Управление рисками на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 10:31, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования данной работы является производственно-хозяйственная деятельность ОАО « ххххххххххххххх».
Предметом исследования является процесс управления рисками на предприятии ОАО «ххххххххххх».
Исходя из выше изложенного, целью написания данной дипломной работы является анализ системы управления рисками на предприятии, функционирующем в условиях рынка.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Анализ системы управления рисками на предприятии.......7
1.1. Риск как экономическая категория. Классификация рисков...................7
1.2. Системный подход к управлению рисками на предприятии.................15
1.3. Процесс управления рисками на предприятии…………………………20
ГЛАВА 2. Организационно-методологическая основа и инструменты
регулирования системы управления рисками на предприятии…………...24
2.1. Характеристика методов и методики анализа рисков………………...24
2.2. Механизм реализации процесса управления рисками…………………31
2.3. Инструменты риск-менеджмента, как основное средство для снижения степени риска………………………………………………………………….35
ГЛАВА 3 Анализ и оценка функционирования системы управления
рисками на примере ОАО «хххх»………………………………………..46
3.1. Характеристика ОАО «хххх»………46
3.2. Оценка риска предприятия на основе показателей финансовой
отчетности……………………………………………………………………..52
3.3. Анализ рисков предприятия и методов, используемых для
минимизации риска…………………………………………………………..58
3.4. Совершенствование системы управления риском используемой
на предприятии ОАО «хххх»……………………………………………...63
Заключение …………………………………………………………………...83
Список использованной литературы ……………………………………..86

Работа содержит 1 файл

управление рисками на предприятии.docx

— 104.86 Кб (Скачать)

 
3.4. Совершенствование системы  управления риском используемом  на предприятии ОАО « »

