Взаимодействие государства и предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 17:22, реферат

Описание работы

При написании работы ставилась цель – раскрыть сущность проблемы взаимодействия государства и предприятий. Для выполнения поставленной цели в работе решаются следующие задачи: раскрытие спектра проблем взаимодействия государства и организаций, вырабатываются пути решения указанных проблем, посредством применения мер экономического и правового взаимодействия.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….……..3
1 Государственное регулирование и поддержка предприятий…………………...5
2 Условия и предпосылки государственного вмешательства………………...…..8
3 Механизм государственного воздействия на предпринимательскую деятельность………………………………………………………………………...10
Заключение…………………………………………………………...……………..22
Библиографический список………………………………………………..………24

Работа содержит 1 файл

Теория организации )).doc

— 111.00 Кб (Скачать)

     • Инвестиционная политика. Важными рычагами воздействия на предпринимательскую деятельность и экономику страны является инвестиционная политика государства.

     При помощи инвестиционной политики государство непосредственно может воздействовать на темпы объема производства, на ускорение НТП, на изменение структуры общественного производства и решение многих социальных проблем.

     Существенный спад производства за период 1991-1994 гг, т.е. за период проведения реформ, в значительной степени был обусловлен существенным сокращением капитальных вложений в материальное производство. За этот период капитальные вложения сократились в три раза, а их доля в национальном доходе снизилась до 15%, что не обеспечивало даже простое воспроизводство общественного капитала. В промышленно развитых странах доля инвестиций в национальном доходе составляет до 40% и более.

     В условиях перехода к рыночной экономике основной задачей является освобождение государства от функции основного инвестора и создание таких условий, чтобы частный сектор в экономике был заинтересован в инвестиционной деятельности. Для этого оно должно в первую очередь обеспечить стабильность экономики и ее предсказуемость в развитии. В условиях инфляции, а, следовательно, и высоких ставок процента банковского кредита объемы инвестиций, особенно в среднесрочные и долгосрочные проекты, резко сокращаются, так как известна теоретическая зависимость объема инвестиций от величины ставки процента, в соответствии с которой чем выше процент ставки, тем ниже объем вложений инвестиций.

     В общем плане государство может влиять на инвестиционную активность при помощи самых различных рычагов:

     • кредитно-финансовой и налоговой политикой;

     • предоставлением самых различных льгот предприятиям, вкладывающим инвестиции на реконструкцию и техническое перевооружение производства;

     • амортизационной политикой;

     • созданием благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций;

     • научно-технической политикой и др. Будущее экономики страны в значительной степени зависит от инвестиционной политики, проводимой государством.

     • Государственное предпринимательство. Одно из важнейших форм прямого вторжения государства в экономику — государственное предпринимательство. Оно образует особый вид предпринимательской деятельности, которая осуществляется в рамках государственного сектора и связана с участием государственных предприятий в производстве и сбыте товаров и услуг.

     Государство выступает самостоятельным субъектом хозяйствования, реализуя определенные общенациональные цели: структурную перестройку производства, смягчение отраслевых и территориальных диспропорций, стимулирование научно-технического прогресса, повышение эффективности экономики.

     Государственное предпринимательство является прямым вмешательством государства в воспроизводственный процесс. Оно особенно необходимо в малорентабельных отраслях, которые традиционно не представляют интерес для частного капитала, но развитие которых определяет общие условия воспроизводства. Это прежде всего отрасли экономической инфраструктуры (транспорт, связь, энергетика).

     Какова должна быть доля государственного сектора в экономике нашей страны?

     До недавнего времени степень огосударствления в нашей стране была по мировым меркам чрезвычайно высокой, что негативно влияло на развитие экономики. В результате осуществления реформ, и в частности приватизации, доля государственного сектора стала заметно снижаться, но еще остается достаточно высокой. Поэтому процесс дальнейшего осуществления приватизации для нашей страны весьма актуален — необходимо довести долю государственного сектора до оптимального уровня.

     • Прогнозирование, планирование и регулирование. Прогнозирование, планирование и регулирование являются важнейшими рычагами государства в управлении экономикой страны. С переходом к рыночным отношениям роль прогнозирования и регулирования управления не снижается, а методы планирования существенно изменяются. На смену директивному планированию, когда каждому предприятию устанавливалось заранее заданная производственная программа и потребители, приходит индикативное планирование. Суть его в том, что государство на основе детального анализа функционирования экономики за предшествующий период и исходя из имеющихся ресурсов устанавливает на плановый период основные макроэкономические показатели: темпы роста валового национального продукта и национального дохода, уровень инфляции и безработицы, минимальный размер заработной платы, дефицит бюджета, ставку процента и др. Все эти показатели в совокупности характеризуют состояние экономики на плановый период. При этом государство должно закладывать в план также макроэкономические показатели, которые в совокупности положительно бы влияли на развитие экономики страны и жизненный уровень населения. Индикативное планирование предусматривает не только разработку плановых макроэкономических показателей (индикаторов), но и способы их достижения. То есть заранее предопределяется фискальная, научно-техническая, кредитно-финансовая, инвестиционная и социальная политика государства с целью достижения запланированных индикаторов.

     Государственное планирование должно быть непрерывным, обеспечиваться наличием краткосрочных, среднесрочных, долгосрочных перспективных планов.

     Перспективное прогнозирование и планирование позволяют выработать экономическую стратегию государства на ближайшие 5-20 лет и тем самым осуществлять ежегодное планирование с учетом реализации как годовых, так и перспективных планов. Наличие экономической и научно-технической стратегии позволяет государству с меньшими ресурсами достигать намеченных целей, а, следовательно, непрерывно повышать эффективность общественного производства.

