Управление в государственных и частных организациях общее и особенное

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 19:01, реферат

Описание работы

Общество, как известно, представляет собой сложную, многоуровневую, целостную и динамически развивающуюся систему. Неотъемлемым атрибутом любой системы, экономической, технической, социальной – является управление, которое обеспечивает ее сохранение и развитие, упорядочение структуры, взаимодействие с окружающей средой и достижение целей системы.

Работа содержит 1 файл

Управление в государственных и частных 1.docx

— 23.79 Кб (Скачать)

Управление  в государственных 

и частных организациях общее

и особенное 

     Общество, как известно, представляет собой  сложную, многоуровневую, целостную  и динамически развивающуюся  систему. Неотъемлемым атрибутом любой  системы, экономической, технической, социальной – является управление, которое обеспечивает ее сохранение и развитие, упорядочение структуры, взаимодействие с окружающей средой и достижение целей системы.

       Проблема эффективного управления  широко дискуссируется в настоящее время. Актуальность данной темы связана с тем, что в современных условиях, не опираясь на досконально обоснованные и проверенные практикой принципы управления, невозможно обеспечить эффективное развитие предприятия и экономики в целом.

     Факторы, влияющие на тот стиль, руководства, который выбирает руководитель, многочисленны. Это могут быть  
внутренние – гендерная принадлежность (пол мужской, женский), возраст, полученное образование, личностные, психологические черты характера руководителя, страна в которой он родился и вырос и др., так и внешние  – экономическое положение страны, политический строй, налогообложение, жизненный цикл компании, ее сфера деятельности и прочее. Таким образом, можно сделать допущение, что каждый из названных выше факторов в равной степени может влиять на поведение руководителя по отношению к своим подчиненным.

     В советские времена не было и не могло возникнуть вопросов относительно того, существуют ли различия в стилях руководства на предприятии государственной и частной форм собственности, поскольку самого частного сектора просто не существовало. Все предприятия в нашей стране были в ведении государства. Но то, что все предприятия находились в государственной собственности, отнюдь не свидетельствует о том, что и стили руководства на них были идентичные. Ведь предприятиями управляют люди, а не государство. Тем не менее в целом все же  можно выделить несколько черт, характерных практически для каждого руководителя, обладающего властью на государственном предприятии в советское время, а именно:

     зависимость от мнения партийных руководителей и выполнение большинства их пожеланий при принятии решений в рамках организации,

     единоначалие  при постановке и выполнении производственных задач,

     отсутствие  в большинстве случаев делегирования полномочий,

     искажение результатов производственной деятельности,

     директивные методы управления персоналам организации.

     Все это можно охарактеризовать как жесткий стиль руководства. В то же время выделять только негативные черты было бы ошибочно. Руководители того времени уделяли большое внимание и психологической атмосфере внутри коллектива, проявляли заботу о своих подчиненных. Оздоровление в санаториях и прафилакториях, ведомственные детские сады и дома культуры, коллективные праздники, творческие командировки и др.

     С конца 1980 – начала 1990-х годов произошли  существенные изменения в устойчивых характеристиках стиля руководства. Основной движущей силой можно считать  появление частных предприятий, рождение которых пришлось на начало 1990-х годов.

       Руководители частных компаний на первом этапе использовали те же приемы и методы руководства, что и на государственных предприятиях. Но позже они стали все больше и больше ориентироваться на  западный  опыт.  То, что  было  актуальным для американских руководителей в 1960-е годы, в 1990-е прочно закрепляется в коммерческой среде в нашей стране. Проблемы взаимоотношений сотрудников, коллегиальности в принятии решений, делегирования  ответственности, демократического  управления активно поднимаются руководителями частных компаний. Таким  образом,  в  Республике Беларусь  складываются  две системы управления. На многих государственных предприятиях сохраняется привычный режим,  испытанные методы работы,  прежние практики,  старые  кадры,  опыт, проверенный годами, и давние традиции. Вместе  с  тем на других предприятиях, преимущественно частных, сочетается как опыт прошлых лет, так и инновационные практики, скопированные с западных стандартов.

     Частные компании  нередко отличались от  государственных не только стилем руководства, более мягким и гуманным, но и системой вознаграждения работников. В результате государственные  предприятия,  для  того  чтобы  удержать  сотрудников, были вынуждены изменить методы руководства и стимулирования, применив инновационные модели, ранее успешно использованные частными организациями.

