Учет затрат на производство по системе директ-кост

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 15:53, контрольная работа

Описание работы

В системе учета затрат существует множество методов учета затрат на производство. В общем случае их можно разделить на две группы: методы учета на основе полных и на основе переменных издержек.
В практике отечественного учета существует хорошо разработанная система нормативного учета, во многом схожая с западной системой «standard-costing», что означает учет полных (стандартных или поглощающих) издержек.

Содержание

1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ …………………………………………………. 3
1.1 Учет затрат на производств по системе директ-кост …....…...…… 3
1.2 Выручка от реализации продукции и ее планирование ……...…. 10
2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ …………...…………….....……………………… 16
3 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………….....….…. 22

Работа содержит 1 файл

затраты к.р..docx

— 58.80 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ  …………………………………………………. 3
    1. Учет затрат на производств по системе директ-кост …....…...…… 3
    2. Выручка от реализации продукции и ее планирование ……...…. 10

 

2 ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ …………...…………….....……………………… 16

 

3 СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………….....….…. 22

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

Вопрос 1. Учет затрат на производство по системе директ-кост.

В системе учета затрат существует множество методов учета затрат на производство. В общем случае их можно разделить на две группы: методы учета на основе полных и  на основе переменных издержек.

В практике отечественного учета существует хорошо разработанная система нормативного учета, во многом схожая с западной системой «standard-costing», что означает учет полных (стандартных или поглощающих) издержек. Расчет себестоимости при  данной системе происходит следующим  образом. Берется вся сумма расходов, без деления на постоянные и переменные, и делится на количество произведенной  продукции. В общем-то, эта система  достаточно проста и потому пользуется большой популярностью.

Однако  в мировой практике существует метод, в корне отличающийся от данного  подхода. Чаще всего данный метод  упоминается под названием «direct-costing». Сущность его заключается в принципиально новом подходе к включению затрат в себестоимость. Они разделяются на постоянные, то есть не зависящие от объема выпуска продукции, и переменные, меняющиеся в прямой связи с изменениями объема выпуска. Только переменные затраты включают в себестоимость. Для ее определения сумму переменных затрат делят на количество произведенной продукции. Постоянные же затраты вообще не включают в расчет себестоимости изделий, а как расходы данного периода списывают с полученной прибыли в течение того периода, в котором они были произведены.

Существует  множество мнений о правомерности  такого неполного включения затрат в себестоимость. Основным аргументом против этого выдвигают мысль  о том, что постоянные затраты  тоже участвуют в процессе создания продукции. Проще говоря, без завода и станков ничего бы вообще не создали, а значит, они тоже создают себестоимость наравне с рабочей силой и прочими переменными издержками. Но с другой стороны получается, что постоянные затраты по-разному участвуют в создании себестоимости разного объема одной и той же продукции. То есть если мы производим 20 единиц продукции на одном станке, то стоимость данного станка делится на 20 единиц и в себестоимость одной единицы включается 1:20 стоимости станка. Если же мы будем производить 25 единиц, то в стоимость каждой будет включаться уже 1:25 станка. Но это абсурдно, ведь станок одинаково производит как 20, так и 25 деталей. А значит, будет неправомерно по-разному включать стоимость станка в разное количество деталей. Рассчитать действительное участие постоянных затрат в создании себестоимости практически невозможно, поэтому их стоимость просто списывают из полученной предприятием прибыли.

Система учета переменных затрат «direct-costing»  возникла в США в период Великой  депрессии и получила широкое  распространение в 50-х гг. XX в. Введена же она была в 1936 г. американцем Д. Харрисом.

Для нашей страны «direct-costing» это новый  и, в общем-то, мало известный метод. Но во многих других странах он пользуется большой популярностью. Напр., в настоящее время «direct-costing» широко распространен в Германии. Данный метод применяют здесь 54% предприятий.

Система учета себестоимости «direct-costing»  состоит из нескольких элементов:

  • учета по видам затрат;
  • учета по местам возникновения затрат;
  • учета по носителям затрат (калькулирование себестоимости единицы изделия);
  • учета результатов по носителям затрат;
  • учета результатов за период.

Все эти элементы присутствуют при любых  формах организации учета затрат и результатов, то есть как при  учете полных, так и переменных издержек.

Учет затрат по видам отражает структуру затрат предприятия. Как правило, важнейшими видами затрат, подлежащими учету, являются затраты на материалы, энергию, заработную плату, амортизацию, налоги и прочие.

