Внешняя среда предпринимательского предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 15:04, реферат

Описание работы

Любое предпринимательское предприятие является открытой системой. В процессе получения ресурсов со стороны, проектирования и производства продукции или оказания услуг, реализации этой продукции или этих услуг во внешнюю среду предприятие активно взаимодействует с этой средой, а также со средой внутренней. Все это содержится в предпринимательском процессе, направленном на достижение целей предприятия.
Многообразны составляющие, входящие во внешнюю среду предприятия. В их число можно включить:
* внешние экономические факторы;
* внешние политические условия;
* внешние правовые составляющие;

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
Внешняя среда предпринимательского предприятия……………………..4
Заключение…………………………………………………………………..8
Список использованной литературы……………………………………….9

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 25.29 Кб (Скачать)

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3

Внешняя среда предпринимательского предприятия……………………..4

Заключение…………………………………………………………………..8

Список использованной литературы……………………………………….9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Любое предпринимательское предприятие  является открытой системой. В процессе получения ресурсов со стороны, проектирования и производства продукции или  оказания услуг, реализации этой продукции  или этих услуг во внешнюю среду  предприятие активно взаимодействует  с этой средой, а также со средой внутренней. Все это содержится в  предпринимательском процессе, направленном на достижение целей предприятия.

Многообразны составляющие, входящие во внешнюю среду предприятия. В  их число можно включить:

* внешние экономические факторы;

* внешние политические условия;

* внешние правовые составляющие;

* внешние научные и технические  факторы;

* коммуникационные внешние условия;

* природно-климатические факторы  и др.

Все эти составляющие внешней среды  предприятия в большей или  меньшей степени оказывают влияние  на результативность его деятельности.

Не меньшее влияние на деятельность предпринимательского предприятия  оказывают и составляющие внутренней среды предприятия. Их также можно  сгруппировать следующим образом:

* производственно-технические факторы;

* социальные условия и составляющие;

* экономические факторы;

* информационная составляющая;

* маркетинговый фактор;

* фактор деловых отношений и  поведения сотрудников.

Важное значение для деятельности предпринимательской организации имеет также конкурентная внешняя среда, когда одновременно действуют несколько соперничающих друг с другом субъектов хозяйствования, предлагающих одноименные товары или услуги.

Внешняя среда предприятия -- это совокупность экономических, политических, правовых, научных и технических, коммуникационных, природно-географических и других условий и факторов, которые оказывают прямое или косвенное воздействие на деятельность предприятия.

 

Внешняя среда предпринимательского предприятия

Внешняя среда предприятия -- это совокупность экономических, политических, правовых, научных и технических, коммуникационных, природно-географических и других условий и факторов, которые оказывают прямое или косвенное воздействие на деятельность предприятия.

Рассмотрим кратко их содержание.

1) Внешние экономические факторы  включают общий уровень экономического  развития страны, уровень рыночных  отношений, конкуренции и т.д. -- все, что представляет собой условия, в которых функционирует предприятие. Основными параметрами внешней экономической составляющей служат многочисленные макроэкономические показатели: размер валового внутреннего продукта и его колебания, размеры инфляции, процентной ставки, валютный курс и его колебания, дефицит или профицит бюджета, уровень производительности общественного труда, средней заработной платы, ставки налогообложения. В число параметров внешней среды предприятия входят также уровень экономического развития отдельных регионов, соотношение между потреблением и накоплением, экспортом и импортом, наличие финансовых резервов и инвестиционных ресурсов и др.

2) Внешние политические условия  включают государственное устройство  и государственную политику, в  том числе внешнюю и внутреннюю. Внутренняя политика включает  социальную, научно-техническую, промышленную, кадровую, экономическую составляющие, а также налоговую, ценовую,  кредитную, таможенную и др. От  того, как устроена политическая  система, зависит ее влияние  на деловую активность предприятий: она может способствовать их развитию или создавать трудности для него.

3) Внешние правовые составляющие  включают в себя: степень правовой  урегулированности общественных отношений, состав действующих законов и подзаконных актов, гарантии обеспечения безопасности предприятий и граждан, четкость формулировок правовых норм и др. Внешние правовые составляющие оказывают огромное влияние на успешную деятельность предпринимательских предприятий. От своевременности принятия и содержания законов и правовых норм зависит правомерность заключения и выполнения тех или иных договоров или контрактов, законность и успешность деловых операций, возможность разрешения споров и других конфликтных ситуаций, связанных с деятельностью предприятий, осуществляемой в рамках существующих законов и положений.

4) Значительное влияние на деятельность  предприятий оказывают внешние  научные и технические факторы:  имеющийся в стране научно-технический  потенциал, содержание и направления  фундаментальных (теоретических)  и прикладных исследований, наличие  и уровень функционирования объектов  научно-технической инфраструктуры, включающей технопарки и технополисы, различные инкубаторы прогрессивных технологий, фирм, занимающихся венчурной деятельностью, лизингом лабораторных приборов и оборудования, исследовательских фондов и программ и др.

Наличие научных и технических  факторов способствует предприятиям в  выпуске новой и модернизации устаревшей продукции, освоении новых  и совершенствовании применяемых  технологических процессов, широком  внедрении инноваций.