     Итак, в ходе сравнения стилей руководства  на государственных и частных предприятиях можно отметить следующие различия.

  Величина позиции власти. Если на государственных предприятиях управленец предпочитает предельно централизовать всю полноту власти в своих руках, то в частных компаниях, напротив, менеджер делегирует свои полномочия подчиненным. По моему мнению умение грамотно делегировать свои полномочия является одним из основных качеств, которым должен обладать успешный руководитель. Почему важно делегировать полномочия? Да хотя бы потому, что человеческий ресурс всегда ограничен, и времени на то, чтобы выполнить всю работу в одиночку может не хватить. Особенно, если глубоко погрузиться в рутину. Это лишь отнимет массу сил, но основная работа с места не сдвинется.

     Уровень ответственности за принятые решения у руководителей государственной компании предельно низкий, тогда как у его коллеги из частной фирмы – высокий.

     Управленцы по-разному предпочитают регулировать сложившиеся конфликтные ситуации. Если руководитель  из  государственной компании  останавливает свой выбор на ведении переговоров или попытке выработать  общее мнение с подчиненным, прийти с ним к компромиссу, то руководитель из частной компании в этой ситуации нередко применяет штрафы.

     Различие можно наблюдать и в способах стимулирования работников. В связи с отсутствием должного материального обеспечения предприятий государственной формы собственности  их  начальники  достаточно  часто  используют моральное поощрение: выражают благодарность на словах, выделяют как лучшего сотрудника не только в пределах отдела, но и всего предприятия. Иным образом стимулируют работу своих подчиненных  менеджеры  частных  компаний.  Они  наравне  с благодарностью на словах за отлично выполненную работу подкрепляют это небольшими премиями, сочетая как моральное, так и материальное поощрение.

     Если большая часть руководителей на государственных предприятиях предпочитает использовать демократический стиль руководства, то на частных предприятиях – авторитарный.

     Еще одним из различий можно отметить следующее. В то время как у руководителей государственных компаний высокий уровень ориентации как на производственные задачи, так и на взаимоотношения в коллективе, их коллеги из частных организаций предпочитают уделять внимание только работе.

     Сказав  о том, какие различия существуют в стилях руководства    на  государственных и частных предприятиях, нельзя не упомянуть и об их сходствах.

     Среди сходств целесообразно выделить такие элементы, как: тотальный контроль, осуществляемый руководителями предприятий государственной и частной форм  собственности;    невысокая степень участия подчиненных в решении задач; хорошее социальное обеспечение персонала и контроль за этим со стороны начальников; часто происходящие конфликты, преимущественно производственного характера. Наравне с этим необходимо сказать и о том, что руководители как на государственных, так и на частных предприятиях чаще всего советуются со своими сотрудниками  по  производственным  вопросам,  реже  по  социально-бытовым и еще реже по личным. Кроме того, их взгляды совпадают при выделении желаемых качеств подчиненных:

     на  первом месте – профессиональные,

     на  втором – социально-психологические,

     на  третьем – личностные.

     Помимо  обозначенных сходств и различий в стилях руководства  руководителей на  государственных  и  частных предприятиях, можно также выделить их особые, специфические черты.

     Применительно к государственным предприятиям это, во-первых, создание хорошей психологической атмосферы внутри коллектива.  Во-вторых,  наличие  конфликтов  финансового характера, что, в частности, связано с низкой заработанной платой и  несправедливым  распределением  денег.  В-третьих, характер причин, по которым люди остаются работать в государственных  организациях,  среди  которых  можно  отметить  стабильность предприятия и стабильность заработанной платы.

     В частных компаниях специфическими чертами стиля руководства можно  назвать, во-первых, самостоятельное  принятие решений  сотрудниками  относительно  того,  как  выполнять работу. Во-вторых, проявление со стороны работников инициативы, выработка ими инновационных методов выполнения поставленных  руководством  задач. 

     Таким  образом, можно  сказать,  что стили руководства на  современных государственных и частных предприятиях  имеют  существенное  сходство.  Их  невозможно поставить на разные концы шкалы и утверждать, что они противоположны друг другу или несравнимы. Стремление руководителей частных компаний соответствовать западным образцам, а руководителей государственных  компаний  – соответствовать  запросам современной экономической ситуации привело к взаимовлиянию этих двух стилей управления и их существенному сближению.

Информация о работе Управление в государственных и частных организациях общее и особенное