Типы корпоративных образований в России и за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 00:25, доклад

Описание работы

1. Типы корпоративных образований в России.
2. Типы корпораций в США.
3. Типы корпораций в Японии и Южной Кореи.
4. Типы корпораций Европы.

Работа содержит 1 файл

2 Типы корпоративных образований в России и за рубежом.doc

— 133.00 Кб (Скачать)

 

4. Характерная особенность германской традиции состоит в тесной связи банков с промышленностью /86/. На основе акционерных, финансовых, а также деловых связей происходит межотраслевая интеграция промышленных концернов с финансовыми институтами в устойчивые горизонтальные корпоративные промышленно-финансовые объединения. Банки принимают участие не только в финансировании инвестиционных проектов, но и в управлении предприятиями. Поэтому центрами создания корпораций в Германии являются, как правило, крупнейшие банки /25/.

Например, вокруг «Deutsche Bank AG» группируются такие известные промышленные концерны как «Bosch», «Siemens»; а вокруг «Dresdner Bank AG» – «Hochst», «Grundig», «Krupp». В свою очередь, вокруг относительно устойчивого ядра – концерна группируется множество крупных и средних компаний. В среднем головные холдинги группы владеют акциями и контролирует деятельность около 150 компаний /168/.

Крупнейшими банками, стоящими во главе трех ведущих корпораций, являются Немецкий (Deutsche Bank AG), Дрезденский (Dresdner Bank AG) и Коммерческий (Kommerzbank AG) банки. На них приходится, соответственно, 1/3, 1/4 и 1/8 акционерного капитала страны /25/.

Кроме трех крупнейших корпораций, во главе которых находятся ведущие банки страны, в Германии существуют и такие группы, где цементирующим звеном является промышленное объединение (концерн), хотя банковский капитал имеет несколько равных ему по силе и значению представителей. К числу таких корпораций можно было бы отнести группы «IG Farbenindustry», «Flick», «Tissen-Oppenhaimer», «Daimler-Chrysler» /25/. Создание региональных корпораций связано с процессом концентрации капитала. Сила и самостоятельность этих корпораций определяются, прежде всего, их тесными связями с правительством земель, а также с местной промышленностью. Создание региональных корпораций на старых землях, прежде всего, удалось в Баварии. Ведущие позиции в кредитной сфере принадлежат двум крупнейшим смешанным банкам – «Баварскому ипотечному и вексельному банку» и «Баварскому банковскому союзу», которые и образовали две корпорации. Координация в немецких корпорациях обеспечивается несколькими механизмами /86/.

Во-первых, наличием сравнительно небольшого круга должностных лиц, являющихся одновременно членами правления различных компаний и фирм, входящих в данную корпорацию.

Во-вторых, координирующую роль выполняют входящие в корпорацию финансово-кредитные институты. Им сегодня принадлежит 30% акций 25 крупнейших промышленных предприятий страны.

В-третьих, внутригрупповой интеграции служит также перекрестное акционирование (взаимоучастие) в капитале.

Рассматривая корпорации Германии, можно сделать вывод, что это не жесткие конструкции, а довольно гибкие образования, маневренность которых в значительной степени обеспечивается банками. Именно под их воздействием происходит поглощение или слияние отдельных компаний, образование крупнейших корпораций.

Финансово-промышленные группы Швеции демонстрируют ряд общих черт с японскими и германскими ФПГ, хотя для этой страны характерно превалирование промышленных групп, связанных с семьями крупных бизнесменов, промышленников и финансистов. Масштабы перекрестного владения акциями среди котируемых на бирже шведских компаний достигают 25% /121/. Основные типы групп в Германии, Швеции и Японии приведены в таблице 2.

Таблица 2 – Типы групп в Германии, Швеции и Японии /86/

Группирующиеся вокруг банка

Группирующиеся вокруг промышленной корпорации

 

Семейные группы

Германия

«Deutche Bank», «BASF», «Flick»

«Genossenshaftshank»,

«Daimler», «Krupp»,

«Hamburger Landesbank», «Gule-Hoffnungs-Hulte», «Landesspark Hochst»

«Mannessmann», «Thyssen»

Швеция

«SNB», «Volvo»,      «Bonnier»,           «Sparbanks»,

«Dunker»

«Gustavsson Lundberg»,   «Mobilia Norberg»

«Olsson Nordstjerman», «Penser Stenbeek»,    «Soderberg Wall»,   «Wallenberg Weil»

Япония

«Mitsubishi Nippon», «Steel»

«Mitsui», «Hitachi»,

«Sumitomo», «Nissan»,

«Fuyo Toyota», «DKB»,

«Matsushita», «Sanwa»

«Tokyu», «Tokai Seibu», «Toshiba-IHI», «IBJ»

 

В таблице 3  приведены сравнительные характеристики рассмотренных выше корпоративных объединений различных стран.