5) Деятельности предпринимательских  предприятий способствуют коммуникационные  внешние условия: уровень развития  транспортной сети, наличие железных  дорог, автомобильных магистралей,  воздушных, морских и речных путей сообщения, степень развитости сетей связи, информационного обмена и телекоммуникаций.

6) Определенное влияние на деятельность  предпринимательских организаций  оказывает и уровень природно-климатических  факторов: рельеф местности, площадь  территории, среднегодовая температура,  господствующая роза ветров, влажность  или сухость воздуха, преобладающие  виды флоры и фауны, наличие  месторождений минерального сырья  и других полезных ископаемых, состояние экологии и др.

На деятельность предприятия в  той или иной степени будут  оказывать влияние изменения  климата, ограниченность природных  ресурсов, усиление солнечной активности, другие природные катаклизмы, загрязнение  окружающей среды и др. Например, уменьшение запасов природных ресурсов вызывает необходимость разработки и применения ресурсосберегающих технологий, заменителей традиционных сырья  и материалов, отдельных видов  энергии, вторичного их использования. Ухудшение экологической обстановки требует строительства очистных сооружений, утилизации отходов, снятия с производства отдельных видов  продукции и т.п. Все это требует  от предприятий дополнительных усилий и средств.

7) Внешняя деловая среда предприятия

Изучение внешней деловой среды  организации (предприятия) следует  начать с поставщиков материальных, энергетических и других ресурсов. Зависимость предприятия от поставщиков  весьма велика. Несвоевременная поставка, поставка некачественных ресурсов, замена одних видов ресурсов другими, завышение  цен на ресурсы и т.п. -- все это ставит предприятие в полную зависимость от поставщиков, создает большие сложности в работе.

Следующая составляющая деловой среды -- конкуренты. Задача руководства предприятия -- определить возможности конкурентов и принять необходимые меры к тому, чтобы обезопасить себя от реальных и потенциальных угроз с их стороны.

Важное место в составе деловой  среды предприятия занимают потребители  продукции и услуг. Помимо индивидуальных покупателей и клиентов сюда войдут: оптовые и розничные торговые фирмы, магазины, торговые агенты, официальные  дистрибьюторы.

Состав потребителей продукции  и услуг зависит от многих факторов: специфики продукции и услуг  предприятия, масштабов производства продукции и оказания услуг, рынков сбыта и др. Последнее время  в числе потребителей продукции  и услуг все большую роль играют различные общества защиты потребителей, контролирующие организации, общества экологической защиты и другие подобные организации. Они вступают в непосредственное общение с производителями продукции  и организациями, оказывающими услуги по поводу качества производимой продукции  и оказываемых услуг, соблюдения требований экологии, добросовестности рекламы и т.п.

Воздействие потребителей продукции  и услуг достаточно велико и проявляется  в самых различных формах: выдвижении особых требований к качеству продукции  и обслуживания, к техническим  характеристикам продукции, установлении определенного уровня цен и т.д.

Значительную часть деловой  среды предприятия составляет инфраструктура. Эта часть деловой среды, в  которую входят банки, фондовые биржи, кадровые агентства, страховые компании, аудиторские и консультационные фирмы, различные транспортные организации  и др., оказывает предприятию широкий  спектр услуг.

Все большее распространение в Казахстане получает страховой бизнес, осуществляющий страхование имущества, ответственности, рисков, личностей и др.

В деловую среду предприятий  включаются также государственные  и муниципальные организации, а  также органы власти. Влияние государственной власти, региональной и местной администрации, налоговой инспекции и др. на предприятия многообразно и проявляется в виде: принятия законов и других нормативных актов, определяющих правовую базу предпринимательства; лицензирования деятельности предприятия; взимания налогов и контроля за их уплатой и др.

Также, определенное влияние на деятельность предприятий оказывает международный  сектор деловой среды. Особенно ярко это проявляется при создании совместных предприятий, реализации совместных проектов, осуществлении поставок товаров  из-за рубежа и выходе наших предприятий  на зарубежные рынки и др.

 

Заключение

1. В процессе получения ресурсов, проектирования и производства  продукции или оказания услуг,  реализации этой продукции или  услуг предприятие активно взаимодействует  с внутренней и внешней средой.

2. Внутреннюю среду предпринимательского  предприятия составляют производственно-технические  факторы, социальная, экономическая,  информационная и маркетинговая  составляющие, фактор деловых отношений  и поведения сотрудников.

3. Внешняя среда предпринимательского  предприятия включает в себя  внешние экономические факторы,  внешние политические условия,  внешние правовые составляющие, научные и технические факторы,  а также коммуникационные внешние  условия.

4. Отдельного изучения заслуживает  важная часть внешней среды  предприятия -- деловая среда, включающая потребителей и поставщиков, конкурентов, инфраструктуру, государственные и муниципальные организации, международный сектор.

 

Список использованной литературы:

1. Экономика труда: Учебник / Под ред. П.Э. Шлендера, Ю.П. Конина. -- М.: Юристь, 2002.

2. Экономика организаций (предприятий): Учебник для вузов / Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

3. Экономика организации (предприятия): Учебник / Под ред. Н.А. Сафронова. -- 2-е изд., перераб. и доп. -- М.: Экономисть, 2004.

 

 


Информация о работе Внешняя среда предпринимательского предприятия