Виды планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 22:45, лекция

Описание работы

В зависимости от продолжительности планового периода выделяют перспективное (долгосрочное и среднесрочное) и текущее (краткосрочное) планирование.

Работа содержит 1 файл

эконоимика.docx

— 44.28 Кб (Скачать)

Т.В. Яркина 
Основы экономики предприятия 
(Учебное пособие)

 

 

 

 

 

Виды  планирования.

В зависимости от продолжительности планового периода  выделяют перспективное (долгосрочное и среднесрочное) и текущее (краткосрочное) планирование. 

Перспективное планирование деятельности предприятия выражается в форме составления пятилетних планов с разбивкой по годам и  является ведущим. Исходными данными  для разработки пятилетнего плана  предприятия являются: 
а) основные направления развития предприятия (контрольные цифры к составлению пятилетнего плана); 
б) данные перспективных (на более длительный срок) планов и прогнозов развития отрасли; 
в) портфель заказов, хозяйственные договоры; 
г) технико-экономические нормы и нормативы, в том числе следующие экономические нормативы, утверждаемые вышестоящими организациями; 
норма платы за производственные основные фонды и нормируемые оборотные средства; 
норматив отчислений от амортизации в фонд развития производства; 
норматив отчислений от прибыли для образования фондов экономического стимулирования; 
размер фиксированных (рентных) платежей; проценты за кредит.

В современных условиях стали уделять все большее  внимание развитию перспективного планирования как инструменту централизованного  управления. Такое планирование, охватывающее период от 10 до 20 лет (обычно 10-12 лет), предусматривает  разработку общих принципов ориентации предприятия на перспективу (концепцию  развития); определяет стратегическое направление и программы развития, содержание и последовательность осуществления  важнейших мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей. Перспективное  планирование помогает принимать решения  по комплексным проблемам деятельности предприятия в международном  масштабе:

· определение направлений  и размеров капиталовложений и источников их финансирования; внедрение технических  новшеств и прогрессивной технологии; диверсификация производства и обновление продукции; формы осуществления  заграничных инвестиций в условиях приобретения новых предприятий; совершенствование  организации управления по отдельным  подразделениям и кадровой политике.

Стратегическое планирование ставит целью дать комплексное научное  обоснование проблем, с которыми может столкнуться предприятие  в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития предприятия на плановый период.

В основу при разработке плана кладется:

·         анализ перспектив развития предприятия, задачей которого является выяснение факторов, влияющих на развитие соответствующих тенденций;

·         анализ позиций в конкурентной борьбе, задача которого состоит в определении того, насколько конкурентоспособна продукция предприятия на разных рынках и что оно может сделать для повышения результатов работы в конкретных направлениях, если будет следовать оптимальным стратегиям во всех видах деятельности;

·         выбор стратегии на основе анализа перспектив предприятия в различных видах деятельности и определение приоритетов по конкретным видам деятельности с точки зрения ее эффективности и обеспеченности ресурсами;

·         анализ направлений диверсификации видов деятельности, поиск новых, более эффективных видов деятельности и определение ожидаемых результатов.

 

 

Долгосрочное планирование обычно охватывает трехлетний или пятилетний периоды и определяет общую стратегию  предприятия в рамках, "продукт-рынок". При составлении плана изучаются  варианты расширения производства и  снижения издержек. Прогнозируются изменения  в номенклатуре продукции и уточняется политика в функциональных сферах. Результатом этого плана являются формулировка долгосрочных целей, составление  долгосрочных проектов и принятие долгосрочной политики в основных областях. 

Среднесрочное планирование (от 2 до 3-х лет) учитывает возможности  всех подразделений на основе их собственной  оценки. Разрабатывается план предприятия  по маркетингу, план производства, план по труду и финансовый план. 

Текущее планирование обычно рассчитано на год, полгода, квартал, месяц и включает объем производства, план по труду и заработной плате, планирование материально-технического обеспечения, себестоимости, прибыли, рентабельности и т.д. 

