Адаптация ребенка к дошкольному учреждению

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 21:38, реферат

Описание работы

Дети, посещающие детский сад с раннего возраста учатся самостоятельности, самообслуживанию, приобретают гигиенические навыки. При домашнем воспитании сложно организовать участие ребенка в развивающих играх, музыкальные занятия, физическое воспитание, подготовку к поступлению в школу. Не каждой семье под силу обеспечить правильный режим питания с полноценным набором пищевых продуктов. Кроме того, в детском саду постоянно следят за состоянием здоровья ребенка, своевременно делают прививки.

Работа содержит 1 файл

адаптация к доу.docx

— 18.01 Кб (Скачать)

Адаптация ребенка  к дошкольному учреждению  
Дети, посещающие детский сад с раннего возраста учатся самостоятельности, самообслуживанию, приобретают гигиенические навыки. При домашнем воспитании сложно организовать участие ребенка в развивающих играх, музыкальные занятия, физическое воспитание, подготовку к поступлению в школу. Не каждой семье под силу обеспечить правильный режим питания с полноценным набором пищевых продуктов. Кроме того, в детском саду постоянно следят за состоянием здоровья ребенка, своевременно делают прививки. 
 
Проблема адаптации детей второго - третьего года жизни к условиям дошкольного учреждения очень актуальна. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье. К сожалению, этот процесс протекает зачастую сложно и болезненно. Ребенок может отказываться от еды, сна, общения со сверстниками и взрослыми, у него появляются нежелательные для этого возраста привычки, от которых он уже избавился, на¬пример, снова начинает сосать палец, грызть ногти. 
 
Отчего же возникает такое поведение? 
Дело в том, что в период адаптации ребенка к новым условиям жизни происходит своеобразная переделка сформированных ранее динамических стереотипов, касающихся определенного режима: укладывания, кормления и т.д., а также стереотипов общения.

 
Динамические стереотипы возникают  с первых месяцев жизни ребенка  и, формируясь в условиях семьи, накладывают  отпечаток на его поведение. Так, укладывая малыша спать, мама действует  в определенной последовательности, и стоит ей сделать лишь первое движение, произвести знакомое действие, как он начинает зевать, закрывает  глаза, т.е. реагирует на первый же раздражитель. Стереотипы помогают ребенку действовать, не задумываясь, не тратя лишней энергии.

 
Нужно отметить, что возникновение  динамических стереотипов не всегда оправдано. Так, довольно часто при  поступлении ребенка в дошкольное учреждение выясняется, что он приучен  засыпать дома только в том случае, если рядом ложится мама. Еще один пример: малыш до 3 лет был лишен  возможности общаться со сверстника¬ми, хотя потребность в этом у него была. В первые же дни пребывания в детском саду у такого ребенка возникает множество серьезных проблем - ведь навык общения у него не сформирован.

 
Даже в том случае, когда дома стараются воспитывать малыша правильно (с педагогической точки зрения), в каждой семье есть свои особенности, а в соответствии с этим формируются  и разные привычки. Во многих семьях с детьми много занимаются, играют, но одни родители сажают при этом ребенка к себе на колени, другие – за обеденный стол, третьи – за детский, маленький. Именно так привыкает малыш играть и общаться со взрослыми, именно этого он требует и в детском саду. 
Часто родители, несмотря на стремление ребенка сделать что-то самостоятельно, стараются помочь ему – так быстрее, меньше хлопот. В детском саду такой ребенок будет чувствовать себя беспомощным, не приспособленным к новым условиям.

 
Итак, при поступлении в детский  сад малыш не только расстается на дли¬тельный период с близкими людьми, но и оказывается в ситуации, в которой от него часто требуется другое поведение. Все это может вызвать сильный стресс в виде различных негативных реакций, плача и даже серьезных заболеваний. 
Можно ли избежать этого? Может быть, стоит как можно дольше держать ребенка возле себя? 
Конечно, забота и любовь родителей (особенно матери) делают малыша более защищенным. Но ведь в жизни ему придется преодолевать множество психологических преград, а для этого нужно развивать у него инициативность и самостоятельность. Наблюдения показывают, что, если дети 2-3 лет самостоятельно решают «проблемы», возникающие в игре, они готовы к решению реальных жизненных задач, в том числе и в новых, непривычных условиях.

 
Таким образом, можно сказать, что  для формирования адаптационных  механизмов необходимо, с одной стороны, сочетание определенных стереотипов, которые лежат в основе поведенческих  реакций, а с другой - насыщенность жизни ребенка в эмоциональной, познавательной, социальной сферах, где  особенно важно развитие инициативности, самостоятельности.

 
Адаптация - процесс  развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Целью этого процесса является адекватное реагирование на колебания различных факторов внешней среды.

 
Человеку свойственна высокая  адаптивная способность, но она не является врожденной, а формируется постепенно. Правильное воспитание увеличивает  способность детского организма  целесообразно реагировать на изменения  окружающих условий. Ос¬новы биологической адаптации закладываются еще во внутриутробном периоде, а социальная адаптация начинается с рождения ребенка. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания и сна, спокойные взаимоотношения членов семьи, гигиенические навыки – чистота, свежий про¬хладный воздух в помещении – все это и многое другое не только полезны для здоровья, но и являются основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении его в детский сад.

 
У одних детей этот процесс протекает  достаточно быстро и легко, у других длительно и трудно, что зависит  от многих факторов, в том числе  от типа нервной системы, возраста, состояния здоровья, уровня развития, а также от условий воспитания в семье.

 
Можно говорить как о благоприятной (нормальной, физиологической), так  и о неблагоприятной (патологической) адаптации. Р.В. Тонкова-Ямпольская и  Т.Я. Черток различают три степени  адаптации ребенка к дошкольному  учреждению: легкую, средней тяжести  и тяжелую. (По терминологии Ю.А. Макаренко  – хорошую, удовлетворительную и  плохую.)

 
При легкой адаптации наблюдается  временное ухудшение эмоционального состояния. Малыш плохо спит, теряет аппетит, капризничает, отказывается от игр. Однако все эти явления проходят в течение месяца, иногда и раньше – за 2-3 недели.

 
При адаптации средней тяжести  эмоциональное состояние, аппетит  и сон нормализуются медленнее. Кроме того, в первый месяц после  поступления многие дети заболевают острой респираторной вирусной инфекцией (ОРВИ), которая длится не более 7-10 дней и проходит без осложнений.

 
При тяжелой адаптации у детей  отмечаются стойкие нарушения поведения: они прячутся в укромный уголок и  сидят в раздевальной комнате, зовут  маму, много плачут, плохо спят, отказываются от еды. В первые дни они бурно реагируют на уход родителей, проявляют агрессию к сверстникам, потом становятся вялыми и пассивными. Такие дети, как правило, заболевают ОРВИ в первые 10 дней после поступления в дошкольное учреждение, болеют повторно и с осложнениями. Период адаптации задерживается до 2-3 месяцев, иногда дольше. Часть детей с тяжелой адаптацией не болеет, но, несмотря на это, у них длительно отмечается неадекватное поведение, некоторые даже перестают говорить.

 
Дети «с тяжелой адаптацией» нуждаются  в повторных консультациях педиатра, невропатолога, психолога. В таких  случаях специалисты могут порекомендовать родителям повременить с поступлением ребенка в дошкольное учреждение, пока он не окрепнет, а его нервная система не станет более зрелой.


Информация о работе Адаптация ребенка к дошкольному учреждению