Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 22:16, курсовая работа
В России очень широко идет процесс формирования рыночных отношений. В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену рыночной экономики – фирме. Именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказывают необходимые услуги. Здесь сосредоточены наиболее квалифицированные кадры, решаются вопросы применения современной, высокопроизводительной техники и технологии экономного расходования ресурсов. В фирме добиваются снижения издержек производства продукции и оказания услуг, здесь разрабатываются планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление – менеджмент.
ВВЕДЕНИЕ
В России очень широко идет процесс формирования рыночных отношений. В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену рыночной экономики – фирме. Именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказывают необходимые услуги. Здесь сосредоточены наиболее квалифицированные кадры, решаются вопросы применения современной, высокопроизводительной техники и технологии экономного расходования ресурсов. В фирме добиваются снижения издержек производства продукции и оказания услуг, здесь разрабатываются планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление – менеджмент.
Так как фирма является опорой предпринимательства и продуктом рыночной экономики, то ее необходимо изучать со всех сторон. Ведь поведение на рынке имеет большое значение не только для предпринимателя и сотрудников фирмы, но и для лучших групп субъектов: домашних хозяйств и государства. Фирма всегда стоит в центре рыночной экономики, и ее функционирование непосредственно сказывается на рыночных отношениях.
Для успешного функционирования в современных условиях работникам фирм требуются глубокие экономические знания. Сегодня выживет лишь та фирма, которая наиболее грамотно и компетентно определяет требования рынка, создадут и организуют производство продукций и окажут услуги, пользующиеся спросом, обеспечивать высоким доходом своих работников.
Цель курсовой работы – закрепление
и углубление знаний в области
экономики, а также изучение особенностей
функционирования фирмы как основного
субъекта рыночной экономики, рассмотрение
показателей эффективности
Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
-определение места фирмы в рыночной системе
-показатели эффективности
Фирма – это хозяйствующий субъект и участник экономического процесса. Как участник экономического процесса фирма является институциональной единицей. На фирме осуществляются различные экономические операции. Как хозяйствующий субъект фирма производит товары, оказывает услуги в целях удовлетворения общественных потребностей. При этом она обладает административной и экономической самостоятельностью, т.е. правами юридического лица. Для фирмы характерны организационно-техническое единство, общность цели деятельности.
Фирма является одной из основ рыночной
экономики: ведь фирма – коммерческое
предприятие, осуществляющее разнообразную
хозяйственную деятельность в качестве
юридического лица. Она представляет
собой организационно-правовую форму
собственности и
Появление фирм тесно связано с
растущим обобществлением производства,
которое проявляется в
1.2 Цели и задачи фирмы
Приступая к созданию фирмы, предприниматель
или группа предпринимателей должны
иметь перед собой четкую и
ясную цель. Эта цель должна быть
подкреплена системой постоянного
получения заказов на их продукцию
или услуги. Намеченный выпуск продукции
или оказание услуг должны быть обеспечены
всеми необходимыми материальными
ресурсами, квалифицированными кадрами.
Наконец, начиная новое дело, следует
продумать возможность
Существенным качеством
Важной задачей фирмы является
обеспечение стабильного
1.3 Что мешает нашим фирмам стать конкурентоспособными
По оценкам экспертов
Ситуация углубляется тем, что
в среднесрочной перспективе
объективные условия
Опережающими темпами будут, скорее всего, расти и цены на ресурсы для производственных целей, в первую очередь на топливо, энергию, землю и т.д. Сохранение конкурентных позиций требует значительного роста эффективности использования этих ресурсов, что, в свою очередь, предполагает коренное техническое перевооружение, смену номенклатуры ее качественных характеристик. В противном случае российские предприятия вряд ли могут выдержать конкуренцию с фирмами крупных развивающихся стран, таких как Китай, промышленность которого создана на более современной технической базе. Кардинальная модернизация производства невозможна без значительных инвестиций, они не являются привлекательным объектом для внешних инвесторов, а собственных средств для решения масштабных задач модернизаций не достаточно.
Выходом из положения могло стать создание в отраслях обрабатывающей промышленности новых, высокоэффективных предприятий, не обремененных наследием устаревшей технической базы и тяжелым финансовым положением. Пока новые предприятия в основном ориентируются на внутренний рынок Россий и/или на импортозамещение, возникая в тех сегментах, которые относительно защищены от внешней конкуренций и не способны радикально изменить сырьевое позиционирование Россий в глобальной экономике. Кроме того, создание новых предприятии тормозится целым рядом факторов, в частности недостаточно благоприятным инвестиционным климатом, высокими административными барьерами, ужесточением доступа к инфраструктуре (инженерные и транспортные коммуникации, энерогообеспечение) и к дешевым источникам топлива (прежде всего газа), обострением дефицита квалифицированных кадров.
