Теоретические подходы к определению эффективности деятельности предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 14:24, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной тематики в настоящее время подтверждена трудами ряда ведущих российских экономистов, которые во главу высокой эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия ставят, прежде всего, эффективную систему технико-экономического обоснования деятельности, которая позволит оптимизировать движение материальных потоков, снизит потери финансовых, материальных и трудовых ресурсов, позволит провести сокращение излишней и неэффективной численности персонала, и как следствие придаст предприятию необходимое движение в сторону повышения прибыльности и эффективности деятельности, а также позволит принимать оперативные управленческие решения по всем аспектам производственно-экономической, финансовой и инвестиционной деятельности.

Содержание

Введение……………………………….……………………………………..3
1 Теоретические подходы к определению эффективности деятельности предприятий………………………………………………………………………5
Рентабельность затрат………………...………………………..6
Рентабельность оборота………………………..……………....6
Рентабельность капитала……………………………………....8
Анализ эффективности деятельности предприятия ОАО «Магнит»…………………………………………………….………….………..10
Анализ рентабельности затрат…………………………..……10
Анализ рентабельности оборота…..………………………….11
Анализ рентабельности капитала……….……………………11
3 Комплексная оценка показателей эффективности деятельности ОАО «Магнит»………………………………………………………………………....13
Заключение………………………………………………………………….21
Список литературы…………………………………………………………23

Работа содержит 1 файл

ОПД курсовая.doc

— 153.00 Кб (Скачать)

 

Содержание

Введение……………………………….……………………………………..3

1 Теоретические подходы к определению  эффективности деятельности предприятий………………………………………………………………………5

    1. Рентабельность затрат………………...………………………..6
    2. Рентабельность оборота………………………..……………....6
    3. Рентабельность капитала……………………………………....8
  1. Анализ эффективности деятельности предприятия ОАО «Магнит»…………………………………………………….………….………..10
    1. Анализ рентабельности затрат…………………………..……10
    2. Анализ рентабельности оборота…..………………………….11
    3. Анализ рентабельности капитала……….……………………11

3 Комплексная оценка показателей  эффективности деятельности ОАО  «Магнит»………………………………………………………………………....13

Заключение………………………………………………………………….21

Список литературы…………………………………………………………23

Приложение …………………………………………………………..…….24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе  хозяйствования основой экономической  политики является повышение эффективности  и качества работы всех звеньев промышленного  производства. Развитие рыночных отношений  повышает ответственность и самостоятельность  предприятий всех форм собственности в выработке управленческих решений по обеспечению эффективности их производственно-хозяйственной деятельности. Действенность этих решений зависят от разнообразных факторов, находящихся в разной степени взаимодействия не только между собой, но и с конечными результатами производства.

Рыночная экономика  и новые формы хозяйствования ставят ряд важнейших проблем  по дальнейшему совершенствованию  теории, методологии и методики экономической  эффективности промышленного предприятия, раскрытию причинно-следственного механизма формирования эффективности производства, его критериев и оценок. Принципы измерения и анализа закономерностей формирования экономической эффективности на современном этапе должны рассматриваться с позиций системного подхода. При этом качественные и количественные приемы анализа указанных закономерностей наилучшим образом сочетаются при применении прикладных аспектов статистического моделирования экономических показателей.

В настоящее время  практика требует разработки целого комплекса вопросов, связанных с особенностями изучения отдельных научно-теоретических и практических проблем повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений. Заслуживает внимания точка зрения тех специалистов, которые считают необходимым сосредоточить исследования в области экономики предприятий на региональных аспектах.

