Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 01:58, курсовая работа
В связи со становлением рыночных отношений в Беларуси начинают формироваться свободные рынки, где управление потоками продукции осуществляется только за счет конкуренции. В настоящее время понятие конкурентоспособности на свободных рынках уже существует, однако отсутствует единый подход в определениях и расчетах уровня конкурентоспособности той или иной продукции. Отсутствует и единый подход к управлению конкурентоспособностью продукции на предприятии.
Данные таблицы 2.1 свидетельствуют о том, что ОАО «Элема» практически половину своей продукции реализовывает в страны дальнего зарубежья, однако продажи в эти страны с каждым годом снижаются (с 49,8 % в 2008 г. до 47,5 % в 2009 г. и до 44,3 % в 2010 г.). Около 30 % продукции ОАО «Элема» реализуется на рынке Республики Беларусь, причем большая часть через фирменную торговлю (более 20 % от общего объема продаж), менее всего через организации потребкооперации.
Реализация продукции ОАО «Элема» в страны СНГ осуществляется в основном на рынок России, причем с каждым годом продажи увеличиваются, а для рынка г. Москвы, наоборот, характерно снижение продаж (в 2008 г. реализация составила 4,2 % всего объема продаж, в 2009 г. продажи снизились до 4,1 % всего объема продаж, а в 2010 г. – до 3,9 % всего объема продаж продукции предприятия). Такая тенденция связана в первую очередь с расширением фирменной сети ОАО «Элема» в различных городах Республики Беларусь и увеличением спроса населения нашей страны на продукцию предприятия.
Изучение конкурентной среды и отслеживание действий конкурентов остается одним из приоритетных направлений в работе маркетинговой службы предприятия. Для укрепления позиций на уже завоеванных сегментах рынка и повышения приверженности покупателей к продукции фирмы «Элема» специалистами предприятия ведется активная коммуникационная политика. Основными конкурентами ОАО «Элема» на внутреннем рынке являются следующие производители швейных изделий: швейное предприятие «Веснянка» (г. Могилев); ОАО «Знамя индустриализации» (г. Витебск); НПКФ «Славянка» (г. Бобруйск); ЗАО «Калинка» (г. Солигорск); «Бугалюкс» (г. Минск); «Скарлет» (г. Минск).
Основными конкурентами ОАО «Элема» на внешнем (российском) рынке являются следующие производители швейных изделий: «Вымпел» (г. Москва); «Салют» (г. Москва); «Большевичка» (г. Санкт-Петербург).
В августе 2010 г. было проведено исследование, целью которого явилось изучение удовлетворенности потребителей ассортиментом продукции ОАО «Элема». Исследование проводилось путем опроса в фирменных магазинах ТЦ «Столица», в ТД «На Немиге», ЦУМе и ГУМе. В каждом из магазинов было опрошено по 100 человек, то есть выборка составила 400 человек. В результате проведения исследования были получены следующие результаты:
1) 33,6 % опрашиваемых пришли в магазин в поисках конкретного изделия; 32,5 % целью посещения магазина назвали ознакомление с ассортиментом; 29,8 % привлекло объявление о распродаже и 4,1 % опрашиваемых указали др. причины посещения магазина (рисунок 2.1);
Рисунок 2.1 – Результаты опроса по поводу цели посещения магазина
2) 68 % посетителей покупали продукцию фирмы «Элема» раньше, из них 85 % остались довольны покупкой, 13 % были не очень удовлетворены покупкой и всего лишь 2 % остались не довольны покупкой (рисунок 2.2);
Рисунок 2.2 – Удовлетворенность покупкой
3) 51 % из числа тех, кто покупал продукцию фирмы «Элема» ранее, делали это в фирменном магазине, 42 % – в других магазинах (универмагах), 5 % – на рынке и 2 % – прочие места приобретения (рисунок 2.3);
Рисунок 2.3 – Результаты опроса по поводу места приобретения покупки продукции ОАО «Элема»
4) о существовании фирменных магазинов 72 % знают давно, 19 % узнало недавно от знакомых, 3 % посетителей были направлены продавцами из других магазинов, 5 % – узнали недавно из рекламных сообщений, прочее – 1 %;
5) 66 % опрошенных были не удовлетворены приходом в магазин, их не устраивало (рисунок 2.4): ассортимент – 16 %, размерно-ростовочная шкала – 24 %, цветовая гамма – 29 %, ткани – 4 %, фасоны – 17 %, расположение магазина – 7 %, прочее – 3 %;
Рисунок 2.4 – Причины неудовлетворенности покупкой
6) 65 % посетителей были готовы совершить покупку, если бы нашли подходящее по размеру и цвету изделие, 7 % опрошенных не знали – купили бы или нет и 28 % не купили бы изделие.
К числу наиболее распространенных пожеланий относятся:
расширить размерно-ростовочную шкалу;
лучше организовать примерку;
периодически обновлять ассортимент;
разнообразить гамму цветов;
выпускать больше молодежных фасонов;
предоставлять больше информации о будущих моделях;
продавать костюмы не в комплекте, а каждое изделие отдельно (так как часто наблюдалось несоответствие размеров между элементами комплекта);
использовать другие выкройки и лекала, так как модели часто плохо сидят;
выпускать большее количество моделей, но меньшими партиями.
На основании полученных данных можно сделать следующие выводы: у ОАО «Элема» есть определенный круг приверженных покупателей, которые периодически заходят в магазин для ознакомления с ассортиментом и которые, к тому же, удовлетворены качеством продукции и знают о существовании фирменных магазинов давно. Однако значительное количество посетителей остается неудовлетворенным посещением магазина, многие из них недовольны размерно-ростовочной шкалой, цветовой гаммой, фасонами, ассортиментом. Объем продаж мог бы значительно увеличиться, предприятие теряет более 50 % своих потенциальных покупателей из-за того, что они не удовлетворены размерно-ростовочной шкалой и цветовой гаммой изделий. На основании результатов исследования можно сделать вывод, что необходимо формировать ассортимент ОАО «Элема» с учетом пожеланий и требований потребителей, расширить размерно-ростовочную шкалу, разнообразить ассортимент, цветовую гамму, подбирать соответствующие росту и размеру фасоны, продавать элементы костюмов отдельно.
