Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 23:16, реферат
Лето — сложная пора не только для абитуриентов, но для пап и мам дошкольников. Традиционно в это время родители «неорганизованных» трехлеток начинают решать вопросы «Куда отдать ребенка?», «Какой садик лучше?» и «Как найти своего воспитателя?». Некоторые посещают интернет-сайты, другие советуются с теми, кто уже определился, а кто-то прислушивается к разговорам мам, сидящих возле песочниц.
Всего в Беларуси функционирует 4 тыс. 106 дошкольных учреждений, более 366 тыс. детей получают здесь образовательные услуги.
Министерство здравоохранения Республики Беларусь
Учреждение образования
«Белорусский государственный медицинский университет»
Адаптация в детском саду: попытка или пытка?
Минск
2009
Введение
Лето — сложная
пора не только для абитуриентов, но
для пап и мам дошкольников.
Традиционно в это время
Всего в Беларуси функционирует 4 тыс. 106 дошкольных учреждений, более 366 тыс. детей получают здесь образовательные услуги.
В Беларуси в отличие от многих стран СНГ сохранена уникальная, многофункциональная сеть дошкольных учреждений: детские сады, дошкольные центры развития для детей, нуждающихся в оздоровлении, коррекционной помощи, для детей с особенностями психофизического развития. Также работают новые формы интегрированных дошкольных учреждений, такие как детский сад-школа, группы кратковременного пребывания, разновозрастные группы, сезонные и игровые площадки.
Период оформления
Первым шагом должно быть знакомство с детсадом и заведующей. Здесь можно поинтересоваться, какие занятия и оздоровительные мероприятия проводятся с детьми, уточнить программу и режим работы учреждения. Следует также обратить внимание на территорию детского сада. Если все устраивает, то необходимо написать заявление в управление образования и, как правило, при наличии свободных мест ваш ребенок в сентябре попадет в выбранный сад.
Кстати, если выбор пал на учреждение, которое находится в одном районе города, а вы прописаны в другом, не имеет значения. Главное, чтобы в нем были свободные места. Другой вопрос, что сегодня не всегда, особенно в новых микрорайонах, можно определить ребенка в сад рядом с домом. Именно в таких случаях необходимо заранее обратиться в отдел образования, т.е. заявить о своем желании попасть в тот или иной сад, например, через год или два. Специальный информационный банк данных, куда будет внесена фамилия вашего ребенка, помогает специалистам правильно рассчитать возможности детских садов и учесть желания родителей.
Для постановки ребенка на учет необходимо иметь паспорт одного из родителей и свидетельство о рождении ребенка. На основании этих документов и выдается направление для определения малыша в детсад. Для направления в специальное дошкольное учреждение или санаторный детский сад понадобится еще и заключение Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации или заключение территориальной врачебно-консультационной комиссии.
В Беларуси образование в государственных дошкольных учреждениях бесплатное. С родителей требуется лишь ежемесячная оплата за питание, причем в размере 60% от затрат. Остальные расходы берет на себя государство. В феврале 2008 года было опубликовано постановление Совета Министров, которое упорядочило предоставление льгот всем категориям граждан на оплату питания в дошкольных учреждениях. В настоящее время родительский взнос на питание составляет от Br26 до Br55 тыс. Все зависит от возраста детей, профиля и режима работы учреждения. При этом подсчитано, что полностью на пребывание ребенка в детсаду согласно государственным социальным стандартам затрачивается свыше Br3 млн. в месяц.
Не взимается плата с родителей (законных представителей), имеющих детей-инвалидов, детей, страдающих онкологическими заболеваниями, с членов семей военнослужащих, МВД, МЧС, Комитета государственного контроля, погибших при исполнении воинского или служебного долга в Афганистане или в других государствах, где велись боевые действия, и некоторых других категорий.
Но прежде всего родители должны определиться, действительно ли есть необходимость отдавать ребенка в сад именно в этом году. И если решение принято, то кроме сбора необходимых документов, мама и папа не должны забыть о главном — психологически подготовить ребенка к посещению садика.