Актуальность данной тематики в настоящее время подтверждена трудами ряда ведущих российских экономистов, которые во главу высокой  эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия ставят, прежде всего, эффективную систему технико-экономического обоснования деятельности, которая позволит оптимизировать движение материальных потоков, снизит потери финансовых, материальных и трудовых ресурсов, позволит провести сокращение излишней и неэффективной численности персонала, и как следствие придаст предприятию необходимое движение в сторону повышения прибыльности и эффективности деятельности, а также позволит принимать оперативные управленческие решения по всем аспектам производственно-экономической, финансовой и инвестиционной деятельности. Безусловна и актуальность решения данных проблем для конкретного экономического субъекта, так как повышение эффективности производственно-хозяйственной деятельности предоставляет экономическому субъекту дополнительные конкурентные преимущества в части повышения качества и достижения максимальных результатов в интересах общества при минимально возможных затратах, а также достигается качественное и полное доведение до конечного потребителя всей гаммы своей продукции с минимальными издержками и в оптимальные сроки. Кроме этого повышается рентабельность деятельности предприятия, как за счет оптимизации работы всех звеньев хозяйствования предприятия, так и за счет более гибкого управления распределением материальных запасов в соответствии со структурой производственного процесса.

Целью курсовой работы является изучение теоретических положений  и разработка методических подходов к повышению эффективности производственно-хозяйственной деятельности.

Для осуществления цели необходимо реализовать следующие  задачи:

- освоить теоретические  основы производственно-хозяйственной  деятельности предприятия;

- изучить показатели  и факторы роста эффективности  производственно-хозяйственной деятельности;

Предметом исследования является процесс повышения эффективности  производственно-хозяйственной деятельности.

 

  1. Теоретические подходы к определению эффективности деятельности предприятий.

 

Основополагающим  принципом формирования системы показателей эффективности и выражения ее сущности на всех уровнях управления экономикой является соотношение конечного результата (в виде объема выпуска или реализации продукции) и эффекта (прибыли) с примененными и потребленными ресурсами (в совокупности или по отдельным видам).

Соотношение показателей  можно исчислять различными способами.

В качестве показателей  эффективности хозяйственной деятельности предприятия приняты показатели прибыли и рентабельности.

В условиях рыночной экономики получение прибыли является основной целью деятельности предприятия. Предприятие самостоятельно устанавливает цены на выпускаемую им продукцию и реализует ее потребителю. Денежные средства, поступающие на расчетный счет предприятия за реализованную продукцию, представляют собой выручку от реализации. Если выручка превышает совокупные затраты предприятия на производство и реализацию продукции, финансовый результат деятельности предприятия свидетельствует о получении прибыли. Если затраты превышают выручку, то финансовый результат деятельности предприятия будет отрицательным и принимает форму убытков. Таким образом, прибыль характеризует превышение доходов предприятия над его расходами.

Рентабельность –  это степень доходности, выгодности, прибыльности бизнеса.

Она измеряется с помощью целой системы относительных показателей, характеризующих эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.), выгодность производства отдельных видов продукции и услуг.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько  групп:

  1. Показатели, базирующиеся на затратном подходе, уровень которых определяется соотношением прибыли к затратам:

- рентабельность отдельных  видов продукции

- рентабельность операционной деятельности

- рентабельность инвестиционной  деятельности

- рентабельность обычной  деятельности

2) Показатели, характеризующие прибыльность продаж, уровень которых определяется  соотношением прибыли с выручкой  от реализации продукции:

- рентабельность продаж отдельных видов продукции

- общая рентабельность  продаж

3) Показатели, в основе которых лежит ресурсный  подход, и уровень которых определяют соотношением прибыли к общей сумме или отдельным частям авансируемого капитала:

- рентабельность совокупных активов (общая)

- рентабельность операционного  капитала, задействованного в основной  деятельности

-рентабельность собственного  капитала.

 

    1. Рентабельность затрат.

 

Рентабельность затрат - коэффициент равный отношению балансовой прибыли от реализации к сумме затрат на производство и реализацию продукции. Данными для его расчета служит бухгалтерский баланс.

Рентабельность затрат показывает сколько предприятие (организация) имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Этот показатель может рассчитываться как в целом по предприятию, так и по его отдельным подразделениям или видам продукции.