 
Разработка проекта организационной  структуры отдела управления риском и карты организации труда  основывается на проведенном анализе  факторов риска. Анализ сложившейся  ситуации (приложение 18) показал как  велико влияние фактора риска  на работу рассматриваемого предприятия. Влияние рисков сказывается на всех сторонах работы предприятия, ухудшая  его финансовое положение, производственные, сбытовые возможности, способность  отвечать по своим обязательствам и  другие аспекты. Кроме этого, изучив работу предприятия в различных  подразделениях, был замечен следующий  основной недостаток: функциональные специалисты занимаются лишь локальными задачами своего подразделения, а достижение локальных целей не всегда приводит к целям организации. 
Из всего вышеперечисленного видна актуальность и необходимость наличия на этом предприятии эффективной системы управления риском. В условиях производственного предприятия управление риском основывается на концепции приемлемого риска, постулирующей возможность рационального воздействия на уровень риска и доведения его до приемлемого значения. Таким образом, проект организации системы управления риском на ОАО “ ”, предусматривает, для наиболее эффективной реализации данной функции, выделение в системе управления предприятием отдельного структурного подразделения – отдел управления риском (ОУР). Проект обязательно должен включать разработку организационной структуры ОУР, разработку управленческой процедуры и карты организации труда на рабочем месте. 
Этот отдел должен, в обязательном порядке, принять на вооружение специальную программу целевых мероприятий по управлению риском (ПЦМ). Разработка такой программы на уровне предприятия должна обеспечивать управление рисками, при котором основным элементам структуры и деятельности фирмы гарантируется высокая устойчивость и защищенность от внутренних и внешних рисков. 
Функцию управления риском на предприятии наиболее целесообразно осуществлять с помощью специализированного подразделения или специальной подсистемы в системе управления предприятием, которая бы органично вписывалась в совокупность традиционно самостоятельных функциональных подсистем предприятия.[10] 
Принимая во внимание рекомендации экономической литературы по управлению рисками, а также недостатки, выявленные непосредственно на предприятии, необходимо чтобы отдел управления риском состоял из следующих основных исполнительных групп – мониторинга предприятия и среды его функционирования, аналитиков риска, планирования антирисковых мероприятий и управления в кризисных ситуациях, которые задействованы в процессе управления риском и связаны информационными потоками. На рисунке в приложении 19 отображена предлагаемая организационная структура подразделения, реализующего на производственном предприятии функцию управления риском, где одинарными стрелками показаны командные связи между структурными элементами, а двойными – информационные связи. Необходимо отметить, что каждая из групп, входящих в состав отдела управления риском, должна включать специалистов различных областей знаний: прежде всего – антирискового управляющего, специалиста по маркетингу, специалиста по финансам, по управлению персоналом, планово-экономической работе, по производству. 
Информационное обеспечение подсистемы поддерживается “службой администрирования и актуализации баз данных”. Достаточный уровень методической и инструментальной базы должен обеспечиваться “группа перспективного развития”, которая, выявляя или прогнозируя потребности, заказывает или разрабатывает своими силами методики, модели. Ядром подразделения является “служба координации”, которая осуществляет планирование и организацию всей работы. 
Служба координации выполняет следующий комплекс задач: 
- поддержание взаимосвязи с руководством предприятия и другими подсистемами управления предприятием; 
- определение периодичности проведения работ по контролю риска функционирования предприятия; 
- определение состава работ очередного цикла контроля и управления (выбор типа анализа риска, методик, способов фиксации результатов и т. д.); 
- определение момента начала работ по анализу риска пробного решения; 
- организация взаимодействия исполнительных и информационных групп. 
Установление приемлемого уровня риска для данного периода времени, для рассматриваемого пробного решения и тому подобное, а также оценка (утверждение) приемлемости достигнутого уровня риска для данного пробного решения являются прерогативой руководства предприятия или администратора соответствующей подсистемы, подготовившей предложение. Роль блока координации в этом случае сводится к обеспечению контроля за соблюдением установленных значений приемлемого уровня риска. Руководству предприятия вообще принадлежит ключевая роль в решении проблем управления риском, так как оно утверждает программы мероприятий по снижению риска, принимает решения о начале их реализации в критических ситуациях, принимает предложенные пробные решения вместе с антирисковыми программами либо отвергает их.[10] Надо сказать, что непосредственная реализация мероприятий по управлению риском зачастую противоречит деятельности основных производственных и управленческих подразделений предприятия, ухудшает их отчётные показатели, так как требует затрат, не приносящих сиюминутных доходов. Поэтому крайне важно, чтобы окончательные антирисковые решения принимались на высшем уровне управления, где стоящие перед предприятием глобальные цели, связанные с обретением стабильности и устойчивости работы, улучшением финансового положения и ростом масштабов хозяйственной деятельности, не заслоняются промежуточными, “местническими” целями отдельных подразделений и их управляющих. 
Отдел управления риском является логичным дополнением к традиционно самостоятельным функциональным подсистемам предприятия и располагается на одном управленческом уровне с ними. Отобразим, на рисунке (приложение 20), иным образом, но не меняя сути, схематично структуру управления при введении отдела управления риском. Здесь наш отдел координирует деятельность функциональных подразделений предприятия через ответственных исполнителей. Проектирование системы антирисковых мероприятий предполагает разбиение комплекса работ между различными подразделениями и регулирование их отделом управления риском. 