 

Таблица 3 – Сравнительные характеристики корпоративных образований различных стран /86/

Характеристика

Англо-американские корпорации

Немецкие корпорации

Японские корпорации

Система социальных ценностей

Индивидуализм, свобода выбора

Социальное взаимодействие и согласие

Взаимодействие и доверие

Роль трудовых коллективов

Пассивная

Активная

Активная сопричастность

Основной способ финансирования

Фондовый рынок

Банки

За счет близости к властным структурам

Информационная асимметрия

Менеджмент

Менеджмент, «домашний банк»

Главный банк

Временной горизонт инвестирования

Краткосрочный

Долгосрочный

Долгосрочный

Стоимость капитала

Высокая

Средняя

Низкая

Рынок капитала

Высоколиквидный

Ликвидный

Относительно ликвидный

Основная экономическая единица

Компания

Холдинг

Финансово-промышленная группа

Тип инвестиций

Радикальные

Сложные

Инкрементальные

Оплата менеджмента

Высокая

Средняя

Низкая

Структура акционерного капитала

Дисперсная

Существенно сконцентрированная

Сконцентрированная

 

Мощные группировки предприятий наблюдаются и в других странах Европы. Характерная черта развития производства Франции в течение последних десятилетий – формирование и рост групп, которым принадлежит одно из ведущих мест в списке 100 промышленных корпораций Западной Европы. Крупнейшая промышленная группа Франции – «Эльф-Акитен» /121/.

Основная форма группирования предприятий в Италии – концерн. Ведущие позиции среди итальянских концернов занимают «ФИАТ», «Монтэдиссон», «Пирелли». Катализатором интеграции промышленного и банковского капитала Италии стала задолженность банкам крупных частных компаний, которая к началу 80-х годов составила две трети всего их капитала. Банки приобрели также весьма существенную часть и акционерного капитала этих компаний. Представители банков стали наиболее влиятельными членами административных советов крупных промышленных компаний /121/.

Структура  и характер деятельности интегрированных объединений  в различных странах обнаруживают как схожие черты, так и заметные отличия. Эти отличия обусловлены конкретными историческими обстоятельствами формирования корпораций в той или иной стране, особенностями законодательного регулирования корпоративных отношений (в особенности антимонопольным законодательством), степенью развития фондового рынка, ролью финансовых организаций и государства в вопросах корпоративной собственности и управления. В таблице 4 представлены основные характеристики ФПГ различных стран, акцент сделан на формы привлечения капитала, механизм корпоративного управления и преобладающий тип интеграции предприятий, входящих в ФПГ.

Таблица 4 – Основные характеристики финансово-промышленных групп в международном бизнесе /121/

 

Страна

 

Источник капитала

Механизм трансформации капитала

Тип акционерной структуры

 

Ядро ФПГ

Тип головной холдинговой компании

США

Независимые частные инвесторы

Фондовый рынок

Иерархия

Банк

Банковская ХК

Промышленная корпорация

Смешанная либо чистая ХК

Германия

Независимые частные инвесторы

Банковская система

Иерархия с элементами перекрестного участия

Банк

Банк

Промышленная корпорация

Смешанная либо чистая ХК

Япония

Государство

Банковская система

Этархия

Банк

Отсутствует

Южная Корея

Семейный капитал

Прямые инвестиции

Иерархия

Торгово-промышленная компания

Смешанная ХК

Россия

Государство

Ваучерная приватизация, инвестиционные конкурсы

Иерархия

Промышленное либо торговое предприятие

Смешанная ХК

Залоговые аукционы

То же

Банк

Чистая ХК

 

Многолетняя мировая практика деятельности корпораций дала аналитическим и консалтинговым фирмам очень большой материал для обобщения и выработки единых норм и рекомендаций по корпоративному управлению. Так, в США в 1992г. подготовлены Американским институтом права «Принципы управления корпорациями». Регулярно готовит предложения Круглый стол по вопросам бизнеса. Все это создает определенную упорядоченность в понимании сути корпоративных отношений и интересов самых разнообразных структурных категорий общества /121/.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Применение зарубежного опыта в России возможно только с учетом отечественных особенностей, связанных не только с условиями макросреды, но и с разнообразными типами корпоративных сред. Корпоративная среда любой корпорации уникальна, однако можно выделить наиболее стандартные типы, являющиеся основой для «корпоративного творчества».

Таким образом, во многих развитых странах существуют корпоративные образования. Основными инициаторами объединения служат или крупные банки, или крупные промышленные компании. Корпорации могут быть государственными (как правило, контрольный пакет акций принадлежит государству) и частными. Юридический статус корпорации определяет систему налогообложения их прибылей. В отличие от индивидуальных предприятий, чьи доходы облагаются по ставке индивидуального подоходного налога, прибыли корпораций облагаются налогом на прибыль, который отличается от подоходного налога как по величине ставок, так и по количеству льгот и вычетов из налоговой базы или налоговых обязательств.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ КОРПОРАЦИЙ, ДЕЙСТВУЮЩИХ В РОССИИ

 

Признак классификации

Виды корпораций

По широте охвата их деятельности

ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ:

1) корпорация, осуществляющая основную часть своих операций за пределами страны, в которой она зарегистрирована, чаще всего в нескольких странах, где имеет сеть отделений, филиалов, предприятий /15/;

2) по выработанному в ООН определению – корпорация, не зависимая от страны ее происхождения и формы собственности в ней (частная, государственная или смешанная), имеющая отделения в двух или более странах, которые функционируют в соответствии с системой принятия решений, позволяющей проводить согласованную политику и общую стратегию /168/.