Период адаптации
Специалисты называют период привыкания к саду адаптационным. Он бывает легким, быстрым и почти безболезненным, а бывает тяжелым. Это зависит от многих факторов. Если у ребенка выраженность стресса минимальна, то в скором времени можно забыть о негативных сдвигах адаптационного периода. Главное — помнить о кризисе трех лет. Именно в этот период малыш начинает ощущать себя личностью и хочет, чтобы это видели и другие. Психика его в крайней степени напряжена, становится более ранимой. И прежде чем принимать решение о выходе на работу, нужно посмотреть внимательно на своего ребенка: если кризис трех лет в полном разгаре, то лучше переждать, тем более что длится этот период не так долго. Если вашего малыша как будто подменили: по любому поводу наблюдаются истерики и капризы, ребенок растерял все навыки самообслуживания (у него опять намокают штанишки, он «забыл», как пользоваться ложкой, перестал говорить), то вывод один: им овладел страх — обычный спутник адаптационного периода. Малыш панически боится, что вы его забудете, не придете за ним. Отрыв от матери — вот от чего ваш ребенок впал в такое состояние. Ведь мама — самое главное, что есть у него, а она взяла и ушла на работу. Именно так расценивает эту ситуацию трехлетний ребенок.
При легкой степени адаптации ребенок быстро (до одного месяца) вырабатывает новый стиль поведения. Если этот первый урок «выживания» пройден успешно, в дальнейшем ваш малыш будет быстро адаптироваться в любой новой обстановке на протяжении всей жизни. И это один из основных аргументов сторонников детского сада. Стресс первых недель провоцирует быстрое развитие всех адаптационных механизмов ребенка, что является для него отличной школой жизни и «заделом» на долгие годы. Как только малыш наладит контакт со сверстниками в группе, адаптационный период, можно считать, прошел.
Степени адаптации ребёнка к условиям детского сада
Тяжелая степень адаптации - дети, которые реагируют на перемену обстановки нервным срывом, к этому еще прибавляются и простудные заболевания. Это наиболее неблагоприятный вариант.
Поведение ребенка:
Контакт с ребёнком удаётся установить только через родителей (в хучшем случае с ребёнком вообще не удаётся установить контакт). Малыш переходит от одной игрушки к другой, ни на чем, не задерживаясь, не может развернуть игровых действий, выглядит встревоженным, замкнутым. Замечание или похвала воспитателя оставляют ребёнка либо безучастным, либо он пугается и ищет поддержку у родителей. Очень часто родители находятся в слиянии с ребёнком, сомневаются в том, что он сможет освоиться в детском саду. Hо постепенно все может уладиться, и это во многом зависит от обстановки дома.
Запомните, что ребенку с тяжелой адаптацией, помимо вас и воспитателей, поможет только педиатр или узкий специалист!
Средняя степень адаптации - в эту группу опадают дети без нервных расстройств - они в детском саду "всего лишь" начинают часто болеть. Еще бы, происходит "обмен" всевозможными инфекциями. Подобную "прививку" могут выдержать далеко не все дети - у многих начинаются ОРЗ и прочие неприятности. При этом типе адаптации заболеваемость ребенка может снизить врач. Чем раньше он назначит корригирующие мероприятия ребенку, тем меньше вероятность, что малыш ваш заболеет, а значит, адаптация его приблизится к благоприятной. И это, в свою очередь, поможет адаптироваться вашему ребенку и в дальнейшем, когда он переступит порог школы.
Поведение ребенка:
Ребёнок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями воспитателя, либо через включение телесных ощущений. Напряжённость первых минут постепенно спадает, ребёнок может вступать в контакт по своей инициативе, может развернуть игровые действия. На замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать установленные правила и нормы поведения (социальное экспериментирование).
При этом типе адаптации ребенок в среднем адаптируется к новому организованному коллективу больше месяца и иногда во время адаптации заболевает. Причем, как правило, болезнь протекает без каких-то осложнений, что может служить главным признаком отличия указанного типа адаптации от неблагоприятного варианта.
Легкая адаптация - наконец, почти половина детей составляет самую благополучную группу - они посещают садик без особых потерь, более или менее с желанием. Обычно период адаптации составляет 3-4 недели. С таким ребенком почти нет хлопот, и изменения, которые видны вам в его поведении, обычно кратковременны и незначительны, поэтому ребенок не болеет.
Поведение ребенка:
Ребёнок спокойно входит в группу, внимательно осматривается, прежде чем остановить своё внимание на чём-либо. Он смотрит в глаза незнакомому взрослому, когда тот к нему обращается. Ребёнок вступает в контакт по своей инициативе, может попросить о помощи. Умеет занять себя сам, использует в игре предметы-заменители, например, понарошку кормит куклу, настроение бодрое или спокойное, пантомимика выразительная, эмоции легко распознаются. Ребёнок придерживается установленных правил поведения, адекватно реагирует на замечание и одобрение, корректируя после них своё поведение. Он умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним. Полярным типом для тяжелой адаптации, является тип легкой адаптации ребенка, когда малыш ваш адаптируется к новой обстановке обычно несколько недель, чаще всего - полмесяца.
