Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 01:27, курсовая работа
Таможенный союз, таморженно - тарифное регулирование, внешне - экономическая деятельность, договор, импорт, экспорт, таможенна пошлина,торговля, экономика, интеграция. Выпускная квалификационная работа посвящена вопросам Таможенного союза. Объектом исследования является Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии.
В первой главе освещены основные принципы Таможенного союза, показана его организация.
1. Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана
1.1 Предпосылки создания и этапы формирования таможенного союза
1.2 Основы осуществления тарифного регулирования таможенного союза
1.3 Экономические проблемы развития таможенного союза между Казахстаном, Россией и Белоруссией
1.4 Преимущества и недостатки Таможенного союза
2. Анализ работы таможенного союза
2.1 Анализ экономических показателей таможенного союза
2.2 Анализ внешнеэкономической деятельности ООО «Евросервис» в рамках Таможенного союза
3. Проблемы и меры по улучшению работы Таможенного союза
3.1 Проблемы Таможенного союза
3.2 Меры по улучшению работы Таможенного союза
3.3 Перспективы развития
Заключение
Список использованных источников
В настоящее время предприятие импортирует, представляет и реализует товары различных торговых марок. К ним относятся BALMA, Krono-Span, Aigo, NewTop. ООО «Евросервис» также является эксклюзивным представителем на постсоветском пространстве торговой марки «QUBEN» китайской промышленной компании «Shunde Kangye Electrical Appliance Co., Ltd».
Объем продукции импортируемой ООО «Евросервис» с начала его хозяйственной деятельности составляет 2 220 млн. руб.
Рисунок - 1. Объем продукции импортируемой ООО «Евросервис»,
Как видно из диаграммы ведущие позиции в объеме продукции занимают компрессоры и силовая техника. Они также лидируют в объеме продаж.
ООО «Евросервис» является официальным представителем компании "BALMA" (Республика Беларусь) Компания "BALMA" имеет в своем составе 7 заводов в странах СНГ.
Стоит отметить, что на протяжении всей деятельности объем импортируемой продукции из стран ТС увеличивается, что достигается за счет упрощения таможенного ввоза. (см. рисунок 2.)
При импорте товаров из стран - участниц Таможенного союза «ввозной» налог исчисляется и уплачивается в особом порядке. Его отражают в специальной декларации по косвенным налогам, которую сдают в инспекцию не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия импортированных товаров на учет. Вместе с декларацией представляют пакет подтверждающих документов. Уплаченный «ввозной» налог можно зачесть и отразить в составе налоговых вычетов в общей декларации по НДС.
Рисунок - 2. Анализ роста объема импортируемой продукции компании
С началом работы таможенного союза и упрощением ввоза импортируемых товаров, в результате достигнуты следующие положительные результаты:
- повысилась ценовая конкурентоспособность продукции
- увеличился объем продаж товара, что способствовало увеличению доли рынка;
- увеличилась величина балансовой прибыли;
- рентабельность реализации увеличилась с 9,5 % до 12,6 %.
Таким образом, введение Таможенного союза способствовало усилению конкурентных преимуществ предприятия на рынке стран Таможенного союза и привело к повышению эффективности коммерческой деятельности предприятия.
3. Проблемы и меры по улучшению работы таможенного союза
3.1 Проблемы Таможенного союза
Прошел почти год с тех пор, как с первого июля 2010 года вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС). Сегодня можно сказать, что Таможенный союз состоялся де-юре и де-факто. Он стал реальным интеграционным объединением. От прежних попыток интеграции ТС отличает то, что он изначально базировался на едином ТК ТС и единых ставках Таможенного тарифа (ЕТТ). Конечно, есть определенные исключения, которые и раньше создавали проблемы и после первого июля 2011 года, когда был снят контроль с казахстанско-российской границы, будут вносить определенные проблемы в наши отношения. Но в целом создано единое таможенное законодательство.
По большинству вопросов действуют соглашения, уточняющие некоторые положения ТК ТС по отдельным категориям товаров, по особенностям таможенных операций и так далее. Действуют единые ставки ввозных таможенных пошлин. Накоплен опыт взаимодействия между таможенными службами трех стран. Как в рамках подготовки материалов для Комиссии Таможенного союза (КТС), так и в рамках решения оперативно-управленческих вопросов. Самой проблемной страной является Казахстан. Количество ставок единого таможенного тарифа, по которым есть различия, - более 400. В России ставки ввозных таможенных пошлин выше из-за масштаба экономики и того сегмента промышленности, который приходится защищать, регулировать. Конечно, в таких неравнозначных условиях имеются сигналы и признаки, что определенные участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) пытаются незаконно использовать эти различия. Пока до первого июля текущего года сохраняется так называемый «лобовой» контроль на границах Белоруссии и Казахстана, а после этой даты такого контроля на внутренних границах уже не будет, и проблема, актуальная сейчас, останется таковой и после этой даты. Попытки разрешить ситуацию предпринимаются. Между экономическими ведомствами России и Казахстана идет активный переговорный процесс.
