Возможности и пути ускорения процесса модернизации экономики России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 13:57, доклад

Описание работы

Так же следует, отметить, что инновации есть почти синоним модернизации, вследствие этого мне хотелось бы рассмотреть пути повышения эффективности инноваций, которые послужат неотъемлемой частью ускорения процесса модернизации экономики России.
Стимулировать спрос на инновации, в первую очередь, должны крупные госкомпании. По поручению Президента РФ, принято решение о разработке ведущими российскими компаниями - такими как Газпром, РАО РЖД, компаниями энергетического сектора, оборонно-промышленного комплекса - программ инновационного развития, в рамках которых должен быть обеспечен рост расходов на НИОКР до уровня, сопоставимого с такими расходами у соответствующих конкурентов за рубежом. Перед тем как увеличить расходы на НИОКР, российские госкомпании должны провести венчурный маркетинг, технологический аудит, оценить уровень соответствия технологий, используемых на предприятиях в России и у рубежных конкурентов. Речь идет не только об оборудовании, но и об управленческих технологиях.

Работа содержит 1 файл

Федеральное государствевательное учреждение.docx

— 22.97 Кб (Скачать)

      Федеральное государственное образовательное учреждение

                            высшего профессионального  образования

   «ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

                                                         
 

                  Кафедра «Экономика и антикризисное управление» 
 
 
 

                                                       ДОКЛАД                        

                             по дисциплине «Экономика фирмы»     

                                                     на тему:

         «Возможности и пути ускорения процесса модернизации экономики   России»                                                                                                                                                                  
 
 
 
 

    

  Выполнила: 

                                               студентка группы ФМ1-11

      Антонова Ю.И. 
 

Научный руководитель:

                                                                                         к.э.н. доц. Якубанис Н.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                      

                                             Москва 2011

      В своем докладе мне хотелось бы освятить возможности ускорения  процесса модернизации в России.

     Не  так давно, Дмитрий Медведев обозначил 10 основных пунктов модернизации экономики России, которые способствуют успешному ведению бизнеса в России. Это:

1. Программа  приватизации крупных государственных  активов с целью повышения  эффективности их работы.

2. Создание специального  суверенного фонда, который разделит  риски с иностранными инвесторами  путём совместных инвестиций  в проекты модернизации экономики.

3. Развитие российского  финансового сектора и превращение  Москвы в международный финансовый  центр. 

4. Создание новых  крупных рынков с едиными правилами  регулирования. После вступления  в ВТО Россия присоединится  к ОЭСР и рассчитывает на  создание общего экономического  пространства с Евросоюзом.

5. Создание и  формирование новых возможностей  для инновационного предпринимательства  и венчурного бизнеса, венчурных  инвестиций.

6. Масштабная  программа энергоэффективности.

7. Использование  механизмов трансферта технологий  для модернизации российской  промышленности

8. Масштабная  программа распространения широкополосного  интернета по всей России и  предоставление возможности для  любого законного бизнеса с  его использованием.

9. Привлечение  в Россию тысяч лучших учёных  и инженеров со всего мира.

10. Реализация  масштабных инфраструктурных проектов, в том числе проведение крупнейших  международных спортивных соревнований.

           Так же следует, отметить, что инновации есть почти синоним модернизации, вследствие этого мне хотелось бы рассмотреть пути повышения эффективности инноваций, которые послужат неотъемлемой частью ускорения процесса модернизации экономики России.  
               Стимулировать спрос на инновации, в первую очередь, должны крупные госкомпании. По поручению Президента РФ, принято решение о разработке ведущими российскими компаниями - такими как Газпром, РАО РЖД, компаниями энергетического сектора, оборонно-промышленного комплекса - программ инновационного развития, в рамках которых должен быть обеспечен рост расходов на НИОКР до уровня, сопоставимого с такими расходами у соответствующих конкурентов за рубежом. Перед тем как увеличить расходы на НИОКР, российские госкомпании должны провести венчурный маркетинг, технологический аудит, оценить уровень соответствия технологий, используемых на предприятиях в России и у рубежных конкурентов. Речь идет не только об оборудовании, но и об управленческих технологиях.  
 