1.4 Инвестиции как фактор конкурентоспособности
Несмотря на относительно высокие
темпы роста инвестиций в основной
капитал в последние годы, их объемы
все еще недостаточны для нормального
воспроизводства технической
Для выявления факторов, определяющих склонность предприятий к инвестированию в основные фонды, был проведен анализ с использованием ряда индикаторов интенсивности инвестиций: отношения инвестиций к выручке, инвестиций на одного занятого (на одно рабочее место), инвестиций по отношению к балансовой стоимости основных фондов. При прочих равных (контролировались размер предприятия и его отраслевая принадлежность по группе ОКВЭД) основными мотивационными факторами служат уровень прибыльности предприятия (рентабельность продаж), степень загрузки мощностей (чем более загружены мощности, тем более вероятны инвестиций). Высокие темпы роста производства в предшествующие три года повышают вероятность инвестиций, так же как и высокая доля экспорта в выручке. Другими словами, инвестиций идут в высокорентабельные, быстро растущие производства, в том числе и входящие на внешние рынки, туда, где существующих мощностей уже недостаточно для увеличения выпуска.
Важно отметить, что инвестиций ориентируются
именно на показатели прибыльности, а
не на абстрактный уровень
Относительно низкая инвестиционная активность отражается и в финансовых показателях предприятий. Недостаточность инвестиций обусловлена нехваткой собственных средств для развития и низкой инвестиционной привлекательностью обрабатывающих производств для инвесторов. В целом предприятия, более успешные в производственной деятельности, оказываются более конкурентоспособными и на рынке капитала.
1.5
Социальная ответственность
Одна из главных черт перехода государственной
административно-управляемой
Причем если иметь в виду не какие-либо
отдельные фирмы, а предпринимательский
корпус как таковой, обеспечивающий
в своей совокупности общественное
воспроизводство, которое выступает
в одной из своих ипостасей
как воспроизводство капитала, то
очевидно, что получение прибыли
частными собственниками и предприятиями,
находящимися в государственной
собственности и неизбежно
Однако в ХХ веке перед бизнес-сообществом встало с гораздо большей настоятельностью, чем когда-либо ранее, требование учета не просто рыночного спроса, а всей совокупности потребностей общества, включая его социальные нужды. Условием нормального развития бизнеса стала не только эффективность использования вовлеченных в хозяйственный оборот ресурсов, но и социальная эффективность хозяйствования, его отдача для общества. Более четко, чем когда либо, в общественном сознании формируется социальные требования к бизнесу, экономике, представления о социальной ответственности предпринимателя. Можно говорить о появлении двоякого императива для бизнеса – экономическая эффективность функционирования фирмы и сопутствующее ей социально приемлемое удовлетворение потребительских нужд работников фирмы и всего общества. Возникает понятие социальной эффективности предпринимательской деятельности, т.е. степени выполнения бизнесом его не только экономических, но и социальных функций.
Предприниматель, существуя в обществе
и неизбежно находясь в зависимости
от него, должен с необходимостью не
только развивать свой бизнес, получая
соответствующий
Специфично и положение
В обоих случаях, государство призвано осуществлять регулирующие функций в социально-экономической сфере. При квалифицированном их выполнении в обществе формируется определенный баланс социальных интересов, отражающий взаимообусловленность благоприятного предпринимательского климата и формирования ресурсов для удовлетворения потребностей общества, как через рыночные отношения, так и помимо них. Эта задача очень сложна, тем более если учитывать , что критерии экономической эффективности, диктуемые прежде всего рынком, с неизбежностью оказывают на поведение хозяйствующих субъектов значительно большее влияние, чем регулирующая роль государства, которая ограничена фундаментальными требованиями рынка. Более того, сама общественная польза воздействия государства на экономику определяется в первую очередь тем, насколько успешно оно создает условия для цивилизованного функционирования рыночной экономики, включая охрану прав собственности, свободу предпринимательства, конкурентную среду, исключающую такой уровень монополизации, который способен блокировать соревнование хозяйствующих субъектов за снижение затарт ресурсов и соответствие продукции запросам общества.
Таким образом, государство, с одной стороны, поддерживает функционирование рыночных механизмов, а с другой – ограничивает их либо видоизменяет вектор их действия, исходя из всей совокупности потребностей общества.
Прежде государство, концентрируя в своих руках почти все ресурсы общества, вступало главным поставщиком социальных услуг, одновременно жестко лимитируя их. Обязательные для всех государственные стандарты удовлетворения потребностей населения в виде утверждаемых государственными органами должностных окладов, трудовых норм и расценок, и, соответственно, зарплат, нормативов финансирования учреждений социальной сферы, пенсионного обеспечения и т.д. в значительной мере сдерживали трудовую активность населения, порождали иждивенчество, снижали материальную заинтересованность работников и т.д. Разумеется, большую роль в жизни общества играло то, что населению была государством в значительной мере гарантирована стабильность достигнутого уровня материальной обеспеченности. Естественно, что в глазах населения это представляло большую ценность, которая, впрочем, слабо осознавалась, воспринималась как неотъемлемая черта привычного жизненного уклада. Но нельзя забывать и того, что государство использовало целый ряд инструментов для того, чтобы занижать потребности людей, поддерживать их адаптированность к существующим ограничениям, не допускать практически любых проявлений частной хозяйственной инициативы, которая по сути дела была возможна лишь за рамки закона.