Конечно, этот перечень может изменяться в  зависимости степени детализации учета. Однако, с точки зрения, применения системы «direct-costing», здесь отсутствуют какие-либо принципиальные особенности по сравнению с системой учета полной себестоимости. Необходимое для организации «direct-costing» разделение затрат на постоянные и переменные не может быть четко проведено в учете по видам затрат. Так как часто один и тот же вид затрат ведет себя по-разному в зависимости от места его возникновения. Поэтому данное разделение можно провести лишь в ракурсе учета мест возникновения тех или иных затрат.

Организация учета по местам возникновения затрат дает возможность контролировать формирование затрат и обоснованно распределять косвенные затраты по носителям затрат, что обуславливает необходимость разделения затрат на постоянные и переменные. Это возможно только на уровне мест возникновения затрат, поскольку лишь так можно определить, как ведут себя затраты различных видов в зависимости от изменения объема производства.

При системе «direct-costing» затраты в местах возникновения затрат подразделяются только на постоянные и переменные. Поэтому этот элемент системы учета затрат и результатов дает информацию для калькулирования себестоимости носителей затрат только по переменным затратам.

Калькулирование себестоимости единицы изделия показывает отнесение затрат на их носители. Под носителями затрат в данном случае подразумевается продукция, работы или услуги предприятия, предназначенные для реализации на рынке. Учет по носителям затрат может быть организован как учет полных или частичных затрат.

При учете полных затрат все возникающие  за отчетный период затраты фирмы  относятся на носителя затрат. Эта  система иногда именуется «затратной статистикой», так как в ней  усредняются затраты по носителям. Именно она поставляет информацию государственным  органам для ценообразования. Однако широко распространено мнение, что для управления предприятием такое калькулирование неприемлемо, так как оно не представляет информацию о том, во что действительно обходится производство отдельных продуктов, их видов или групп.

При калькулировании себестоимости  по методу «direct-costing» постоянные затраты  не распределяются между носителями. При этом варианте калькулирования  исходят из того, что только переменные затраты зависят от загрузки мощностей  или от объема продукции, а поэтому  только они могут быть отнесены на носители затрат. Такой вариант калькулирования  без специальных расчетов предоставляет  необходимую информацию о тенденциях поведения затрат в условиях изменения  загрузки или объема выпуска продукции.

Кроме непосредственного калькулирования  себестоимости продукции система  учета затрат на производство «direct-costing» включает учет финансовых результатов деятельности предприятия.

Информацию  о результатах деятельности невозможно получить без калькулирования себестоимости носителей затрат, так как определение результатов происходит путем сравнения продажной цены изделия и его себестоимости. Учет результатов может быть основан как на учете полной себестоимости, так и на учете переменных издержек.

Если  учет базируется на исчислении полной себестоимости изделий, то выявляется так называемая нетто-прибыль или  соответственно нетто-убыток. Если же результат основан на учете частичных  затрат, то определяется брутто-прибыль (сумма покрытия или маржинальный доход на изделие). Но данные о нетто-прибыли или нетто-убытке не применимы для управления предприятием, когда производственные мощности перегружены или недогружены.

При организации учета результатов  по системе «direct-costing» переменные затраты на единицу вычитаются из цены изделия, и на основе этой разницы  исчисляется брутто-прибыль (сумма  покрытия или маржинальный доход) на изделие. Величина суммы покрытия показывает «вклад» изделия в покрытие постоянных затрат, а значит и в прибыль  предприятия в том же объеме. В этом случае при любой загрузке производственных мощностей имеет место линейная зависимость между величиной суммы покрытия на единицу изделия и общим результатом, так как при линейном поведении выручки и переменных затрат сумма покрытия на единицу изделия постоянна.

Система «direct-costing» предусматривает также учет результатов деятельности предприятия за отчетный период. Цель организации данной подсистемы учета – выявление общего результата предприятия за отчетный период. В случае учета результатов за период на основе полных затрат общую выручку за период сопоставляют с величиной полных затрат. В итоге получают производственный результат за период, который составляет нетто-прибыль. При системе «direct-costing» общую выручку за период сравнивают с величиной переменных затрат, то есть определяют величину брутто-прибыли за отчетный период, для чего общую сумму постоянных затрат за период относят на результаты того отчетного периода, в котором она возникла. 

Система «direct-costing» имеет несколько  отличительных особенностей:

  • разделение производственных затрат на переменные и постоянные;
  • калькулирование себестоимости по переменным затратам;
  • многостадийность составления отчета о доходах.

Первые  две уже рассмотрены, поэтому теперь перейдем к третьей. Многостадийность заключается в том, что в общем виде процесс учета проходит в два этапа. Схематично данный процесс представлен на рисунке 1.

