Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 14:03, реферат
Потребности современного общества породили новые требования к человеку. Социуму необходимы люди, которые, в первую очередь, готовы в полной мере реализовать свой потенциал. Индивидуальный подход к личности учащегося в системе образования предполагает необходимость поиска оптимальных путей адаптации человека к постоянно меняющимся условиям жизни.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ГУ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ № 2
Реферат
ПРОБЛЕМА
АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ
ПЕРВОГО КУРСА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
Руководитель:
Святочевская М.А.
Потребности
современного общества породили новые
требования к человеку. Социуму необходимы
люди, которые, в первую очередь, готовы
в полной мере реализовать свой потенциал.
Индивидуальный подход к личности учащегося
в системе образования
Существует много определений феномена адаптации. В обобщенном виде адаптация описывается как приспособление, необходимое для адекватного существования в изменяющихся условиях, а также, как процесс включения индивида в новую социальную среду, освоение им специфики новых условий. Большинство исследователей специфику адаптации человека видят в его способности активного сознательного воздействия на окружающую среду. По сравнению с различными видами животных адаптационные возможности человека, имеющего не только биологическую, но и развитую социальную базу, определяются наиболее широким спектром «гибких звеньев». Социальная адаптация представляет собой процесс интегрирования индивида в социальную группу, предполагающее принятие им групповых норм, ценностей, стандартов, стереотипов и требований.
В
современной социологии и психологии
понятие адаптации
В. А. Якунин понимает под адаптацией процесс взаимодействия человека и окружающей среды, в результате которого у него возникают модели и стратегии поведения, адекватные меняющимся в этой среде условиям. Автор считает возможным применение данного общего определения к условиям образовательной среды[1].
В
процессе адаптации личность приспосабливается
к изменениям социальной среды путем
подбора или перестройки
Уравновешивание — установление равновесия между средой и индивидом с проявлением взаимной терпимости к системе ценностей и стереотипам поведения.
Псевдоадаптация — сочетание внешней приспособленности к обстановке с отрицательным отношением к ее нормам и требованиям.
Приноравливание — признание и принятие основных ценностей новой среды.
Уподобление
— психическая переориентация индивида,
трансформация прежних
Предложенная модель является достаточно условной, при этом описанные стадии могут накладываться друг на друга, выступать одномоментно или взаимозаменяться.
Достижение определенного уровня адаптированности зависит от того, какие стратегии адаптивного поведения выбирает человек в ситуации взаимодействия с окружающей средой и как эти стратегии сочетаются между собой.
Н. Н. Мельникова называют следующие стратегии адаптивного поведения:
активное изменение среды;
активное изменение себя;
уход из среды и поиск новой;
уход от контакта со средой и погружение во внутренний мир;
пассивная репрезентация себя;
пассивное подчинение условиям среды;
пассивное выжидание внешних изменений;
пассивное ожидание внутренних изменений.
По мнению многих ученых, наилучший адаптивный эффект может наблюдаться лишь при сочетании стратегий, направленных на активное и одновременное изменение себя и окружающей среды[3].
Каждый
преподаватель
Выделяют 3 блока факторов, оказывающих наибольшее воздействие на адаптацию учащихся профессиональных учебных заведений:
Вчерашние 9-классники погружаются в совсем другую, не знакомую им жизнь. Для удачной адаптации в новых условиях необходимо выделить типичные проблемы, с которыми сталкиваются «перваши». При помощи опроса мы выделили наиболее значимые проблемы первых месяцев обучения (на основе данных 100 опрошенных):
заметно
возросший объем учебной
сложность усвоения новых учебных дисциплин (55% респондентов);
сложности в отношениях с товарищами по учебе (15% респондентов);
выстраивание новой системы отношений с преподавателями (5% респондентов)
решение личностных проблем (10% опрошенных).
Так как первые месяцы адаптации учащихся в профессиональном лицее уже прошли, мы попросили их ответить на вопрос, что в наибольшей степени помогло им адаптироваться. Были получены следующие результаты:
собственные черты характера и способности, такие, например, как общительность, доброжелательность, чувство юмора (20%);
товарищи по группе (25%);
поддержка психолого-педагогической службы (30%);
помощь классного руководителя, мастера производственного обучения (25%).
Таким образом мы видим, что систему педагогического сопровождения адаптации первокурсников необходимо совершенствовать, привлекая к этому вопросу высококвалифицированную психолого-педагогическую службу и опыт ученых по следующим направлениям:
изучение личностных особенностей первокурсников;
выявление трудностей адаптационного периода и особенностей «вхождения» обучающихся в студенческую жизнь;
анализ и обобщение полученных данных;
подготовка
на основе данных исследований рекомендаций
для кураторов и
увеличения количества классных часов и в целом времени, проводимого классным руководителем и мастером вместе с группой;
возможно уменьшение нагрузки как на учащихся в первые месяцы обучения, так и на мастеров производственного обучения и классных руководителей первых курсов;
усиленный курс «Самопознания»;
повышение педагогического мастерства классных руководителей.
В дальнейшем нами планируется расширить исследование и отследить вопрос адаптации учащихся первых курсов на протяжении трех лет по следующим показателям:
Количество учащихся полностью адаптировавшихся к профессиональному учебному заведению;
Количество учащихся, готовых с удовольствием продолжать учебу;
Помощь в период адаптации со стороны товарищей;
Помощь в период адаптации со стороны классного руководителя;
Помощь в период адаптации со стороны психолого-педагогической службы;
Студенты
характеризуют свои взаимоотношения
с преподавателями как хорошие
и др.
Список использованной литературы: