Управление конкурентоспособностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 01:58, курсовая работа

Описание работы

В связи со становлением рыночных отношений в Беларуси начинают формироваться свободные рынки, где управление потоками продукции осуществляется только за счет конкуренции. В настоящее время понятие конкурентоспособности на свободных рынках уже существует, однако отсутствует единый подход в определениях и расчетах уровня конкурентоспособности той или иной продукции. Отсутствует и единый подход к управлению конкурентоспособностью продукции на предприятии.

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 4.22 Мб (Скачать)

 

Данные таблицы 2.1 свидетельствуют о том, что ОАО «Элема» практически половину своей продукции реализовывает в страны дальнего зарубежья, однако продажи в эти страны с каждым годом снижаются (с 49,8 % в 2008 г. до 47,5 % в 2009 г. и до 44,3 % в 2010 г.). Около 30 % продукции ОАО «Элема» реализуется на рынке Республики Беларусь, причем большая часть через фирменную торговлю (более 20 % от общего объема продаж), менее всего через организации потребкооперации.

Реализация продукции ОАО «Элема» в страны СНГ осуществляется в основном на рынок России, причем с каждым годом продажи увеличиваются, а для рынка г. Москвы, наоборот, характерно снижение продаж (в 2008 г. реализация составила 4,2 % всего объема продаж, в 2009 г. продажи снизились до 4,1 % всего объема продаж, а в 2010 г. – до 3,9 % всего объема продаж продукции предприятия). Такая тенденция связана в первую очередь с расширением фирменной сети ОАО «Элема» в различных городах Республики Беларусь и увеличением спроса населения нашей страны на продукцию предприятия.

Изучение конкурентной среды и отслеживание действий конкурентов остается одним из приоритетных направлений в работе маркетинговой службы предприятия. Для укрепления позиций на уже завоеванных сегментах рынка и повышения приверженности покупателей к продукции фирмы «Элема» специалистами предприятия ведется активная коммуникационная политика. Основными конкурентами ОАО «Элема» на внутреннем рынке являются следующие производители швейных изделий: швейное предприятие «Веснянка» (г. Могилев); ОАО «Знамя индустриализации» (г. Витебск); НПКФ «Славянка» (г. Бобруйск); ЗАО «Калинка» (г. Солигорск); «Бугалюкс» (г. Минск); «Скарлет» (г. Минск).

Основными конкурентами ОАО «Элема» на внешнем (российском) рынке являются следующие производители швейных изделий: «Вымпел» (г. Москва); «Салют» (г. Москва); «Большевичка» (г. Санкт-Петербург).

В августе 2010 г. было проведено исследование, целью которого явилось изучение удовлетворенности потребителей ассортиментом продукции ОАО «Элема». Исследование проводилось путем опроса в фирменных магазинах ТЦ «Столица», в ТД «На Немиге», ЦУМе и ГУМе. В каждом из магазинов было опрошено по 100 человек, то есть выборка составила 400 человек. В результате проведения исследования были получены следующие результаты:

1) 33,6 % опрашиваемых пришли в магазин в поисках конкретного изделия; 32,5 % целью посещения магазина назвали ознакомление с ассортиментом; 29,8 % привлекло объявление о распродаже и 4,1 % опрашиваемых указали др. причины посещения магазина (рисунок 2.1);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.1 – Результаты опроса по поводу цели посещения магазина

2) 68 % посетителей покупали продукцию фирмы «Элема» раньше, из них 85 % остались довольны покупкой, 13 % были не очень удовлетворены покупкой и всего лишь 2 % остались не довольны покупкой (рисунок 2.2);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.2 – Удовлетворенность покупкой

3) 51 % из числа тех, кто покупал продукцию фирмы «Элема» ранее, делали это в фирменном магазине, 42 % – в других магазинах (универмагах), 5 % – на рынке и 2 % – прочие места приобретения (рисунок 2.3);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.3 – Результаты опроса по поводу места приобретения покупки продукции ОАО «Элема»

4) о существовании фирменных магазинов 72 % знают давно, 19 % узнало недавно от знакомых, 3 % посетителей были направлены продавцами из других магазинов, 5 % – узнали недавно из рекламных сообщений, прочее – 1 %;

5) 66 % опрошенных были не удовлетворены приходом в магазин, их не устраивало (рисунок 2.4): ассортимент – 16 %, размерно-ростовочная шкала – 24 %, цветовая гамма – 29 %, ткани – 4 %, фасоны – 17 %, расположение магазина – 7 %, прочее – 3 %;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.4 – Причины неудовлетворенности покупкой

6) 65 % посетителей были готовы совершить покупку, если бы нашли подходящее по размеру и цвету изделие, 7 % опрошенных не знали – купили бы или нет и 28 % не купили бы изделие.

К числу наиболее распространенных пожеланий относятся:

                  расширить размерно-ростовочную шкалу;

                  лучше организовать примерку;

                  периодически обновлять ассортимент;

                  разнообразить гамму цветов;

                  выпускать больше молодежных фасонов;

                  предоставлять больше информации о будущих моделях;

                  продавать костюмы не в комплекте, а каждое изделие отдельно (так как часто наблюдалось несоответствие размеров между элементами комплекта);

                  использовать другие выкройки и лекала, так как модели часто плохо сидят;

                  выпускать большее количество моделей, но меньшими партиями.