     С планированием тесно связано регулирование. Государство осуществляет регулирование только в том случае, если запланированные макроэкономические показатели в ходе их реализации не выполняются.

     Во многих развитых странах планирование на уровне государства принимает форму разработки и реализации определенных программ.

     • Ценообразование — это один из действенных рычагов воздействия государства на экономику и предпринимательскую деятельность. Используя ценовую политику, государство воздействует на спрос и предложение, перераспределение дохода и ресурсов, обеспечение минимального прожиточного уровня, а также на антимонопольные, антиинфляционные и другие процессы в желательном для государства направлении.

     Государство должно проводить политику в области ценообразования прежде всего с целью обеспечения стабильности цен, что является основой борьбы с инфляцией, оживления инвестиций и подъема национальной экономики.

     Известно, что в условиях рыночных отношений цены на большинство товаров свободные, т.е. определяются спросом и предложением. На часть важнейших товаров и услуг первой необходимости цены и тарифы регулируются государством. Это практика почти всех стран мира с развитой рыночной экономикой. Хотя доля товаров и услуг, цены на которые регулируются государством, незначительна — всего 10-15% от общей товарной массы, но для поддержания минимального прожиточного уровня населения это имеет большое значение.

     Во многих развитых странах государство регулирует цены и на продукцию предприятий-монополистов. В России также государство регулирует цены на продукцию (товары, услуги) объединений предприятий независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, включенных в государственный реестр предприятий-монополистов, — устанавливая предельные цены (тарифы), фиксированные цены (тарифы), предельные коэффициенты изменения цен, предельные уровни рентабельности, декларируя повышение свободных цен на продукцию.

     Административный контроль государства над ценами порой необходим, чтобы устранить издержки рыночной экономики, особенно в тех случаях, когда экономические методы не дадут желаемого результата.

     Существенное влияние на предпринимательскую деятельность государство может оказать проводя соответствующую внешнеэкономическую и социальную политику.

     Осуществляя внешнеэкономическую политику (таможенные тарифы, протекционизм; принятие законов, создающих благоприятные условия для иностранных инвестиций и свободного выхода отечественных предпринимателей на мировой рынок, и другие меры), государство может существенно расширить свои экспортные возможности, улучшить структуру экспорта, получить положительное сальдо торгового баланса, создать условия для конкуренции и улучшить качество отечественной продукции, привлечь иностранные инвестиции в отечественную экономику, а также получить значительную выгоду от международного разделения труда. 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     В данной работе была рассмотрена сущность проблемы взаимодействия государства и предприятий.

     Рыночная экономика, несмотря на ее многие положительные черты, не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина. Она не обеспечивает социально справедливое распределение дохода, не гарантирует право на труд социально, не нацеливает на охрану окружающей среды и не поддерживает незащищенные слои населения.

     Экономика в любой стране не может нормально развиваться, если государство не обеспечило соответствующих условий для этого.

     Если государство не будет добиваться стабилизации экономики, то это самым существенным образом и в негативном плане может повлиять на предпринимательскую деятельность, экономику страны в целом, социальную обстановку и другие процессы.

     Для России проблема создания конкурентной сферы и ее защита особенно важны на современном этапе, поскольку среда для настоящей конкуренции в стране еще не создана и экономика в значительной степени монополизирована.

     Выход из создавшегося положения очевиден: демонополизация экономики — создание конкурентной среды - защита конкуренции. Для выполнения этих и других функций государство должно использовать все имеющиеся в его распоряжении рычаги и средства.

     Такими условиями для вмешательства государства могут быть: требования национальной безопасности, социальная напряженность в обществе, негативные явления в экономике (спад производства, инфляция, высокий уровень безработицы, структурная несбалансированность, дефицит бюджета, неконкурентность отечественной продукции на мировом рынке, инвестиционный спад и др.), ухудшение окружающей среды.

     Государство должно стремиться, как показывает опыт разных стран, не к сбалансированности бюджета, а к тому, чтобы он не превышал конкурентную величину. В качестве этого критерия выступают доля дефицита в валовом национальном продукте и внутренний валовой продукт. Поэтому задача государства заключается в том, чтобы не превысить заранее определенную и допустимую величину этого критерия.

     Для создания нормальных условий для предпринимательской деятельности, стабилизации и подъема экономики государство должно проводить соответствующую экономическую политику, которая складывается из фискальной, научно-технической, инвестиционной, ценовой, амортизационной, кредитно-денежной и других видов политики, при реализации которых оно в комплексе использует как экономические, так и административные методы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиографический список 

  1. Алиев В.Г. «Экономика», 2006г. с. 431.
  2. Доблаев В. Л. Теория организации. – М. : Ин-т молодежи, 2008г.
  3. Мескон М., Альберт М., Хедуори Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2007г.
  4. Мильнер Б.З. Теория организаций: Курс лекций. — М.: ИНФРА-М, 2008г. – с. 107.
  5. Радченко Я. В., Целепостановка в управленческой деятельности. //Российский экономический журнал, 2006г. № 1.
  6. Смирнов Э. А. Основы теории организации: Учебное пособие для вузов. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 2008.
  7. Теория организации: Учебное пособие / А.Н. Кусков, А.П. Чумаченко - М.: МГИУ, 2008 г. - с. 122. 
  8. Туровец О.Г., Родионова В.Н. Теория организации: Учеб. пособие.- М.: ИНФРА-М, 2009, с. 83.
  9. Тюрина А.Д. Теория организации, Москва, Эксмо, 2009.
  10. Хиценко В. Самоорганизация и менеджмент, // Проблемы теории и практики управления, 2007, №3.

Информация о работе Взаимодействие государства и предприятия