В настоящее время, учитывая требования рынка, на предприятии еще более усовершенствована организация производства и труда. Действовавшие ранее цеха-потоки реорганизованы в потоки численностью 40-60 человек (то есть цеха перешли на законченный цикл производства). Для повышения качества продукции, окончательная утюжка перемещена в швейные цеха. Операции влажно-тепловой обработки выполняются на специальных утюжильных столах фирмы “Sussman”, позволяющих обрабатывать ткани, содержащие сложные волокна. Большое внимание стало уделяться промежуточной утюжке деталей и разглаживанию боковых швов до момента соединения изделия с подкладкой. Приобретены спецмашины для выполнения беспосадочных швов, качественного выметывания петель. На предприятии происходит постоянное пополнение и модернизация швейного и технологического оборудования. Для сохранения внешнего вида изделий, в цехах заменена транспортная система, полуфабрикаты находятся и передвигаются к рабочим местам, начиная с монтажной секции, в подвешенном состоянии. Готовые изделия подвергается обработке паровой щеткой. Для снижения стоимости изделий и увеличения ассортимента, в рамках экспериментального цеха создана группа перспективного моделирования. Разработка новых моделей осуществляется с помощью комплекса компьютерного проектирования “ASSIST”.
Данные о производстве промышленной продукции ОАО «Элема» в натуральном выражении представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2 – Производство промышленной продукции ОАО «Элема» в натуральном выражении за 2008–2010 гг.
Наименование показателя | Ед. изм. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | Индексы изменения в % к соответствующему периоду | |
2009/2008 | 2010/2009 | |||||
Производство продукции в натуральном выражении | тыс. шт. | 618 | 588 | 629 | 95,1 | 107,0 |
Коэффициент использования производственных мощностей | % | 97 | 97 | 97 | x | x |
Объемы реализации продукции по рынкам сбыта | тыс. шт. | 647,1 | 591,5 | 646,0 | 91,4 | 109,2 |
- внутренний рынок | тыс. шт. | 203,3 | 187,7 | 225,0 | 92,3 | 119,9 |
- страны СНГ | тыс. шт. | 121,4 | 122,7 | 135,0 | 101,1 | 110,0 |
в том числе Россия | тыс. шт. | 119,8 | 118,2 | 130,0 | 98,7 | 110,0 |
- страны дальнего зарубежья | тыс. шт. | 322,4 | 281,1 | 286,0 | 87,2 | 101,7 |
Данные таблицы 2.2 свидетельствую о том, что в 2009 г. производство промышленной продукции ОАО «Элема» по сравнению с 2008 г. несколько снизилось (с 618 тыс. шт. до 588 тыс. шт. или на 4,9 %), это связано с использованием в производстве новых видов вышивальных машин, что повлекло за собой дополнительные затраты времени у рабочих на освоение нового оборудованию и запланированные показатели по производству продукции не были выполнены, а в 2010 г. по сравнению с 2009 г. увеличилось на 7 %. Загрузка производственных мощностей предприятия осуществляется практически полностью, коэффициент использования производственных мощностей за анализируемые периоды составил 97 %.
Реализация продукции по рынкам сбыта имеет аналогичную тенденцию: снижение в 2009 г. по сравнению с 2008 г. и увеличение в 2010 г. Данные таблицы 2.5 свидетельствуют о том, что ОАО «Элема» практически половину своей продукции реализовывает в страны дальнего зарубежья: 322,4 тыс. шт. в 2008 г., а в 2009 г. продажи в эти страны снизились на 12,8 %. В 2010 г. в страны дальнего зарубежья ОАО «Элема» реализовало 286 тыс. шт. изделий, что выше уровня 2009 г. на 1,7 %, однако ниже, чем в 2008 г. Такая тенденция связана в первую очередь с расширением фирменной сети ОАО «Элема» в различных городах Республики Беларусь и увеличением спроса населения нашей страны на продукцию предприятия (в 2010 г. к уровню 2009 г. продажи на внутренний рынок выросли на 19,9 %). Реализация продукции ОАО «Элема» в страны СНГ осуществляется в основном на рынок России, причем с каждым годом продажи в страны СНГ увеличиваются, а для рынка России характерно снижение продаж в 2009 г. (на 1,3 %) и увеличение в 2010 г. (на 10,0 %).
В 2002 г. на ОАО «Элема» создана и сертифицирована в национальной системе сертификации на соответствие требованиям СТБ ИСО 9001:2001 система менеджмента качества. В 2005 г. проведена ее ресертификация и в декабре 2009 г. проведена повторная сертификация. Уровень научно-технического потенциала можно оценить на основании данных таблицы 2.3.
Таблица 2.3 – Уровень научно-технического потенциала ОАО «Элема»
Наименование показателя | Ед. изм. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. | Индексы изменения в % к соответствующему периоду | ||
2009/2008 | 2010/2009 | ||||||
Производство продукции в стоимостном выражении | млн. руб. | 44932 | 56792 | 62955 | 126,4 | 110,9 | |
из общего объема продукции в фактических ценах - сертифицированная продукция | млн. руб. | 38147 | 48103 | 53323 | 126,1 | 110,9 | |
Доля сертифицированной продукции в общем объеме промышленного производства | % | 84,9 | 87,4 | 87,4 | +2,5 | - | |
|