Общая формула для  расчета:

 

Рз = (Прибыль до налогообложения / Полная себестоимость проданных товаров) * 100%

 

Формула расчета по данным бухгалтерского баланса:

 

Рз = (стр. 2300 / стр. 2120 + стр. 2210 + стр. 2220) * 100% ,

 

где стр.2300, стр. 2120, стр. 2210, стр. 2220 - поля отчета о прибылях и  убытках (форма №2).

Динамика коэффициента может свидетельствовать о необходимости  пересмотра цен или усилении контроля за себестоимостью продукции.

Увеличение этого показателя в динамике при неизменной величине затрат говорит о повышении объема товарооборота, следовательно, об увеличении прибыли, и наоборот.

 

    1. Рентабельность продаж (рентабельность оборота).

 

Рентабельность продаж - коэффициент равный отношению прибыли от реализации продукции к сумме полученной выручки. Данными для его расчета служит бухгалтерский баланс.

Рентабельность продаж показывает, какую сумму прибыли получает предприятие с каждого рубля проданной продукции.

 

Общая формула расчета  коэффициента:

 

Рпр = (Прибыль от продаж/ Выручку от реализации) * 100%

 

Формула расчета по данным бухгалтерского баланса:

 

Рпр = (стр. 2200/ стр. 2110 ) * 100%,

 

где стр.2200 и стр. 2110 отчета о прибылях и убытках (форма №2).

Рентабельность продаж используется в качестве основного индикатора для оценки финансовой эффективности компаний, которые имеют относительно небольшие величины основных средств и собственного капитала. Оценка рентабельности продаж позволяет более объективно взглянуть на состояние дел.

Показатель рентабельности продаж характеризует важнейший  аспект деятельности компании - реализацию основной продукции.

Ниже представлены варианты изменения рентабельности продаж под  влиянием различных факторов:

1. Увеличение  рентабельности продаж.

a) Темпы роста выручки опережают темпы роста затрат.

Возможные причины:

  • рост объемов продаж
  • изменение ассортимента продаж

При увеличении количества проданной продукции (в натуральном  выражении) выручка возрастает быстрее затрат в результате действия так называемого производственного левериджа.

Основными элементами себестоимости  продукции являются переменные и  постоянные расходы. Изменение структуры  себестоимости может существенно  повлиять на величину прибыли. Инвестирование в основные средства сопровождается увеличением постоянных расходов и теоретически, уменьшением переменных расходов. Однако зависимость носит нелинейный характер, поэтому найти оптимальное сочетание постоянных и переменных расходов непросто.

Кроме простого повышения  цен на уже существующий ассортимент  товаров, компания может добиться роста  выручки за счет изменения ассортимента продаваемой продукции. Данная тенденция  развития предприятия является благоприятной.

б) Темпы снижения затрат опережают темпы снижения выручки.

Возможные причины:

  • рост цен на продукцию (работы, услуги)
  • изменение структуры ассортимента реализации

В данном случае происходит формальное улучшение показателя рентабельности, но снижается объем выручки, тенденцию  нельзя назвать однозначно благоприятной. Для правильно сделанных выводов необходимо проанализировать политику ценообразования и ассортиментную политику предприятия.

в) Выручка увеличивается, затраты уменьшаются.

Возможные причины:

  • повышение цен
  • изменение ассортимента продаж
  • изменение норм затрат

Данная тенденция является благоприятной, и дальнейший анализ следует проводить с целью  оценки устойчивости такого положения  компании.

2. Снижение  рентабельности продаж.

a) Темпы роста затрат опережают темпы роста выручки.

Возможные причины:

  • инфляционный рост затрат опережает выручку
  • снижение цен
  • изменение структуры ассортимента продаж
  • увеличение норм затрат

Информация о работе Теоретические подходы к определению эффективности деятельности предприятий