Управление затратами на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 09:27, лекция

Описание работы

Затраты – это стоимость ресурсов, использованных на конкрет-ные цели:
− затраты определяются величиной использованных ресурсов (материальных, трудовых, финансовых);
− для определения размера затрат величина использованных ре-сурсов должна быть представлена в денежном выражении для обеспе-чения соизмеримости различных ресурсов;
− затраты должны быть обязательно соотнесены с конкретной целью (производство продукции, выполнение работ, оказание услуг, осуществление капитальных вложений, функционирование отдела и так далее).

Работа содержит 1 файл

2009 Лекция 1 Управление затратами.doc

— 189.00 Кб (Скачать)

1 УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ  НА ПРЕДПРИЯТИИ 

1.1 Понятие затрат, издержек и расходов 
 

      Затраты – это стоимость ресурсов, использованных на конкретные цели:

  • затраты определяются величиной использованных ресурсов (материальных, трудовых, финансовых);
  • для определения размера затрат величина использованных ресурсов должна быть представлена в денежном выражении для обеспечения соизмеримости различных ресурсов;
  • затраты должны быть обязательно соотнесены с конкретной целью (производство продукции, выполнение работ, оказание услуг, осуществление капитальных вложений, функционирование отдела и так далее).

      Понятие «издержки» используется в основном в экономической теории как синоним понятия «затраты» применительно к производству продукции (выполнению работ, оказанию услуг), то есть понятия «затраты на производство» и «издержки производства» можно рассматривать как идентичные.

      Расходы (согласно ПБУ 10/99) – это уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). 

1.2 Классификация затрат 

      В соответствии с ПБУ 10/99 расходы организации  подразделяются на:

  1. расходы по обычным видам деятельности, определенным учредительными документами; при этом должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам:
    1. материальные затраты;
    2. затраты на оплату труда;
    3. отчисления на социальные нужды;
    4. амортизация;
    5. прочие затраты.
  2. прочие расходы: операционные, финансовые, внереализационные, чрезвычайные.

      Существуют  и другие классификации затрат.

      Например, по видам деятельности затраты подразделяются на:

  1. затраты производственно-сбытовой (операционной) деятельности;
  2. затраты финансовой деятельности;
  3. затраты инвестиционной деятельности:
          1. прединвестиционные затраты, необходимые для привлечения инвесторов к проекту (прежде всего, затраты на бизнес-планирование);
          2. затраты на реализацию проекта (которые можно классифицировать по всем перечисленным ниже признакам классификации производственных затрат);
          3. ликвидационные затраты – затраты на продажу или демонтаж ставших ненужными основных средств (оборудования, зданий, сооружений).
 
 

1.2.1 Классификация производственных  затрат

      Производственные затраты классифицируются по следующим признакам:

  1. по месту возникновения – предприятие в целом, подразделение, цех, служба, участок, центр ответственности. Центр ответственности (центр затрат) – организационная единица (подразделение, отдел, цех) или область деятельности, где целесообразно накапливать информацию о затратах;
  2. по видам продукции, работ и услуг;
  3. по характеру производства:
    1. затраты основного производства, обусловленные непосредственно производственным процессом;
    2. затраты вспомогательного производства;
    3. затраты обслуживающего производства;
  4. по связи с объемом производства продукции, работ, услуг:
    1. постоянные затраты – величина постоянных затрат на весь выпуск остается практически неизменной, вне зависимости от объема производства, а в расчете на единицу продукции – изменяется обратно пропорционально изменению выпуска (рисунок 1);
    2. переменные затраты – величина переменных затрат на весь выпуск изменяется пропорционально объему производства, а в расчете на единицу продукции – остается неизменной, вне зависимости от величины выпуска (рисунок 2);

 

Рисунок 1 – Динамика совокупных (А) и удельных (Б) постоянных затрат 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 2 – Динамика совокупных (А) и удельных (Б) переменных затрат 

   
    1. полупостоянные (полупеременные) – затраты, которые остаются постоянными только до достижения некоторого определенного объема продукции, а затем изменяются (либо пропорционально изменению объема продукции, либо «скачками» – рисунок 3);
    2. смешанные – затраты, которые изменяются непропорционально объему выпускаемой продукции. Рассмотрим, как может изменяться заработная плата рабочих-повременщиков с ростом объема производства. Допустим, производственная мощность станка позволяет обеспечивать объем производства до точки «1». Превышение объема производства требует введения дополнительных производственных мощностей – покупки еще одного станка. В этом случае потребуется найм дополнительных рабочих и затраты на оплату их труда возрастут скачкообразно. Пусть два станка способны обеспечить объем производства до точки «2», но предприятие получило дополнительный заказ, согласно которому объем производства нужно увеличить до точки «3», и рабочие были привлечены к сверхурочной работе. На участке «2–3» традиционно рассматриваемые как постоянные затраты на оплату труда повременщиков становятся переменными (время сверхурочной работы зависит от объема производства). Если предприятие сочтет невыгодным переплачивать рабочим за сверхурочную работу в условиях роста спроса на продукцию, то будут наняты дополнительные рабочие или приобретено дополнительное оборудование. Тогда на участке объема производства «3–4» затраты на оплату труда рабочих вновь станут постоянными. Таким образом, затраты могут рассматриваться как постоянные только на протяжении определенного временного периода.
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 3 – Пример изменения величины затрат 