 

 




 

 

Рисунок 1– Общая схема системы «direct-costing»

На  первом этапе устанавливается связь  объема производства готовой продукции  с переменными затратами, отражается рентабельность производства отдельных  видов продукции. На втором этапе  обобщенные на одном счете постоянные расходы сопоставляются с вкладом, полученным от реализации каждого вида продукции. Результат отражает рентабельность всего производства и реализации. Данная двухступенчатая система  может быть разделена и на большее  количество стадий. Подобное деление, явившееся новым этапом в развитии «direct-costing», было предложено немецким ученым-экономистом К. Ате. В результате этого деления появилась система многоступенчатого учета затрат.

В результате ступенчатого построения учета  затрат улучшается подход к анализу  структуры результата (прибыли) предприятия. Можно узнать вносит ли конкретный продукт «вклад» и какой именно в покрытие обусловленных им расходов и далее в покрытие общих постоянных затрат и в формирование прибыли. Он поставляет исчерпывающую информацию для решений о выборе ассортимента, снятия с производства устаревшей продукции  и подготовки к производству новых  изделий. Таким образом, данное деление  позволяет решить множество проблем  и является довольно удобным.

Метод учета затрат «direct-costing» имеет  ряд преимуществ. Так как он определяет себестоимость только по переменным затратам, а постоянные затраты списывает  из прибыли того периода в котором  они были произведены, то при его  использовании не возникает несоответствий истинной прибыли предприятия и  изложенных на бумаге расчетов. Применять «direct-costing» можно на производстве, где имеется много цехов или отделов, где производится широкий ассортимент продукции, который к тому же часто меняется, где нет постоянных объемов выпуска, и где используют складирование непроданной в данный период продукции. Если же у этого предприятия к тому же не полностью загружены производственные мощности, и перед ним стоит дилемма, производить самому или же покупать какой-то из компонентов, необходимых в дальнейшем производстве, а также оно сталкивается с рядом ограничивающих факторов, учитывая которые надо сформировать ассортимент, то в данном случае «direct-costing» просто необходим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 2. Выручка о реализации продукции и ее планирование.

Главным источником формирования валового дохода предприятия является выручка от реализации продукции (работ, услуг).

Реализация продукции  – завершающая стадия кругооборота средств предприятия, имеющая первостепенное значение для нормального его  функционирования. Выручка от реализации продукции (работ, услуг) является важнейшей  финансовой категорией. Она представляет собой сумму денежных средств, поступивших  на счет предприятия за реализованную  продукцию и оказанные услуги. Косвенные налоги не входят в состав выручки от реализации продукции  и учитываются отдельно.

     Выручка от  реализации продукции означает  завершение производственного цикла  предприятий, определенную стадию  кругооборота денежных средств,  возврат авансированных на производство  средств предприятия в денежную  форму и начало нового витка  оборотных средств. Она характеризует  воспроизводственный процесс предприятия  в количественном и качественном  отношении. С количественной стороны  дается представление об объемах  производства в натуральном и  денежном выражении. Качественная  сторона проявляется в потребительских  свойствах продукции и услуг,  так как они находят своих  потребителей.

Существуют разные точки  зрения о понятии реализованной  продукции. Экономическая теория исходит  из того, что в основу определения  сущности реализации продукции (работ, услуг) должны быть положены, во-первых, смена форм стоимости, во-вторых –  смена субъектов собственности. После оплаты покупателем товара товарная форма сменяется денежной. До оплаты товара субъектом собственности  является его производитель, а после  оплаты – покупатель. Совокупность этих двух процессов (смены форм стоимости  и субъектов собственности) является экономической сущностью понятия  реализованной продукции.

Размер выручки от реализации продукции зависит от количества, ассортимента, качества реализуемой  продукции, цены и расчетно-платежной  дисциплины. Количество реализованной  продукции зависит от объема производства (товарной продукции) и переходящих  остатков нереализованной продукции  на начало и конец периода реализации (месяца, квартала, года).

На величину выручки  от реализации продукции влияют многие факторы, как зависящие, так и  не зависящие от деятельности предприятия. К первым можно отнести объем, ассортимент, качество и конкурентоспособность  производимой продукции, уровень цен. К факторам, не зависящим от деятельности предприятия, в свою очередь, относят  перебои в работе транспорта, несвоевременную  оплату продукции вследствие неплатежеспособности покупателей, задержки банковских расчетов и т.д.

Информация о работе Учет затрат на производство по системе директ-кост