В планировании используются следующие основные методы:  
- нормативный - на основе прогрессивных норм использования ресурсов;  
- балансовый - целенаправленное согласование направлений использования ресурсов с источниками их образования (поступления) по всей системе взаимосвязанных материальных, финансовых и трудовых балансов;  
- экстраполяции - выявленные в прошлом тенденции развития предприятия распространяются на будущий период;  
- интерполяции - предприятие устанавливает цель в будущем и, исходя из нее, определяет промежуточные плановые показатели;  
- факторный - на основе расчетов влияния важнейших факторов на изменение плановых показателей;  
- матричный - путем построения моделей взаимосвязей между производственными подразделениями и показателями; 
- экономико-математического моделирования с применением ЭВМ и другие. 

 

4.2.2. Стратегия развития предприятия

Целью разработки стратегии развития предприятия  является выявление основных направлений  его эффективного функционирования на основании максимальной реализации существующего научно-технического потенциала во взаимосвязи с внутрипроизводственными  резервами и внешней окружающей средой. 

Основными задачами формирования стратегии предприятия  являются:  
- выбор эффективных направлений хозяйственной деятельности, которые необходимо развивать;  
- определение размера капитальных вложений и других ресурсов, необходимых для осуществления выбранных направлений хозяйственной деятельности;  
- оценка результатов отдачи. 

Стратегический  план предприятия составляется в  такой последовательности:  
1. Анализ деловой окружающей внешней и внутренней среды.  
2. Определение хозяйственной политики предприятия.  
3. Формулировка базовой стратегии и выбор стратегической альтернативы.  
4. Формулировка функциональных стратегий: маркетинга, НИОКР, производства, организационных изменений, а также финансовая, социальная и экологическая стратегия. 

Стратегический  план предприятия состоит из следующих  разделов:  
1) Цели и направления деятельности;  
2) Текущие и долгосрочные задачи;  
3) Базовая стратегия;  
4) Функциональные стратегии;  
5) Описание наиболее важных программ;  
6) Описание внешних операций;  
7) Объем капитальных вложений и распределение ресурсов;  
8) Формулировка резервных стратегий. 

При составлении  стратегического плана используется следующая информация: объем годовых  продаж по группам товаров; годовая  прибыль и убытки по структурным  подразделениям; годовой объем экспорта и его удельный вес к общему объему продаж; доля рынка; объем ежегодных  капитальных вложений; баланс на конец  последнего года плана; финансовый план. 

Стратегия предприятия  разрабатывается на различные периоды  времени в зависимости от степени  предсказуемости будущего, продолжительности  периода внедрения идеи, отраслевой принадлежности предприятия и уровня технической оснащенности (от 3 до 10 лет). 

Существуют следующие  разновидности базовых стратегий:  
- стратегия роста, обосновывающая намерения предприятия увеличивать объем производства, продаж, капитальных вложений и т.п.;  
- стратегия стабилизации - это план деятельности предприятия в условиях нестабильности объемов продаж и доходов;  
- стратегия выживания - это оборонительная стратегия, применяемая в условиях глубокого кризиса деятельности предприятия. 

Одной из важнейших  составных частей стратегии предприятия  является планирование риска. Сущность этого плана заключается в  достижении высокого уровня противодействия  возмущениям внешней среды и  уменьшение потерь от этих возмущений. 

Методы выбора стратегии:  
- метод PIMS - моделирование влияния стратегических факторов на показатели эффективности предприятия (рентабельность, прибыль);  
- метод кривых освоения - строится на зависимости размеров затрат на производство от его объема;  
- метод жизненного цикла товара, т.е. для каждой стадии (освоение, рост, зрелость, спад) определяются приоритетные стратегические направления и действия;  
- метод Бостонской консультативной группы (матричный). Показателями, формирующими оценочную матрицу, являются темп роста производства и контролируемая данным предприятием доля рынка;  
- метод "мак-кинси" (матричный), основными оценочными показателями служат конкурентная позиция предприятия (слабая, средняя, сильная) и привлекательность рынка (аналогичные три оценки). 