Разработка управленческой процедуры включает: определение цели, разработку схемы процедуры, описание операций, входящих в процедуру. На управленческую процедуру составляется карта процедуры. 
В таблице (приложение 23 ) показана управленческая процедура, которая позволяет наглядно представить всю технологию решения конкретной задачи. В таблице (приложение 22 ) приведены операции и соответствующие им условные обозначения (используемые в приложение 23 ), а также количество операций каждого вида и затраты времени на каждую операцию. 
Модель проектирования организации рабочего места исходит из того, что работа - это специализированные, закрепленные за отдельным исполнителем операции. Карта организации труда разрабатывается для проектируемого рабочего места. Карта организации труда на рабочем месте для антирискового управляющего представлена в приложении 21, 23 . Как видим, проектирование рабочего места антирискового управляющего и организация его труда имеют большое значение. Проектирование работы предполагает получение ответа на вопросы: что делается и как делается. Оно включает в себя описание содержания работы, требований к ней и ее окружению. Определенная работа появляется тогда, когда организация испытывает потребность в решении какой-либо задачи. С этого момента работа начинает создаваться, проектироваться. Перепроектирование работы происходит, когда руководство организации принимает решение пересмотреть ответы на вопросы, что и как делать. 
Любое предприятие, заинтересованное в снижении возможных потерь, связанных с экономическим риском, должно решить для себя несколько проблем: 
- оценить возможные убытки, связанные с экономическими рисками; 
- принять решение о том, оставляет ли она у себя определенные риски, т. е. несет ли всю ответственность по ним сама, отказывается от них или передает часть или всю ответственность по ним другим субъектам; 
- по тем рискам или той части рисков, которые она оставляет у себя, фирма должна разработать программу управления ими, основной целью которой является снижение возможных потерь. 
Решение этих задач возможно на основе разработки специальной программы целевых мероприятий по управлению риском (далее в тексте - ПЦМ) на уровне предприятия. Разработка ПЦМ должна включать две стадии – предварительную и основную. На предварительной стадии антирисковый менеджер должен знакомиться с той справочной и текущей конкретной информацией, которая позволит ему принять решения, предшествующие основной стадии разработки ПЦМ, и приступить к непосредственной разработке программы. Иными словами, цель этой стадии - изучение всей необходимой для составления ПЦМ информации. 
Основная стадияпредставляет собой собственно разработку программы управления рисками, внедрение и реализация, которой будут способствовать уменьшению возможного ущерба для предприятия. Антирисковый менеджер, для обоснованного принятия решений по управлению рисками, должен иметь всю необходимую для этого информацию. Эта информация должна быть, по возможности, сосредоточена в одном источнике. Работа на каждом из этапов должна вестись с использованием справочной информации, связанной с предварительной и основной стадиями разработки ПЦМ. Таким образом, изучение разработки ПЦМ будем осуществлять в три стадии: разработка предварительных процедур, разработка комплекса превентивных мероприятий и, наконец, описание справочной информации по обоим этапам разработки ПЦМ. 
Цели и задачи управления рисками. 
Целью разработки любой ПЦМ является обеспечение успешного функционирования предприятия в условиях риска. Эта цель может быть достигнута за счет решения следующих основных задач: 
- выявления возможных экономических рисков; 
- снижения финансовых потерь, связанных с экономическими рисками. 
Эта главная цель и основные задачи могут быть конкретизированы с любой степенью глубины решения задачи разработки ПЦМ. Так, решение задачи снижения финансовых потерь, связанных с экономическим риском, может осуществляться, например, следующим образом: устранением существующего риска, предотвращением возможного риска, непосредственным предотвращением возможного ущерба, опосредованным предотвращением возможного ущерба (через управление факторами риска), компенсацией уже возникшего ущерба. 
При анализе такой программы должны быть уточнены перечень, а также содержание целей и задач пересмотра ПЦМ. 
Принципы управления рисками. 
Реализация поставленных целей и задач управления рисками требует от антирискового менеджера уточнения и выбора тех основных принципов управления рисками фирмы,которые будут учитываться им при разработке ПЦМ. Принципы, которыми руководствуется менеджер при разработке и внедрении ПЦМ, в первую очередь, определяются стратегией предприятия. Так, если предприятие ориентируется на обеспечение своей финансовой устойчивости, соответствующие принципы, которыми должен руководствоваться разработчик программы, будут диктовать выбор методов управления рисками, обеспечивающих эту финансовую устойчивость. Таким конкретным принципом, может быть, например, принцип ориентации компании на передачу всех рисков во внешнюю среду. 
Для эффективного развития предприятия обязательно соблюдение следующего принципа управления рисками: согласование работы фирмы с требованиями внешней среды, в том числе с требованиями внешнего для данного предприятия риск-менеджмента. 
Риски, учитываемые в программе. 
Риски, с которыми сталкивается менеджер, многочисленны и разнообразны. Существуют различные виды рисков и критерии, позволяющие их классифицировать (см. 1 главу) основу составляет то, что все риски делятся на две большие группы — чистые и спекулятивные. 
Для риск-менеджмента на уровне фирмы интерес представляют спекулятивные экономические риски — те риски, положительный и отрицательный результат которых может быть измерен в денежном выражении. 
С учетом цели и задач риск-менеджмента объектом рассмотрения ПЦМ могут быть экономические риски, связанные с собственно производственно-хозяйственной деятельностью, а также экономические риски, связанные с проведением финансовых операций.  
Процедуры управления рисками. 
К числу возможных самых общих процедур управления рисками следует отнести: 
- принятие рисков на себя (то есть на свою ответственность); 
- отказ от рисков; 
- передача части или всей ответственности по рискам другим субъектам. 