На основании полученных данных можно сделать следующие выводы: у ОАО «Элема» есть определенный круг приверженных покупателей, которые периодически заходят в магазин для ознакомления с ассортиментом и которые, к тому же, удовлетворены качеством продукции и знают о существовании фирменных магазинов давно. Однако значительное количество посетителей остается неудовлетворенным посещением магазина, многие из них недовольны размерно-ростовочной шкалой, цветовой гаммой, фасонами, ассортиментом. Объем продаж мог бы значительно увеличиться, предприятие теряет более 50 % своих потенциальных покупателей из-за того, что они не удовлетворены размерно-ростовочной шкалой и цветовой гаммой изделий. На основании результатов исследования можно сделать вывод, что необходимо формировать ассортимент ОАО «Элема» с учетом пожеланий и требований потребителей, расширить размерно-ростовочную шкалу, разнообразить ассортимент, цветовую гамму, подбирать соответствующие росту и размеру фасоны, продавать элементы костюмов отдельно.

В настоящее время, учитывая требования рынка, на предприятии еще более усовершенствована организация производства и труда. Действовавшие ранее цеха-потоки реорганизованы в потоки численностью 40-60 человек (то есть цеха перешли на законченный цикл производства). Для повышения качества продукции, окончательная утюжка перемещена в швейные цеха. Операции влажно-тепловой обработки выполняются на специальных утюжильных столах фирмы “Sussman”, позволяющих обрабатывать ткани, содержащие сложные волокна. Большое внимание стало уделяться промежуточной утюжке деталей и разглаживанию боковых швов до момента соединения изделия с подкладкой. Приобретены спецмашины для выполнения беспосадочных швов, качественного выметывания петель. На предприятии происходит постоянное пополнение и модернизация швейного и технологического оборудования. Для сохранения внешнего вида изделий, в цехах заменена транспортная система, полуфабрикаты находятся и передвигаются к рабочим местам, начиная с монтажной секции, в подвешенном состоянии. Готовые изделия подвергается обработке паровой щеткой. Для снижения стоимости изделий и увеличения ассортимента, в рамках экспериментального цеха создана группа перспективного моделирования. Разработка новых моделей осуществляется с помощью комплекса компьютерного проектирования “ASSIST”.

Данные о производстве промышленной продукции ОАО «Элема» в натуральном выражении представлены в таблице 2.2.

 

 

 

Таблица 2.2 – Производство промышленной продукции ОАО «Элема» в натуральном выражении за 2008–2010 гг.

Наименование показателя

Ед. изм.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Индексы изменения в % к соответствующему периоду

2009/2008

2010/2009

Производство продукции в натуральном выражении

тыс. шт.

618

588

629

95,1

107,0

Коэффициент использования производственных мощностей

%

97

97

97

x

x

Объемы реализации продукции по рынкам сбыта

тыс. шт.

647,1

591,5

646,0

91,4

109,2

- внутренний рынок

тыс. шт.

203,3

187,7

225,0

92,3

119,9

- страны СНГ

тыс. шт.

121,4

122,7

135,0

101,1

110,0

в том числе Россия

тыс. шт.

119,8

118,2

130,0

98,7

110,0

- страны дальнего зарубежья

тыс. шт.

322,4

281,1

286,0

87,2

101,7

 

Данные таблицы 2.2 свидетельствую о том, что в 2009 г. производство промышленной продукции ОАО «Элема» по сравнению с 2008 г. несколько снизилось (с 618 тыс. шт. до 588 тыс. шт. или на 4,9 %), это связано с использованием в производстве новых видов вышивальных машин, что повлекло за собой дополнительные затраты времени у рабочих на освоение нового оборудованию и запланированные показатели по производству продукции не были выполнены, а в 2010 г. по сравнению с 2009 г. увеличилось на 7 %. Загрузка производственных мощностей предприятия осуществляется практически полностью, коэффициент использования производственных мощностей за анализируемые периоды составил 97 %.

Реализация продукции по рынкам сбыта имеет аналогичную тенденцию: снижение в 2009 г. по сравнению с 2008 г. и увеличение в 2010 г. Данные таблицы 2.5 свидетельствуют о том, что ОАО «Элема» практически половину своей продукции реализовывает в страны дальнего зарубежья: 322,4 тыс. шт. в 2008 г., а в 2009 г. продажи в эти страны снизились на 12,8 %. В 2010 г. в страны дальнего зарубежья ОАО «Элема» реализовало 286 тыс. шт. изделий, что выше уровня 2009 г. на 1,7 %, однако ниже, чем в 2008 г. Такая тенденция связана в первую очередь с расширением фирменной сети ОАО «Элема» в различных городах Республики Беларусь и увеличением спроса населения нашей страны на продукцию предприятия (в 2010 г. к уровню 2009 г. продажи на внутренний рынок выросли на 19,9 %). Реализация продукции ОАО «Элема» в страны СНГ осуществляется в основном на рынок России, причем с каждым годом продажи в страны СНГ увеличиваются, а для рынка России характерно снижение продаж в 2009 г. (на 1,3 %) и увеличение в 2010 г. (на 10,0 %).

В 2002 г. на ОАО «Элема» создана и сертифицирована в национальной системе сертификации на соответствие требованиям СТБ ИСО 9001:2001 система менеджмента качества. В 2005 г. проведена ее ресертификация и в декабре 2009 г. проведена повторная сертификация. Уровень научно-технического потенциала можно оценить на основании данных таблицы 2.3.

Таблица 2.3 – Уровень научно-технического потенциала ОАО «Элема»

Наименование показателя

Ед. изм.

 

2008 г.

 

2009 г.

 

2010 г.

Индексы изменения в % к соответствующему периоду

2009/2008

2010/2009

Производство продукции в стоимостном выражении

млн. руб.

44932

56792

62955

126,4

110,9

из общего объема продукции в фактических ценах - сертифицированная продукция

млн. руб.

38147

48103

53323

126,1

110,9

Доля сертифицированной продукции в общем объеме промышленного производства

%

84,9

87,4

87,4

+2,5

-

 

Информация о работе Управление конкурентоспособностью