4.2.3. Содержание средне и краткосрочных  планов

Планы предприятия  включают следующие основные разделы:  
- маркетинговая программа: планы маркетинга для основных видов продукции (услуг) и в целом по всей продукции;  
- производственная программа: задания по производству отдельных видов продукции в натуральном и стоимостном выражении (в показателях валовой, товарной и реализуемой продукции) с учетом повышения качества;  
- план развития науки и техники: мероприятия по созданию и освоению новых изделий, внедрению новой техники и технологии;  
- план по труду и кадрам: рост производительности труда, численность персонала по категориям, фонд оплаты труда, средняя заработная плата работников, балансовый расчет дополнительной потребности в рабочих и служащих и источников ее обеспечения;  
- план капитального строительства: объемы капитальных вложений, строительных и строительно-монтажных работ, технического перевооружения предприятия, ввод в действие основных фондов и производственных мощностей;  
- план материально-технического обеспечения: определение потребности производства в материально-технических ресурсах и источников их удовлетворения с расчетами по снижению удельных расходов сырья, материалов, топлива, энергии;  
- план по издержкам производства, прибыли и рентабельности: себестоимость основных видов продукции, валовой товарной и реализованной продукции; смета затрат на производство; прибыль и рентабельность по видам деятельности и в целом по предприятию;  
- финансовый план: потребность в собственных оборотных средствах и задание по ускорению их оборачиваемости; баланс доходов и расходов; взаимоотношения с бюджетом, кредитные отношения;  
- план социального развития коллектива: мероприятия по улучшению условий труда, отдыха и быта работников предприятия;  
- план мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов включает такие направления: охрана и рациональное использование водных ресурсов; охрана воздушного бассейна; охрана и рациональное использование минеральных ресурсов. 

Показатели, применяемые  в планирования и, подразделяются:  
- по экономическому содержанию - на натуральные, трудовые и стоимостные;  
- по экономическому назначению - на количественные и качественные (производительность труда, фондоотдача, материалоемкость);  
- по способу характеристики предмета - абсолютные (прибыль) и относительные (рентабельность). 

Оперативное планирование

Оперативное планирование - это детальная разработка планов предприятия и его подразделений. Оно соединяет:

1) Календарное планирование, включающее детализацию текущего  плана предприятия и доведение  заданий до каждого цеха, отдела, участка, бригады, рабочего. Планы  и графики при этом составляются  на месяц, декаду, сутки, смену,  а иногда и каждый час; 

2) Диспетчеризацию,  обеспечивающую:  
- сплошной контроль за ходом производственного процесса и оперативное устранение неполадок и сбоев в работе на каждом рабочем месте;  
- организацию доставки на рабочие места сырья, материалов, заготовок, инструмента; вывоз готовой продукции, отходов производства; контроль исправности оборудования; подачу энергии, топлива, сжатого воздуха; организацию контроля качества. 

Различают: 

- межцеховое оперативное  планирование - обеспечивающее скоординированную  деятельность и необходимые производственные  пропорции между цехами предприятия  в соответствии с последовательностью  технологических процессов и  с учетом функций основных, вспомогательных,  побочных и обслуживающих цехов; 

- внутрицеховое  оперативное планирование - осуществляющее  распределение работ по участкам  и рабочим местам. Основная задача  распределения - обеспечение полного  и четкого выполнения заданий  производственной программы и  сохранение ритмичной работы  предприятия, его цехов, участков, бригад, рабочих. 

4.2.4. Бизнес-план предприятия

Бизнес-план позволяет  очертить круг проблем, с которыми сталкивается предприятие при реализации своих  целей в изменчивой, неопределенной, конкурентной хозяйственной среде. Поможет определить и обеспечить пути решения этих проблем. Он ориентирован на достижение успеха, главным образом, в финансово-экономической деятельности. 

Бизнес-план является основой бизнес-предложения при  переговорах с будущими партнерами и возможными инвесторами. Это определяет некоторые требования к его оформлению, форме, содержанию и структуре. Он должен быть представлен в форме, позволяющей  заинтересованному лицу получить четкое представление о существе дела и  перспективах своего участия в нем. 

Структура и содержание бизнес-плана строго не регламентированы, но можно предложить следующий макет  бизнес-плана: резюме (краткое содержание бизнес-плана); место нахождение предприятия; цель деятельности; описание вида деятельности, характеристика продукции (услуг); оценка рынка сбыта; конкуренция и конкурентное преимущество предприятия; внешнеэкономическая  деятельность; стратегия маркетинга; прогнозирование продаж; план технической  доработки продукта; план производства; управление предприятием; характеристика персонала; материально-техническое  обеспечение; оценка риска; финансовый план; эффективность проекта. 

Информация о работе Виды планирования