         Это позволит сделать значительный рывок в создании спроса на инновации и заимствование технологий, а также повысит спрос на консалтинговые услуги и конкурентоспособность компаний.  
         Так же следует отметить, что готовятся изменения к закону о госзакупках, а также системные изменения, связанные с формированием в стране федеральной контрактной системы. Они направлены, в том числе, и на то, чтобы стимулировать инновации - так, чтобы спрос государства стимулировал инновации, которые будут распространены также на продукцию и услуги, предоставляемы на рынке и для частного сектора и частных потребителей. Учитывая масштабы спроса государства, это станет важным катализатором инноваций. 
       Очень важно обеспечить поддержку инновационных компаний от самого старта, посевного финансирования, до крупных проектов, связанных с инновациями. Для этого необходима линейка финансовых институтов развития, которые на разных условиях (предоставление грантов, льготные кредиты и т.д.) поддерживают инновационные проекты. К настоящему времени в России уже сложилась система таких институтов. Теперь необходимо обеспечить их непрерывное взаимодействие, чтобы инновационный лифт работал эффективно и без перебоев. 
1. На самом первом, нижнем уровне действуют: 
1) Грантовая программа, которая реализуется в России уже несколько лет, сейчас масштабы ее увеличиваются. Это аналог грантовой программы США СБИР - поддержка возникающих проектов малого бизнеса, связанная с коммерциализацией технологий.  
2) Посевной фонд Российской венчурной компании. 
3) Региональные программы в софинансировании с федеральным бюджетом. Маштабы финансирования порядка 20 млрд. руб. 
4) Программа поддержки малого и среднего предпринимательства. 
2. На этапе разработки инноваций действуют: 
1) Грантовое финансирование создания новых предприятий. 
2) Компенсация расходов, связанных с выходом на внешние рынки, проектированием новой продукции, выставочно-ярмарочной деятельностью, проведением НИОКР. 
3. Поддержка венчурных фондов. 
Российская венчурная компания уже несколько лет на конкурсной основе поддерживает венчурные компании, в т.ч. с зарубежным капиталом, которые финансируют уже предприятия на следующей стадии, т.е. те, которые уже проявили себя и могут освоить предоставленные инвестиции. 
4. Крупные инвестиции от 1 млрд. руб.  
Это инвестиции по линии корпорации Роснанотех и Внешэкономбанка, которые поддерживают крупные проекты от 2 и более млрд. руб., в т.ч. в сфере инноваций. 
5. Поддержка инноваций на уже действующих предприятиях. 
Планируется модернизировать деятельность Российского фонда технологического развития, который уже давно сформирован, но последние 2-3 года находился в "замороженном" состоянии. Он должен предоставлять гранты компаниям на реализацию инновационных проектов с использованием своих новых технологий. Это тоже должно стимулировать инновационную деятельность. 
      Немаловажно отметить и то что, многие эксперты выделяют в ускорении модернизации экономики России в настоящее время три главных направления. Первое – это техническое обновление устаревшей материальной базы производства. Второе – это перестройка структуры экономики, то есть сокращение доли сырьевых отраслей, увеличение доли машиностроения, станкостроения, соответствующее изменение структуры экспорта, с ориентацией на экспорт готовой продукции с высокой добавленной стоимостью. И третье – это увеличение удельного веса в экономике тех отраслей, которые являются катализатором экономического развития, это наукоемкие, высокотехнологичные отрасли формирования инновационной модели развития России. 
     На мой взгляд, решению задачи ускорения модернизации экономики России может способствовать экономическая стратегия, подобная той, которая в своем время была осуществлена С.Ю.Витте: создание внешнеэкономических условий для притока прямых иностранных инвестиций в Россию и резкого ограничения товарного импорта в определенных отраслях обрабатывающей промышленности. Это будет способствовать также формированию условий для сокращения оттока национального капитала, вложению его в высокотехнологичные отрасли российской экономики.

  1. Кривые  Филипса – связь  между инфляцией  и безработицей

Существует достаточно очевидная связь между инфляцией  и безработицей. При высокой безработице  инфляция была низкой, и наоборот. Эта  взаимосвязь в обобщенном виде могла  быть выражена в так называемых “кривых  Филлипса” (названных по имени австралийского экономиста Филлипса, который в 1958 г. впервые представил графики подобного рода.) 
На графике с кривой Филлипса по горизонтальной оси отмечается уровень безработицы, а по вертикальной – инфляции. Кривая строится следующим образом: сначала отмечаются все точки – т.е. различные сочетания уровней безработицы и инфляции, имевшие место в течение изучаемого периода. Потом с помощью различных статистических методов пытаются проложить кривую, соединяющие эти точки. Если кривая лежит выше горизонтальной оси и правее  
вертикальной, это показывает, что инфляция и безработица в экономике происходят одновременно. Из графика видно, что когда безработица велика, инфляция низкая и, следовательно представляет собой менее значительную проблему. 
Причины этой зависимости подробно обсуждались в 50-е и 60-е годы. Преобладающее объяснение заключалось в том, что высокая безработица вынуждает работающих по найму соглашаться на меньшую заработную плату. Это в свою очередь вызывает замедление роста цен. В то же время, если положение на рынке труда хорошее и уровень безработицы низкий, то наемным работникам легче выторговать себе такое повышение заработной платы, которое опережает рост производительности труда и тем самым поднимает цены. Таким образом, низкая безработица вызывает тенденцию к более высокой инфляции, в то время как высокая безработица сопровождается низкой инфляцией.Установлено, что кривая Филлипса может быть использована для борьбы с безработицей лишь в условиях умеренной инфляции с постоянным темпом. При неожиданных экономических потрясениях темп инфляции возрастает также неожиданно и может сопровождаться резким ростом безработицы. Иными словами, соотношение, установленное кривой Филлипса не действительно для длительных периодов времени. Переливание безработицы в инфляцию по этому методу опасно для экономики из-за непредсказуемых последствий. Вследствие этой негативной черты правительства большинства западных стран, в том числе США и Англии, перешли к теории естественного уровня безработицы, которая используется по сей день.Суть этой теории состоит в том, что в долгосрочном плане приемлемый уровень инфляции возможен только при естественном уровне безработицы. Естественный уровень безработицы должен определяться структурой рынка рабочей силы с учетом информации о потребностях в различных отраслях. Необходимо заметить, что и эта политика обеспечения естественного уровня безработицы и снижение уровня инфляции до умеренных и стабильных не всегда достигает своих целей. При всех положительных факторах этого метода у него у него существует довольно важный недостаток: при достижении естественного уровня безработицы инфляция продолжает некоторое время как бы по инерции усиливаться, ее темпы не могут быстро сократиться. необходимо заметить, что естественный уровень безработицы не всегда является социально приемлемым.

Информация о работе Возможности и пути ускорения процесса модернизации экономики России