Выбор той или иной процедуры управления рисками определяется общей стратегией предприятия в отношении рисков, которая, в свою очередь, зависит от суммарного размера потенциальных убытков, с одной стороны, и финансовых возможностей фирмы, с другой. Стратегия фирмы в отношении рисков может быть различной. 
Для осторожной стратегии характерно предпочтение следующих процедур управления рисками [14] : 
- отказ от рисков; 
- передача рисков другим субъектам. 
Осторожная стратегия фирмы характеризуется тем, что руководство предприятия предпочитает минимизировать риск банкротства, потери планируемого дохода или прибыли. Надо иметь ввиду, что зачастую именно более рискованные стратегии позволяют предприятию вырваться из общего окружения и освоить новую эффективную рыночную нишу. 
Для более рискованной стратегии управления рисками характерно предпочтение следующих процедур: 
-принятие рисков на себя; 
- передача рисков другим субъектам. 
Данная стратегия характеризуется тем, что размер рисков, оставляемых у себя, может быть достаточно большим, и только чрезмерные, катастрофические риски фирма частично или полностью передает другим субъектам. 
Для часто встречающейся более взвешенной стратегии характерно почти равнозначное использование всех процедур управления рисками [45] : 
- отказ от рисков; 
- принятие рисков на себя; 
- передача рисков другим субъектам. 
Количественным критерием выбора той или иной процедуры управления рисками являются пороговые значения, установленные либо по вероятности появления убытка, либо по размеру возможного убытка по некоторым направлениям и аспектам деятельности предприятия. 
Приступим к рассмотрению второго этапа разработки целевой программы по управлению рисками (ПЦМ) – основного этапа. После того как менеджер закончил предварительную стадию разработки программы управления, он должен перейти непосредственно к разработке самой программы. Первым шагом разработки ПЦМ должен быть этап предварительного отбора рисков, с которыми менеджер будет работать дальше при составлении ПЦМ. Вторым шагом разработки программы должен быть этап отбора возможных превентивных мероприятий и формирования на их основе плана. Проведение таких мероприятий направлено на снижение вероятности реализации риска, т. е. вероятности появления убытка, а также на уменьшение размера возможного ущерба. Таким образом, рассмотрим следующие аспекты реализации основной стадии разработки ПЦМ: предварительный отбор рисков, отбор превентивных мероприятий и формирование плана превентивных мероприятий, анализ рисков после формирования плана превентивных мероприятий, окончательное формирование программы управления рисками и оценка эффективности программы управления рисками. 
Предварительный отбор рисков. До того как начнется непосредственная процедура отбора превентивных мероприятий, антирисковый менеджер уже может провести некоторый предварительный анализ рисков, имеющихся на предприятии. Зачастую вопрос о необходимости учета тех или иных рисков связан с выявлением факторов риска и оценкой их влияния. Для этих целей могут использоваться различные методы выявления и оценки факторов риска. К таким методам могут быть отнесены, например, методы факторного анализа, методы принятия решений в условиях неопределенности, оптимизационные методы, методы временных рядов, имитационные модели и другие. 
Риски, отобранные менеджером на этом этапе, будут участвовать далее в разработке ПЦМ. При этом, после того как фирма “отсечет” часть рисков за счет применения процедуры отказа от рисков, антирисковый менеджер вправе пересмотреть решение по рискам, принятым на себя. Часть из них он в дальнейшем может так и оставить на собственном удержании, часть может удержать на основе самострахования и еще одну часть — передать другим субъектам на основе применения таких методов управления, как страхование или иные методы передачи риска. 
Отбор превентивных мероприятий и формирование плана превентивных мероприятий. Составление плана проведения превентивных мероприятий является следующим этапом реализации основной процедуры разработки ПЦМ. При составлении такого плана менеджер должен учитывать некоторые ограничения. Прежде всего следует учитывать финансовые возможности фирмы по проведению превентивных мероприятий — здесь ограничения могут быть даны как по отдельному i-му мероприятию Оi, так и по всей группе мероприятий iOi. Например, фирма может выделить на проведение всех превентивных мероприятий лишь некоторую сумму средств О. Эта сумма и будет ограничением общего размера расходов на внедрение превентивных мероприятий:[50] 
O = iOi (4) 
Следующим ограничением на внедрение того или иного превентивного мероприятия должна стать экономическая целесообразность его проведения. Под ней понимается ситуация, при которой расходы на внедрение превентивного мероприятия не превышают экономии по убыткам, полученной в результате его внедрения. 
Зпмi  Эпмi (5) 
где 3пмi — затраты на проведение i-гo превентивного мероприятия; 
Эпмi — экономия по убыткам, обусловленная внедрением i-гo превентивного мероприятия. 
До тех пор пока имеет место данная ситуация, внедрение i-гo мероприятия является экономически оправданным. 
Анализ рисков после формирования плана превентивных мероприятий. 
Целью данного этапа является анализ всех рисков после того, как был сформирован план превентивных мероприятий, для того, чтобы определить возможности применения к ним тех или иных методов управления рисками. После того как реализована процедура “Отбор превентивных мероприятий и формирование плана превентивных мероприятий”, необходимо проанализировать все риски предприятия заново, то есть оставшиеся риски, которые не подпали под превентивные мероприятия, и те, с которыми фирма будет иметь дело после проведения превентивных мероприятий — в некотором смысле новые для нее, так как значения их критериальных характеристик стали другими. Окончательное формирование программы управления рисками. Фактически программа целевых мероприятий по управлению рисками (ПЦМ) сформировалась в результате реализации следующих основных процедур: 
- предварительный отбор рисков, остающихся на уровне предприятия, с учетом выбранной стратегии фирмы и требований процедур управления ими; 
- формирование плана превентивных мероприятий; 
- выбор методов управления рисками. 
В итоге в ПЦМ вошли следующие риски: 
- те, которые попали под действие плана превентивных мероприятий; 
- те, которые не попали под действие плана превентивных мероприятий. 