Домашняя подготовка
Необходимо как можно раньше приучить ребенка к мысли о детском саде. При этом категорически нельзя обсуждать при малыше вопросы и проблемы, связанные с ним. Нельзя показывать ему, что вы волнуетесь. Ни в коем нельзя угрожать вашему чаду садом!
Заранее необходимо узнать режим дня в детском саду и ввести его, пока ребенок находится дома. Распорядок дня необходимо перестроить так, чтобы малыш легко просыпался за час-полтора до выхода из дома в детсад. Если ребенок уже не спит днем, можно приучить его просто лежать в постели одного. Как можно раньше малыш должен познакомиться с детьми в детском саду и воспитателями в группе, куда он должен прийти. Очень хорошо, если там окажутся дети, с которыми ваш ребенок уже играл раньше, например, во дворе. Настраивайте его как можно положительнее к его поступлению в детсад. Взаимоотношения детей со сверстниками в этом возрасте только формируются. Отдавая ребенка в детский сад, мы ускоряем этот процесс, поэтому неправильно пускать его на самотек. Подходит ли он к группе играющих детей? Если ему трудно это сделать, надо ему помочь: научить его правильно здороваться, предлагать детям свои игрушки, просить разрешения играть с ними, правильно реагировать на отказ, находить компромиссный вариант.
Если ребенка трудно накормить, то надо максимально приблизить его меню дома к детсадовскому. Иначе там он откажется есть. Научите ребенка проситься в туалет, причем обязательно объясните ему, что можно и нужно говорить воспитательнице или нянечке о своем желании. Готовьте к временной разлуке с вами и давайте ему понять, что это неизбежно, потому что он уже большой. Говорите о том, как это здорово, что он уже такой взрослый. И самое главное — все время объясняйте малышу, что он для вас, как и прежде, дорог и любим.
Постарайтесь спланировать свое время так, чтобы в первую неделю посещения детсада ребенок не оставался там более двух-трех часов. Постарайтесь в выходные дни соблюдать дома такой же режим, как в детском саду.
Лучше приучить малыша выносить во двор, а в дальнейшем приносить в детский сад только те игрушки, которыми он готов поделиться с друзьями. В противном случае ребенок прослывет жадиной или все время будет находиться в тревоге за свою любимую игрушку, с которой может что-нибудь случиться.
Медицинская подготовка
Перед оформлением в детсад необходимо посетить поликлинику и педиатра. Он даст специальную медицинскую карту, с которой вы с ребенком должны пройти узких специалистов, сдать анализы и т.д. Также нужно проверить наличие необходимых прививок — без этого малыша в дошкольное учреждение не возьмут. В дальнейшем контроль за сроками проведения прививок осуществляется медсестрой детского сада.
Врачи часто советуют отправлять ребенка в сад ближе к пяти годам, когда организм станет покрепче. Стресс попадания в детский коллектив часто «привлекает» инфекции. И, вправду, рос себе малыш, рос, не болел практически, а тут пошел в садик и разболелся... Но — когда же тогда формироваться иммунитету? И не надо забывать, что ребенку, кроме прочего, нужно и общение со сверстниками. В общем, окончательное решение принимают родители. В Беларуси, например, согласно существующим нормативным актам отдавать малыша в дошкольное учреждение можно с 2-месячного возраста — в группу раннего возраста. Вот только востребованности сейчас в таких группах нет.
Для нуждающихся в диетическом питании в меню предусматривается отдельный рацион питания. В зимне-весенний период осуществляется С-витаминизация блюд. Кроме того, в учреждениях образования Беларуси используется бутилированная негазированная питьевая вода промышленного производства.
Справка «7 дней»
В системе дошкольного образования работают талантливые люди. Но, к сожалению, статус воспитателя не считается таким престижным, как, например, учителя. И уровень зарплаты в садиках ниже, чем в школе, и отпуск короче. А вот сказать, что нагрузки или ответственности меньше, нельзя, — за малышами глаз да глаз нужен. В детских дошкольных учреждениях республики сейчас насчитывается более 950 вакансий воспитателей.
Информация о работе Адаптация в детском саду: попытка или пытка?