   
  1. по способу  отнесения на единицу продукции:
    1. прямые – затраты, непосредственно относимые на изготавливаемый продукт;
    2. косвенные – затраты, которые нельзя отнести на конкретный вид продукции; косвенные затраты перераспределяются между несколькими видами продуктов;
  2. по времени возникновения затрат:
    1. затраты прошлого периода – стоимость уже использованных ресурсов, на итоговую величину которых уже нельзя повлиять;
    2. затраты текущего периода;
    3. ожидаемые затраты будущих периодов – затраты, которые будут произведены в будущем, но средства на них необходимо аккумулировать уже в настоящее время;
  3. по калькуляционным признакам:
    1. по элементам затрат (по экономическому содержанию – аналогично классификации расходов в соответствии с ПБУ 10/99);
    2. по статьям калькуляции;
  4. для осуществления контроля – по местам формирования и центрам ответственности за расходованием средств;
  5. по возможности регулирования:
    1. регулируемые – затраты, которые можно изменять, принимая те или иные управленческие решения;
    2. нерегулируемые – затраты, на изменение которых руководитель повлиять не может.
 
 

1.2.2 Классификация затрат  в управленческом  учете

      В управленческом учете принята классификация  затрат по целям:

  1. для принятия управленческих решений:
  2. явные (фактически понесенные затраты) и альтернативные (выгода, упущенная при отказе от альтернативного варианта);
  3. релевантные (затраты, которые различны в сравниваемых управленческих решениях) и нерелевантные (неизменные в сравниваемых управленческих решениях затраты). При принятии управленческих решений для экономии времени целесообразно сравнивать между собой только релевантные затраты;
  4. эффективные (которые принесли желаемый экономический эффект) и неэффективные (не принесшие желаемого экономического эффекта);
  5. для прогнозирования:
  6. затраты краткосрочного периода;
  7. затраты среднесрочного периода;
  8. затраты долгосрочного периода;
  9. для планирования:
  10. планируемые затраты;
  11. непланируемые затраты;
  12. для нормирования – затраты в пределах установленных стандартов, норм и смет и по отклонениям от них;
  13. для организации деятельности – затраты по местам и сферам их возникновения, функциям деятельности и центрам ответственности;
  14. для учета – затраты в разрезе экономических элементов (аналогично классификации расходов в соответствии с ПБУ 10/99) и статей калькуляции:
  15. одноэлементные (простые – статьи затрат, состоящие из одного первичного экономического элемента) и комплексные (сложные – статьи затрат, состоящие из нескольких элементов);
  16. постоянные и переменные (см. выше – п. 4 классификации производственных затрат);
  17. основные (затраты, связанные с технологией производства) и накладные (затраты, связанные с организацией, обслуживанием и управлением предприятием);
  18. прямые и косвенные (см. выше – п. 5 классификации производственных затрат);
  19. текущие (затраты, имеющие частую периодичность) и единовременные (затраты, периодичность возникновения которых низкая);
  20. для контроля:
  21. контролируемые затраты;
  22. неконтролируемые затраты;
  23. для регулирования: регулируемые и нерегулируемые затраты (см. выше – п. 9 классификации производственных затрат);
  24. для стимулирования:
  25. обязательные затраты;
  26. поощрительные затраты;
  27. для анализа – фактические и плановые затраты.
 
 

1.2.3 Основные виды затрат, принимаемые во внимание при принятии управленческих решений

     Для оценки управленческих решений особенно важно проанализировать следующие виды затрат:

  1. неустранимые затраты – затраты, которые невозможно изменить по желанию предприятия в течение определенного периода времени или изменение которых повлечет возникновение дополнительных затрат. Неустранимые затраты при сравнении альтернативных управленческих решений заведомо являются нерелевантными;
  2. приростные затраты – дополнительные затраты, возникающие с ростом объема производства;
  3. сворачиваемые (отделяемые) затраты – величина, на которую сократится объем затрат при сокращении объема производства;
  4. альтернативные затраты – см. п. 1а классификации затрат в управленческом учете;
  5. трансакционные затраты – затраты, сопутствующие проведению рыночных действий (заключения сделок, принятия управленческих решений):
    1. издержки поиска;
    2. издержки ведения переговоров;
    3. издержки составления контрактов;
    4. издержки мониторинга;
    5. издержки принуждения;
    6. издержки на защиту прав собственности;
  6. накладные затраты – см. п. 6с классификации затрат в управленческом учете.
 