И для тех и для других рисков менеджер может определить конкретные методы управления ими. Реализация плана превентивных мероприятий и использование методов управления рисками в общем случае приводят к изменению вероятности наступления убытка и его возможного размера. Поэтому по всем рискам фирмы должны быть заново пересчитаны значения этих двух основных характеристик. Результатом этапа окончательного формирования программы целевых мероприятий по управлению рисками является разработанная программа управления рисками, включающая план превентивных мероприятий как обязательный блок программы. Программа должна содержать: план проведения превентивных мероприятий, перечень рисков, подпадающих под план превентивных мероприятий, перечень рисков, не подпадающих под план превентивных мероприятий, конкретные методы управления по всем рискам, по всем рискам значения следующих характеристик: вероятность наступления убытка и его возможный размер, однородность и количество аналогичных рисков, пересчитанные с учетом внедрения ПУР значения максимально возможного, наиболее вероятного и ожидаемого убытков. 
Оценка эффективности программы управления рисками. 
Эффективность разработки ПЦМ может быть оценена способом, основанном на сопоставлении с финансовыми возможностями предприятия значений максимально возможного, наиболее вероятного и ожидаемого убытков до и после внедрения ПЦМ. Сопоставление можно проводить на основе расчета коэффициента финансовых возможностей фирмы по покрытию убытка. Этот коэффициент рассчитывается для максимально возможного, наиболее вероятного и ожидаемого убытков для двух вариантов — до внедрения программы управления рисками и после нее. 
Коэффициенты финансовых возможностей предприятия по покрытию различных видов убытков фирмы до внедрения ПЦМ рассчитываются по формулам: 
КНВеУ =(НВеУ*ФВ)/ФВ, (6) 
КМВоУ = (МВоУ*ФВ)/ФВ, (7) 
КОУ = (ОУ*ФВ)/ФВ, (8) 
где НВеУ, МВоУ и ОУ - соответственно наиболее вероятный, максимально возможный и ожидаемый убыток; [38] 
ФВ - финансовые возможности фирмы по покрытию убытков. 
Коэффициенты финансовых возможностей предприятия по покрытию различных видов убытков фирмы после внедрения ПЦМ рассчитываются по формулам: 
К(НВеУ)ПЦМ = (НВеУПЦМ + РПЦМ * ФВ)/ФВ, (9) 
К(МВоУ)ПЦМ = (МВоУПЦМ + РПЦМ * ФВ)/ФВ, (10) 
К(ОУ)ПЦМ = (ОУПЦМ + РПЦМ * ФВ)/ФВ, (11) 
где НВеУПЦМ, МВоУПЦМ и ОУПЦМ - соответственно наиболее вероятный, максимально возможный и ожидаемый убыток после внедрения ПЦМ; РПЦМ - расходы по разработке и внедрению ПЦМ. 
Заметим, что в числителе формул (6), (7) и (8) при определении эффективности ПЦМ дополнительно учитываются расходы по ее разработке и внедрению. В процентном соотношении экономическая эффективность при введение антирискового отдела в структуру предприятия составила 31 %(в год) - экономии предполагаемых затратных средств (покрытие не предвиденных расходов в случае: упущенной финансовой выгоды, отсутствие маркетинговых исследований в деятельности всей отрасли, например предвидение действий конкурентов, поломок и простоя техники, влияние человеческого фактора, таких как травмы, больничные листы и т.п.), и 9%(в год) - окупаемость вложенных средств на создание и функционирование самого отдела по управлению рисками на ОАО « ». 
Если значение коэффициента отрицательное или равно нулю, то это означает, что у предприятия есть финансовые возможности по покрытию соответствующего вида убытка [13] . Если же значение коэффициента больше нуля, то это говорит о том, что предприятие испытывает трудности по его покрытию. Сравнение и анализ полученных значений коэффициентов для ситуации до и после внедрения ПЦМ дают возможность косвенно оценить эффективность и целесообразность разработки и внедрения ПЦМ. Чем больше эти коэффициенты различаются между собой, тем выше эффективность внедрения ПЦМ. 
Одним из способов снижения рисков неисполнения хозяйственных договоров ОАО « » является использование страховых инструментов. Примером страхования такого рода рисков является заключение договоров страхования на случай невозможности в связи с оговоренными причинами поставить груз по ранее заключенным контрактам, а также отказа покупателя от приема груза. В этих случаях страхователю возмещают убытки, связанные с необходимостью поиска новых клиентов, осуществлением возврата груза и оплаты неустоек т. п. Риски вхождения в договорные отношения с неплатежеспособными партнерами также выражаются в заключении договоров на закупку ресурсов с поставщиками, которые не в состоянии выполнить свои обязательства из-за плохого финансового состояния. Данные риски также включают в себя оказание услуг неплатежеспособным покупателям. В этом случае возникает риск того, что понесенные затраты либо окупятся несвоевременно, либо предприятию нужно будет пересматривать сроки реализации уже имеющегося груза на складах и идти на прочие дополнительные затраты. Кроме того, может измениться и объем оказания работ/услуг. 
Чтобы избежать подобных потерь, предприятию необходимо проверять платежеспособность договорных поставщиков груза и покупателей отправленной продукции. Кроме того, для снижения рисков в данной ситуации предприятие может создавать резервы на случай непредвиденных затрат, прогнозировать отраслевую (для поставщиков) динамику цен, вовлекать поставщиков в деятельность предприятия путем заключения договоров участия в прибылях или путем приобретения акций, создавать резервные запасы исходных материалов и пр. Кроме того, страхование может использоваться для снижения рисков возникновения непредвиденных расходов. Существует целый ряд видов страхования на случай перерыва в хозяйственной деятельности. Предприятия и организации, могут, например, заключить договор страхования на случай перерывов в своей деятельности в связи с поломками оборудования/техники [52] . Такое страхование проводится в дополнение к страхованию оборудования и прочих установок из-за воздействия воды, сырости, злоумышленных действий третьих лиц и других непредвиденных обстоятельств. Отдельно стоит рассматривать страхование временной прибыли и страхование от потери дохода в результате изменения конъюнктуры рынка, курса обмена валюты. По таким договорам страховая компания несет ответственность в случае возникновения у страхователя убытков, если он не смог из-за страхового случая обеспечить отгрузку продукции или оказать услуги в тот период, когда спрос на них был максимальным. Потеря прибыли может произойти в результате замены на предприятии устаревшего оборудования, внедрения новой техники, выплаты штрафных санкций и арбитражных судебных издержек. Перед ОАО « » стоит риск потери части своего имущества в связи с недостаточно совершенным законодательством, т.е. отсутствия четких правовых норм касающихся деятельности морских портов. Данный риск также можно переложить на страховую компанию. 