К такому типу корпораций можно отнести корпорации «Ford motors», «General motors» и многие другие.

 

МЕЖГОСУДАРСТВЕННАЯ:

1) корпорация, получившая право осуществления деятельности на территории другой страны путем заключения соглашения между государственными органами страны ее регистрации и другой страны /15/;

2) в случае создания международной финансово-промышленной группы на основе межправительственного соглашения ей присваивается статус межгосударственной (международной) финансово-промышленной группы /15/.

Особенности создания, деятельности и ликвидации межгосударственной финансово-промышленной группы устанавливаются указанными соглашениями. Для участников межгосударственной финансово-промышленной группы национальный режим устанавливается межправительственными соглашениями на основе взаимности. К такому типу корпораций можно отнести межгосударственную корпорацию «Вымпел», межгосударственную телерадиокомпанию «Мир», РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром».

 

государственная – корпорация, осуществляющая свою деятельность в масштабах всей страны, в которой она зарегистрирована /15/. В России к этому типу относится, например, ОАО «Пивоваренная компания «Балтика», ОАО «Северсталь» и др. В США к этому типу можно отнести корпорацию «Sears Roebuck» и др.

 

отраслевая – корпорация, сфера деятельности которой находится в рамках одной отрасли национальной экономики, узкодиверсифицированная корпорация /15/. К таким можно отнести ОАО «АвтоВАЗ» и др.

 

региональная – корпорация, в состав которой входят предприятия, зарегистрированные на территории одного региона /15/. Например, ФПГ «Сибирь», ОАО «Алмазы России – Саха», ОАО «Мосэнерго» и др.

 

предприятие – корпорация, представляющая собой самостоятельное предприятие, не являющаяся объединением нескольких юридических лиц /15/. Например, ОАО «Волжский трубный завод», ОАО «Москабельмет» и др.

По типу объединения капитала

Ассоциация – добровольное объединение физических и (или) юридических лиц с целью взаимного сотрудничества при сохранении самостоятельности и независимости входящих в объединение членов /15/.

 

КАРТЕЛЬ – Соглашение между предприятиями одной и той же отрасли о ценах рынка сбыта, объемах производства и обмене патентами при сохранении ими юридической и экономической самостоятельности /15/.

 

КОНГЛОМЕРАТ – одна из форм союза, объединения разнопрофильных фирм, оперирующих на разных секторах рынка. В условиях конгломерата сохраняется высокая степень самостоятельности входящих в него фирм и децентрализация управления /15/.

 

Консорциум – временное объединение компаний, банков и других организаций на основе общего соглашения для осуществления капиталоемкого проекта или совместного размещения займа (несет солидарную ответственность перед заказчиками) /15/.

 

Концерн – крупное объединение предприятий, связанных общностью интересов, договорами, капиталом, участием в совместной деятельности (часто такая группа объединяется вокруг холдинга, держащего акции этих компаний) /15/.

 

Синдикат – объединение предприятий, выпускающих однородную продукцию, в целях организации ее коллективного сбыта через единую торговую сеть /15/.

 

ТРЕСТ – объединение предприятий, фирм, в котором его участники, вошедшие в состав треста, теряют свою производственно-торговую самостоятельность, руководствуются в этих областях своей деятельности решениями управляющего центра /15/. В России наиболее распространены строительные тресты.

 

Финансово-Промышленная Группа:

1) зарегистрированная в установленном порядке в соответствующих органах группа юридически независимых предприятий, финансовых и инвестиционных институтов, объединивших свои материальные ресурсы и капиталы для достижения общей экономической цели. Центральной (головной) компанией в ФПГ может быть как специализированная организация – «управляющая компания», так и входящее в группу производственное предприятие или объединение, банк, финансовая или страховая компания /15/;

2) совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест /15/.

 

Холдинг – акционерная компания, владеющая контрольными пакетами акций и управляющая или контролирующая деятельность других компаний, предприятий с целью осуществления контроля над их операциями. Холдинговая компания может не владеть собственным производственным потенциалом и не заниматься производственной деятельностью /15/.

По целям создания

некоммерческие – корпорации, не рассчитанные на получение прибыли. Это обычно правительственные, городские, муниципальные, политические объединения, а также благотворительные, религиозные, просветительные и другие подобные институты /15/.

 

коммерческие – созданные для извлечения прибыли в ходе осуществления деятельности /15/.

Информация о работе Типы корпоративных образований в России и за рубежом