 

1.3 Управление затратами 

    Цели управления затратами:

  • повышение эффективности деятельности организации;
  • определение затрат по основным функциям управления;
  • расчет затрат по отдельным структурным подразделениям и предприятию в целом;
  • расчет затрат на единицу продукции (работ, услуг) – калькулирование себестоимости продукции;
  • подготовка информационной базы, позволяющей оценить затраты при выборе и принятии хозяйственных решений;
  • выявление технических способов и средств контроля и измерения затрат;
  • поиск резервов снижения затрат на всех этапах производственного процесса и во всех подразделениях организации;
  • выбор методов нормирования затрат.

     Анализ структуры затрат проводится по схеме, приведенной на рисунке 3. 

 

Рисунок 3 – Схема анализа структуры затрат 

      Анализ затрат проводится по двум направлениям:

  • вертикальный анализ – предполагает расчет удельного веса статей затрат в общей сумме затрат;
  • горизонтальный анализ – сравнение величины затрат за отчетный период с аналогичными показателями предшествующего периода (в качестве периода могут быть выбраны месяц, квартал, год). При этом горизонтальный анализ рекомендуется применять не только к абсолютным показателям, но и к относительным (рассчитанным в ходе проведения вертикального анализа удельным весам статей затрат).

      Один из наиболее эффективных способов анализа затрат – сравнение их с аналогичными показателями конкурентов. Такой подход не только позволяет делать выводы о конкурентоспособности бизнеса, но и выявлять резервы снижения затрат.

      Построение системы управления затратами включает реализацию следующих этапов:

  1. классификация затрат;
  2. выбор методики распределения затрат по подразделениям, видам деятельности и видам продукции, в которой должны быть определены:
    1. базы и принципы распределения затрат;
    2. форматы первичных отчетных форм о затратах;
    3. методика заполнения первичных отчетных форм;
    4. методика обработки первичных отчетных форм, позволяющая распределить затраты между видами продуктов, объектами учета и видами деятельности;
    5. форматы управленческих отчетов о затратах.
  3. выбор метода калькулирования себестоимости;
  4. рассмотрение возможности снижения затрат;
  5. проведение анализа «затраты – объем – прибыль».
 

      Литература

  1. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 // Утверждено Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н (в редакции Приказов Минфина РФ от 30.12.1999 г. № 107н, от 30.03.2001 г. № 27н, от 18.09.2006 г. № 116н, от 27.11.2006 г. № 156н).
  2. Бороненкова, С.А. Управленческий анализ / С.А. Бороненкова. – М.: Финансы и статистика, 2003.
  3. Кондраков, Н.П. Бухгалтерский управленческий учет: учебное пособие / Н.П. Кондраков, М.А. Иванова. – М.: ИНФРА-М, 2003.
  4. Корнюшин, В. Пять моделей управления затратами / В. Корнюшин // http://www.cfin.ru/management/finance/cost/cost_management_models.shtml.
  5. Линкина, Е.В. Аудит затрат на производство / Е.В. Линкина, Е.Д. Халевинская // Аудит и финансовый анализ. – 2001. – №1 // http://www.cfin.ru/press/afa/2000-1/02-1.shtml.
  6. Миляева, Л.Г. Экономика предприятия: учебное пособие / Л.Г. Миляева, Н.П. Подольная. – Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. – 2-е изд., изм. и доп. – Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2008. – 88 с. (С. 37–44).
  7. Молвинский, А. Как сократить затраты / А. Молвинский // Финансовый директор. – 2006. – №5 // http://www.cfin.ru/management/finance/cost/cost-reduction_plan.shtml.
  8. Нелюбова, Н.Н. Стратегическое управление затратами на предприятиях промышленности / Н.Н. Нелюбова, И.В. Яркова // Экономические науки. – 2007. – №11. – С. 151–155.
  9. Управление затратами и принятие оперативных управленческих решений // Материалы семинара компании АКМР // http://www.cfin.ru/management/finance/akmr/02.shtml.
  10. Управленческий учет: учебник / Под ред. В.Э. Керимова. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003. – 416 с.

Информация о работе Управление затратами на предприятии