На ОАО « » имеется резервный капитал , что говорит о предусмотрительности предприятия /общая доля резервного капитала составляет 15% от размера уставного капитала/, что для данного предприятия является минимальным значением т.к. нормальное значение 20-25%. Именно эта сумма в процентном соотношении будет отвечать потребностям предприятия в дополнительных резервных средствах. 
Основными формами этого направления нейтрализации финансовых рисков являются: 
- формирование резервного фонда предприятия. Он создается в соответствии с требованиями законодательства и устава предприятия; 
- формирование целевых резервных фондов. Примером такого формирования могут служить фонд страхования ценового риска; страхование рисков связанных с отсутствием объема работ\услуг ; фонд погашения дебиторской задолженности, фонд погашения валютных рисков, фонд оплаты природоохранных мероприятий и т.п.; 
- формирование системы страховых запасов материальных и финансовых ресурсов по отдельным элементам оборотных активов предприятия. Размер потребности в страховых запасах по отдельным элементам оборотных активов устанавливается в процессе их нормирования [52]; 
- нераспределенный остаток прибыли, полученной в отчетном периоде. 
Определение структуры резерва на покрытие непредвиденных расходов может производиться на базе определения непредвиденных расходов по видам затрат, например, на заработную плату, модернизацию производства, субконтракты. Такая дифференциация позволяет определить степень риска, связанного с каждой категорией затрат, которые затем можно распространить на отдельные этапы производства. 
Резерв не должен использоваться для компенсации затрат, понесенных в следствии неудовлетворительной работы. Текущие расходы резерва должны отслеживаться и оцениваться, чтобы обеспечить наличие остатка на покрытие будущих рисков. При осуществлении нового производственного проекта может быть использован способ определения структуры резерва непредвиденных расходов путем его деления на общий резерв, который должен покрывать изменения в смете, доставки к общей сумме контракта и другие аналогичные элементы и специальный резерв, включающий в себя надбавки на покрытие роста цен, увеличение расходов по отдельным позициям, а также на оплату исков по контрактам. 
После выполнения работы, для которых выделен резерв на покрытие непредвиденных расходов, можно сравнить плановое и фактическое распределение непредвиденных расходов, и на этой основе определить тенденции использования непредвиденных расходов до завершения проекта. При этом неиспользованная часть выделенного резерва на покрытие непредвиденных расходов может быть возвращена в резерв 
проекта. 
Для эффективного управления дебиторской задолженностью, ликвидностью и заемной политикой для данного предприятия рекомендуется использовать такой способ снижения риска хозяйственной деятельности как лимитирование [31] . Лимитирование может применяться при оказании услуг/работ в кредит, предоставлении займов, определении сумм вложения капитала и т.п. Система финансовых нормативов, обеспечивающих лимитирование концентрации рисков, должна включать: 
- предельный размер (удельный вес) заемных средств, используемых в хозяйственной деятельности; 
- минимальный размер (удельный вес) активов в высоколиквидной форме; 
- максимальный размер товарного (коммерческого) или потребительского кредита, предоставляемого одному клиенту; 
- максимальный период отвлечения средств в дебиторскую задолженность. 
На исследуемом предприятии применяются некоторые виды такого способа снижения риска как диверсификация. Однако возможности этого способа минимизации риска в ОАО « » не исчерпаны. Так целесообразным будет применение диверсификации финансовой деятельности при одновременном увеличении масштабов последней. В частности увеличение краткосрочных финансовых вложений приведет к росту ликвидности, а их диверсификация к снижению риска. ОАО « » необходимо учитывать риск неоптимального распределения ресурсов, экономические колебания и изменения курса валют и действия конкурентов. Для данного предприятия эти риски имеют особенное значение, т. к. в производственно-портовскоя отрасль характеризуется наличием острой конкурентной борьбы как между отечественными, так и западными компаниями. 
Управлять данными рисками можно с помощью маркетинговых 
исследований. Так целесообразно провести исследование для определения точного количества оказания работ/услуг, изучения возможных действий конкурентов и предпочтений клиентов. Результаты данных исследований могут быть использованы производственным и коммерческим отделами для определения приоритетов при распределении ресурсов в зависимости от их наличия, прогноза выгод клиентов и с учетом действий конкурентов в производственной и маркетинговой политике. Кроме вышеперечисленных рекомендаций по снижению рисков ОАО « » могут быть использованы методы минимизации рисков, связанные с включением дополнительных пунктов в контракты с контрагентами, таких как [46] : 
- обеспечение востребования с контрагента по финансовой операции дополнительного уровня премии за риск; 
- получение от контрагентов определенных гарантий; 
- сокращение перечня форс-мажорных обстоятельств в контрактах с контрагентами; 
- обеспечение компенсации возможных финансовых потерь по рискам за счет предусматриваемой системы штрафных санкций. 
На практике наиболее эффективный результат можно получить лишь при комплексном использовании различных методов снижения риска. Комбинируя их друг с другом, в самых различных сочетаниях, можно достичь также оптимальной соотносительности между уровнем достигнутого снижения риска и необходимыми для этого дополнительными затратами. На основании проведенного выше анализа источников возникновения рисков и способности управления ими на ОАО « » хочется отметить, что введение антирискового отдела в организационную структуру предприятия является экономически обоснованным и эффективным в масштабе деятельности всего предприятия. 
 

