Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 00:53, практическая работа
Контроллинг – совокупность всех форм контрольной деятельности, призванной объективно и качественно проанализировать и оценить работу организации для ее развития или совершенствования исходя из поставленных целей.
Виды контроллинга:
1. Административный контроль – это проверка процессов и явлений и постоянное наблюдение за ними в целях фиксирования текущих состояний и отклонений от установленных администрацией значений для обеспечения достижения организацией своих целей.
«Виды контроллинга »
2012
Виды контроллинга
Контроллинг – совокупность всех форм контрольной деятельности, призванной объективно и качественно проанализировать и оценить работу организации для ее развития или совершенствования исходя из поставленных целей.
Виды контроллинга:
1. Административный контроль – это проверка процессов и явлений и постоянное наблюдение за ними в целях фиксирования текущих состояний и отклонений от установленных администрацией значений для обеспечения достижения организацией своих целей.
2. Технологический контроль – это операция, являющаяся неотъемлемой частью технологического процесса. Он подразделяется на операционный контроль, специальную приемку продукции и управленческий контроль использования ресурсов.
3. Ревизия – документарная проверка финансово-хозяйственной деятельности организации или должностного лица с целью определения правильности и законности их действий. Ревизия проводится по заданию правоохранительных и контрольно-ревизионных органов, вышестоящих ведомств или собственника организации. Соблюдение финансовой дисциплины, правильность ведения бухгалтерского учета, достоверность совершения операций проверяются при проведении плановой ревизии. Ревизии по инициативе правоохранительных органов проводятся для установления и проверки фактов экономических и правовых преступлений в организации. Юридической основой для проведения плановой ревизии служат учредительные документы организации, а для внеплановой – Уголовно-процессуальный кодекс РФ, постановления вышестоящих органов управления, в том числе постановления собрания акционеров организации.
4. Аудит – это документарная проверка данных в соответствующей профессиональной деятельности, устанавливающая уровень соответствия определенным критериям, нормам и стандартам. Существуют следующие виды аудита: 1) функциональный; 2) комплексный; 3) системный.
Существуют и другие классификации контроллинга, в соответствии с которыми контроллинг делится на: 1)пассивный контроллинг – характеризуется периодическими действиями специалистов или руководителей по анализу текущей информации о функционировании системы производства и управления организации;
2) активный контроллинг – характеризуется непрерывным контрольным процессом обеспечения достижения целей организации;
3) предварительный контроллинг – осуществляется до начала реализации целей и программ организации. Основная задача – разработка и корректировка критериев оценки, отладка методики и регламента проведения дальнейшего контроля;
4) текущий контроль – проводится в ходе выполнения работ организацией по установленному регламенту;
5) заключительный контроль – выполняется после завершения работ и достижения целей.
В результате создаются или пополняются базы данных по следующим направлениям: 1) наименование целей и составляющих их задач; 2) начальные, промежуточные и конечные параметры деятельности организации; 3) перечень критериев для оценки исходных данных и динамика их изменения; 4) набор решений о корректировках в контрольной деятельности – сроки разработки и выполнения; 5) положительные и отрицательные результаты достижения целей при конкретных параметрах деятельности организации;
6) набор дополнительных решений по нейтрализации или усилению побочных явлений.
Современный менеджмент разделяет цели предприятия на две группы: оперативные (краткосрочные) и стратегические (долгосрочные, перспективные). Поскольку основная задача контроллинга - нацеливать систему управления предприятием на достижение поставленных целей, поэтому необходимо осуществлять постоянный контроль за достижениями как долгосрочных, так и оперативных целей деятельности предприятия. В соответствии с этим выделяют стратегический и оперативный контроллинг.
Стратегический контроллинг. Цели стратегического контроллинга - обеспечение выживаемости предприятия в долгосрочной перспективе, проведение антикризисной политики, поддержание потенциала успеха и отслеживание движения предприятия к намеченной стратегической цели развития. Стратегические цели должны быть обоснованы, поэтому установление стратегических целей начинают с анализа информации о состоянии внешней и внутренней среды предприятия. На этапе стратегического управления прогноз изменений внешних условий очень важен, поэтому анализ внешних и внутренних факторов является одной из задач стратегического контроллинга. Стратегический контроллинг несет также ответственность за обоснованность стратегических планов. Прежде чем осуществлять контроль за достижением какой-нибудь цели, необходимо установить, насколько обоснованно она выбрана и насколько реально ее достижение. Проверка стратегических планов включает в себя, как минимум, проверку на полноту планов, их взаимоувязку и отсутствие внутренних противоречий. По результатам проверки разрабатывается либо система контроля за выполнением плана, либо разрабатывается альтернативный вариант стратегического плана. Другими задачами стратегического контроллинга являются определение критических внешних и внутренних условий, лежащих в основе стратегических планов, а также выявление в результате анализа стратегического плана узких и слабых мест предприятия.
Таким образом стратегические
цели, критические внешние и
• объем показателей должен быть ограничен;
• показатели должны содержать данные по всему предприятию в целом;
• выбранные показатели должны быть динамичными и перспективными, чтобы обеспечить возможность сопоставления данных как минимум за пять лет;
• показатели должны иметь характер раннего предупреждения;
• при выборе показателей необходимо обращать внимание на то, чтобы они были сопоставимыми (с прошлыми достижениями, с другими предприятиями отрасли и т.п.).
Выбранные подконтрольные
показатели обязательно анализируются.
Анализ подконтрольных показателей включает
в себя следующие фазы:
• сравнение нормативных и фактических значений с целью выявления отклонений:
• выявление причин и виновников отклонений;
• определение зависимости между полученными отклонениями и конечными результатами деятельности предприятия;
• анализ влияния полученных
отклонений на конечные результаты.
Полученную аналитическую информацию
из отдела контроллинга передают руководству
предприятия для принятия управленческих
решений.
Оперативный контроллинг. В отличие от стратегического контроллинга оперативный контроллинг ориентирован на достижение краткосрочных целей.
Цель оперативного контроллинга
- создание системы управления по достижению
текущих целей предприятия, а
также принятие своевременных решений
по оптимизации соотношения
К главным задачам оперативного контроллинга относятся:
• руководство при планировании и разработке бюджета (текущее и оперативное планирование);
• определение узких и поиск слабых мест для тактического управления;
• сравнение плановых (нормативных)
и фактических показателей подконтрольных
результатов и затрат с целью выявления причин,
виновников и последствий отклонений;
• анализ влияния отклонений на выполнение текущих планов;
• создание системы информации для принятия текущих управленческих решений.
Основными подконтрольными показателями в оперативном контроллинге являются показатели рентабельности, ликвидности, производительности труда. В целом контроллинг является сложной системой, объединяющей в себе различные элементы, такие как установление целей, планирование, учет, контроль, анализ, сбор информации, поиск альтернатив, выработку рекомендаций для принятия управленческих решений, что позволяет своевременно выявлять и решать встающие перед предприятием проблемы.
Одна из важнейших задач контроллинга - оптимизация соотношения «затраты - прибыль». Для принятия оптимальных управленческих и финансовых решений необходимо знать свои затраты: их виды, места возникновения и принципы управления ими. Анализ затрат позволяет выяснить, не являются ли они чрезмерными, правильно установить цены, планировать уровень прибыли и рентабельности деятельности предприятия. За размеры затрат на предприятии отвечают руководители различных служб и подразделений, которые в терминологии контроллинга называются центры ответственности. Поэтому важнейшими объектами контроллинга являются «затраты» и «центры ответственности»