своей  инициативе, может развернуть игровые  действия. На замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать установленные правила и нормы поведения (социальное экспериментирование).

При этом типе адаптации  ребенок в среднем адаптируется к новому организованному коллективу больше месяца и иногда во время адаптации заболевает. Причем, как правило, болезнь протекает без каких-то осложнений, что может служить главным признаком отличия указанного типа адаптации от неблагоприятного варианта.

Легкая  адаптация - наконец, почти половина детей составляет самую благополучную группу - они посещают садик без особых потерь, более или менее с желанием. Обычно период адаптации составляет 3-4 недели. С таким ребенком почти нет хлопот, и изменения, которые видны вам в его поведении, обычно кратковременны и незначительны, поэтому ребенок не болеет.

Поведение ребенка:

Ребёнок спокойно входит в группу, внимательно осматривается, прежде чем остановить своё внимание на чём-либо. Он смотрит в глаза  незнакомому взрослому, когда тот  к нему обращается. Ребёнок вступает в контакт по своей инициативе, может попросить о помощи. Умеет занять себя сам, использует в игре предметы-заменители, например, понарошку кормит куклу, настроение бодрое или спокойное, пантомимика выразительная, эмоции легко распознаются. Ребёнок придерживается установленных правил поведения, адекватно реагирует на замечание и одобрение, корректируя после них своё поведение. Он умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним. Полярным типом для тяжелой адаптации, является тип легкой адаптации ребенка, когда малыш ваш адаптируется к новой обстановке обычно несколько недель, чаще всего - полмесяца.

 

Домашняя подготовка

 

Необходимо как можно  раньше приучить ребенка к мысли  о детском саде. При этом категорически  нельзя обсуждать при малыше вопросы  и проблемы, связанные с ним. Нельзя показывать ему, что вы волнуетесь. Ни в коем нельзя угрожать вашему чаду садом!

Заранее необходимо узнать режим дня в детском саду и  ввести его, пока ребенок находится  дома. Распорядок дня необходимо перестроить  так, чтобы малыш легко просыпался за час-полтора до выхода из дома в детсад. Если ребенок уже не спит днем, можно приучить его просто лежать в постели одного. Как можно раньше малыш должен познакомиться с детьми в детском саду и воспитателями в группе, куда он должен прийти. Очень хорошо, если там окажутся дети, с которыми ваш ребенок уже играл раньше, например, во дворе. Настраивайте его как можно положительнее к его поступлению в детсад. Взаимоотношения детей со сверстниками в этом возрасте только формируются. Отдавая ребенка в детский сад, мы ускоряем этот процесс, поэтому неправильно пускать его на самотек. Подходит ли он к группе играющих детей? Если ему трудно это сделать, надо ему помочь: научить его правильно здороваться, предлагать детям свои игрушки, просить разрешения играть с ними, правильно реагировать на отказ, находить компромиссный вариант.

Если ребенка трудно накормить, то надо максимально приблизить его меню дома к детсадовскому. Иначе  там он откажется есть. Научите  ребенка проситься в туалет, причем обязательно объясните ему, что можно и нужно говорить воспитательнице или нянечке о своем желании. Готовьте к временной разлуке с вами и давайте ему понять, что это неизбежно, потому что он уже большой. Говорите о том, как это здорово, что он уже такой взрослый. И самое главное — все время объясняйте малышу, что он для вас, как и прежде, дорог и любим.

Постарайтесь спланировать свое время так, чтобы в первую неделю посещения детсада ребенок  не оставался там более двух-трех часов. Постарайтесь в выходные дни  соблюдать дома такой же режим, как в детском саду.

Лучше приучить малыша выносить во двор, а в дальнейшем приносить  в детский сад только те игрушки, которыми он готов поделиться с друзьями. В противном случае ребенок прослывет  жадиной или все время будет  находиться в тревоге за свою любимую игрушку, с которой может что-нибудь случиться.

 

Медицинская подготовка

 

Перед оформлением в  детсад необходимо посетить поликлинику  и педиатра. Он даст специальную  медицинскую карту, с которой  вы с ребенком должны пройти узких  специалистов, сдать анализы и т.д. Также нужно проверить наличие необходимых прививок — без этого малыша в дошкольное учреждение не возьмут. В дальнейшем контроль за сроками проведения прививок осуществляется медсестрой детского сада.

Врачи часто советуют отправлять ребенка в сад ближе к пяти годам, когда организм станет покрепче. Стресс попадания в детский коллектив часто «привлекает» инфекции. И, вправду, рос себе малыш, рос, не болел практически, а тут пошел в садик и разболелся... Но — когда же тогда формироваться иммунитету? И не надо забывать, что ребенку, кроме прочего, нужно и общение со сверстниками. В общем, окончательное решение принимают родители. В Беларуси, например, согласно существующим нормативным актам отдавать малыша в дошкольное учреждение можно с 2-месячного возраста — в группу раннего возраста. Вот только востребованности сейчас в таких группах нет.

Для нуждающихся в  диетическом питании в меню предусматривается  отдельный рацион питания. В зимне-весенний период осуществляется С-витаминизация блюд. Кроме того, в учреждениях образования Беларуси используется бутилированная негазированная питьевая вода промышленного производства.

 

Справка «7 дней»

 

В системе дошкольного  образования работают талантливые  люди. Но, к сожалению, статус воспитателя не считается таким престижным, как, например, учителя. И уровень зарплаты в садиках ниже, чем в школе, и отпуск короче. А вот сказать, что нагрузки или ответственности меньше, нельзя, — за малышами глаз да глаз нужен. В детских дошкольных учреждениях республики сейчас насчитывается более 950 вакансий воспитателей.

Информация о работе Адаптация в детском саду: попытка или пытка?