 
Заключение

 
Исследования, проведенные в данной дипломной работе позволяют сделать  следующие выводы: 
Риск-это всепроникающее явление, присущее всем хозяйствующим субъектам функционирующим в условиях рыночных отношений. 
Конкретные методы и приемы, которые используются при принятии и реализации решений в условиях риска, в значительной степени зависят от специфики предпринимательской деятельности, принятой стратегии достижения поставленных целей, конкретной ситуации и т.п. 
Система управления риском прежде всего предполагает их оценку, результаты которой позволяют в дальнейшем выбрать наиболее оптимальный способ снижения рисков. В предпринимательской деятельности наиболее часто используются следующие пути снижения рисков: приобретение допонительных фирм, компаний с хорошо налаженной системой внедрения новых технологий; привлечение внешних конкурентов-экспертов с узкой специализацией; внедрение нововведений; максимальное использование прошлого опыта; диверсификация; лимитирование; страхование; страхование ответственности; сострахование и перестраховании; резервирование средств. 
Данная работа была посвящена вопросу организации системы управления рисками на промышленном предприятии. Была достигнута поставленная в дипломной работе цель, а именно: проведение всесторонних теоретических исследований в области управления риском предприятии, анализ существующего положения ОАО « » относительно выявления, оценки и управления рисками, осуществление собственно оценки рисков, разработка мероприятий по совершенствованию технологии управления риском на предприятии. 
В теоретической части работы были исследована природа и экономическое содержание риска, рассмотрены теоретические основы управления риском на предприятии, приведены общие методы снижения риска, разработан механизма управления рисками предприятия в современных условиях хозяйствования. 
На основе теоретических материалов был проведен анализ влияния рисков на функционирование предприятия на примере ОАО « ». Рассмотрены аспекты управления риском на предприятии и выявлено отсутствие системы по управлению рисками. Результаты анализа показали, что для ОАО « » наиболее значимыми являются риск морального и физического устаревания техники и оборудования, отсутствие стабильности в рамках обеспечения выполнения договоров и контрактов, ценовые риски, риск сезонности в выполнении работ/услуг и другие. Что касается используемых методов минимизации рисков, то на исследуемом предприятии основными являются диверсификация поставщиков и покупателей, а также видов вложения средств, страхование имущества, и такой прием компенсации риска как мониторинг конкурентной, социально-экономической и нормативно-правовой среды. 
С учетом выводов, сделанных на основе анализа финансового состояния исследуемого предприятия, рисков и методов, используемых для их снижения, были разработаны рекомендации по совершенствованию системы управления рисками, на основе создания отдела управления рисками. Данный отдел должен работать на основании программы целевых мероприятий по управлению рисками. 
Для ОАО « » рекомендованы для внедрения следующие методы снижения степени рисков: 
- использование страховых инструментов для защиты собственности и снижении риска неисполнения хозяйственных договоров, в частности заключение договоров страхования на случай невозможности в связи с оговоренными причинами поставить груз по ранее заключенным контрактам, а также отказа покупателя от приема сформированного и укомплектованного портом груза. В этих случаях страхователю возмещают убытки, связанные с необходимостью поиска новых покупателей, осуществлением возврата груза и т. п.; 
- резервирование средств для покрытия непредвиденных расходов. Определение структуры резерва на покрытие непредвиденных расходов рекомендуется производить на базе выявления непредвиденных расходов по видам затрат, например, на заработную плату в виду вынужденного простоя бригад, дополнительные расходы на переоборудование в случае резкого изменения структуры грузопотока, субконтракты. Такая дифференциация позволит определить степень риска, связанного с каждой категорией затрат, которые затем можно распространить на отдельные этапы производства; 
- лимитирование при управлении дебиторской задолженностью и в заемной политике. В систему нормативов, обеспечивающих лимитирование концентрации рисков рекомендуется включать: предельный размер заемных средств; минимальный размер активов в высоколиквидной форме; максимальный период отвлечения средств в дебиторскую задолженность. 
Кроме того, для снижения риска неоптимального распределения ресурсов, экономического колебания и изменения в желаниях клиентов и действий конкурентов предлагается использовать маркетинговые исследования. В частности, целесообразно провести исследование для определения точных качественных характеристик по переработке груза, изучения возможных действий конкурентов и предпочтений клиентов. 
 

 
Список использованной литературы  
 
1. Федеральный закон от 25 сентября 1998 г. № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; 
2. Федеральный закон РФ Кодекс торгового мореплавания от 30.04.1999 г. 
3. Постановление Совета Министров РФ от 30.08.1993 г. № 876 «О мерах по обеспечению устойчивой работы авиационного, морского, речного и автомобильного транспорта» и другие законодательные, нормативные акты. 
4. Постановление Правительства РФ «Об организации управления морскими Портами» 30.12.1993 № 1299; 
5. Постановление правительства РФ от 7 марта 1995г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»; 
6. Постановление правительства РФ от 12 февраля 1996 г. № 140 «О мерах по ограничению роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий»; 
7. Постановление правительства РФ от 24 июня 1998г. №641 «О лицензировании перевозочной транспортно-экспедиционной и другой деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса на морском транспорте»; 
8. Постановление Правительства РФ «О совершенствовании системы государственного управления морскими торговыми и специализированными портами» от25.09.2002 г. № 705. 
9. Антикризисное управление: Учебник/Под ред.Э.М.Короткова.-М.:ИНФРА-М, 2000. - 432с. 
10. Бартон Л., Шенкир Г., Уокер Л. «Комплексный подход к риск-менеджменту: стоит ли этим заниматься» М.: Изд. дом Вильямс 2003 г.  
11. Бачкаи Т., Рудашевский В., Татеиси К. «Хозяйственный риск и методы его измерения» - 1979 г. 
12. Букреев А. М. «Организационно- экономические основы антикризисного управления» Воронеж Изд-во ВГТУ, 2000. 108с. 
13. Вяткин В., Хэмптон Дж., Казак А. «Принятие финансовых решений в управлении бизнесом». Москва - Перспектива 2002 г. 
14. Гамза В.А. Екатеринославский Ю.Ю. «Рисковый спектр коммерческих организаций». Москва: Экономика, 2002 г. 
15. Гинзбург А.И. «Экономический анализ» Спб.: Питер 2004 г. 
16. Дубров А.М., Лагоша Б.А., Хрусталев Е.Ю. «Моделирование рисковых ситуаций в экономике и бизнесе» – М.: Финансы и статистика, 2000. – 224с. 
17. Дубров А. М. - Моделирование рисковых ситуаций в экономике и бизнесе. М. – 2000 – С. 310 
18. Друри К. «Управленеческий учет для бизнес решений» М.: Юнити-Дана 2003 г. 
19. Егорова Е.Е «Системный подход оценки риска». // Управление риском. –2002. -№2. -С.12-13. 
20. Жиделеева В.В., Каптейн Ю.Н. «Экономика предприятия» М.: Инфра-М 2005 г. С.88 
21.Кадинская О. А. «Управление финансовыми рисками». М. Инфра-М - 2000. – С. 295 
22. Качалов Р.М. Управление хозяйственным риском. – М.: Наука, 2002. – 192с. 
23. Кинев Ю.Ю. «Оценка рисков финансово-хозяйственной деятельности предприятий на этапе принятия управленческого решения»Журнал "Маркетинг в России и за рубежом".– 2002. - №5. – С.73 – 83. 
24. Ковалев В.В. «Введение в финансовый менеджмент». М.: Финансы и статистика, 2000 г. 
25. Ковалева А.М., Лапуста М.Г., Скамай Л.Г. «Финансы фирмы» М.: Инфра-М 2001 г. 
26. Кошкин В.И. и др. Антикризисное управление:17-модульня программа для менеджеров “Управление развитием организации”. Модуль11.-Мю:ИНФРА-М,2000.-512с. 
27. Любушкин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово – экономической деятельности предприятия: Под ред. Проф. Н.П. Любушина. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002. 
28. Любушин Н. П., Лещева В. Б., Дьяков В. Г. Финансово-экономическая деятельность предприятия. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000. – 471 с. 
29. Махров И.Е. «Понятие предпринимательской деятельности» // 
Академический юридический журнал №4 (18) окт-дек 2004 г 
30. Моргенштейн О. и. Нейман Дж «Теория игр и экономическое поведение» М.: Наука 1970г. 
31. Найт Ф.Х. «Риск, неопределенность и прибыль» перевод с англ. М.: Дело 2003г. 
32. Новая философская энциклопедия Т 2 М.: 2001 г. (с.67-70); 
33. Романов В. Понятие рисков и их классификация как основной элемент теории рисков // Деньги и кредит. 2001. № 3 
34. Романов В. С. Управление рисками: этапы и методы // Факты и проблемы практики менеджмента: Материалы научно-практической конференции 30 0ктября 2001 г. — Киров: Изд-во Вятского ГЛУ, 2001 г. — с. 71—77 
35. Романов В. С. Понятие рисков и их классификация как основной элемент теории рисков // Инвестиции в России. — 2000г. — № 12, с. 41—43 
36. Рэдхед К., Хьюс С. Управление финансовыми рисками. –М.:ИНФРА-М. –2000. –С. 162-169. 
37. Рыночная экономика под редакцией профессора О.И.Волкова. М: Инфа-М 2000 г. 
38. Стоянова Е.С. «Финансовый менеджмент» М.: Перспектива 2004 г. 
39. Станиславчик Е. Н. Риск-менеджмент на предприятии. Теория и практика. М.: «Ось-89», 2002. – 80 с. 
40. Страхование предпринимательских рисков / МИР финансовых технологий/ http://mir.dem.ru/produkt/business_risk.htm. 
41. Стратегический менеджмент организации: Курс лекций / Бандурин А.В., Чуб Б.А. (Сайт «Корпоративный менеджмент»), 2001. - . 
42. Супрунович Е.Б. Управление рыночным риском / Е.Б. Супрунович, И.А. Киселева // Банк. дело. – 2003. - №1. – С.27 – 31. 
43. Тукмакова Д.П. Финансовые риски и их страхование. Дисс. ... канд. экон. наук. – Казань: КФЭИ, 2002. – 149с. 
44. Финансовый менеджмент: теория и практика / Под ред. Е.С. Стояновой. – М.: Перспектива, 2001. – 656с. 
45. Фомичев А.Н. «Риск-менеджмент» М.: Дашков и К 2004 г. 
46.Хохлов Н.В. «Управление риском» М.: Юнити 2001г. 
47. Хохлов Н.В. Управление риском. – М.: Юнити-дана, 1999.- 239 с. 
48. Цветкова Е.В., Арлюкова И.О. Риски в экономической деятельности. СПб. 2002. – С. 186 
49. Чернова Г. В. Практика управления рисками на уровне предприятия. – СПб: Питер, 2000. – 176с., 178с. 
50. Чернова Г.В., Кудрявцев А.А.«Управление рисками» М.: Проспект 2003 г. 
51. Черкасов В.В. Проблемы риска в управленческой деятельности. К. 2002. - С. 317 
52. Шахов В.В. Страхование: Учебник для вузов.–М.: ЮНИТИ, 2000.–311с.

 

 

 

 

 


Информация о работе Управление рисками на предприятии