Казахстанская сторона на последнем заседании КТС заявила о том, что готова добровольно отказаться от более 200 различий в ставках ввозных таможенных пошлин по тем позициям, которые не являются принципиальными для экономики страны и затраты по администрированию которых будут превышать экономический эффект от них. На сохранении некоторых различий в ставках ввозных таможенных пошлин Казахстан настаивает в силу их важности для экономики. Однако в целом казахстанские партнеры еще не предложили четких и эффективных механизмов контроля, чтобы эти товары не поступали с территории Казахстана на остальную часть единой таможенной территории. Пока казахстанские партнеры предлагают довольно затратные механизмы контроля, например, маркировку. Хотя, казалось бы, с первого взгляда, что это привлекательный механизм. То есть на товары, предназначенные только для внутреннего казахстанского рынка, будут клеиться марки. Но если этот товар попадает в Россию, что с ним делать? А в том, что это произойдет, можно не сомневаться из-за большей привлекательности и платежеемкости российского рынка. Есть и другие предложения, которые в целом характеризуются тем, что проблема контроля мягко перекладывается на плечи России или Белоруссии. Наверное - это лицензирование и квотирование, что казахстанская сторона, в частности, и предлагала по лекарственным препаратам. Здесь необходимо четко определиться, кто будет ввозить в Казахстан, в данном случае лекарства, по пониженным ставкам, в каком объеме и так далее. При таком подходе, по крайней мере, можно зафиксировать текущую годовую потребность экономики Казахстана в том или ином товаре и, уже, исходя из определенной квоты, Казахстан будет отслеживать товары, идущие в страну по пониженным ставкам, и те, которые идут по ставкам, общим для Таможенного союза. Хочу заметить, что эти вопросы решаются в других ведомствах. Но поскольку ФТС России находится на острие проблем, то наши специалисты, безусловно, знают о них, участвуют в обсуждении и предлагают пути их решения. По инициативе ФТС проведена активная работа по выработке соглашения об обмене информацией в рамках осуществления аналитических и иных контрольных функций. Соглашение, в частности, подразумевает, что основные сведения по каждой товарной партии будут доступны таможенным службам трех стран, что позволит взаимно оценивать ситуацию на таможенном пространстве в целом. О том, какие намечаются негативные или положительные тенденции, где необходимо вести переговоры, а где, может быть, необходимо совместными усилиями провести дополнительный контроль. Реализация этого соглашения - большой пласт работы, которая предстоит в отсутствии «лобового» контроля на передовом рубеже, то есть на внутренних границах ТС. В этой связи хотелось бы отметить, что очень серьезно прорабатывался вопрос присутствия российских таможенников на внешних границах ТС вместе с коллегами по Таможенному союзу. Это для того, чтобы таможенные службы трех стран имели возможность отслеживать ситуацию в целом по периметру ТС. Полагаю, что такое сотрудничество повышает доверие друг к другу и сказывается на результатах работы.
Соответствующее соглашение создано и практически готово к подписанию. Есть несколько общих таможенных процессов, которые, собственно, и скрепляют ТС в единое таможенное пространство, начинаясь в одной стране и продолжаясь в другой, – это, в первую очередь, таможенный транзит. На начальном этапе было очень сложно. Но, тем не менее, с января 2011 были доработаны программные средства, и перешли на сквозную процедуру таможенного транзита.В решении проблем таможенного транзита в рамках ТС помог опыт Союзного государства с Белоруссией. Информационные и таможенные технологии здесь отлажены давно, за прошедшие годы накоплен колоссальный опыт. Вначале, конечно, наложение процессов дало некоторый сбой и выявилось много нестыковок и ошибок в программных продуктах. Но тесное взаимодействие трех таможенных служб привело к хорошему результату и ошибки были сведены к минимуму. В этом году технология таможенного транзита будет доработана и усовершенствована, в том числе путем расширения ее возможностей. То есть на уже отработанную технологию будут «нанизаны» новые блоки, такие как, например, обеспечение уплаты таможенных платежей. Уже в ближайшее время соответствующие документы будут подписаны.
Еще один значимый процесс, объединяющий три страны - подтверждение фактического вывоза, то есть речь идет о возврате НДС. Это очень важно для экономик стран-членов ТС в рамках конкурентной борьбы предприятий на внешнем и внутреннем рынках. Даже в рамках Союзного государства не успели до конца сблизить позиции по этому процессу, а когда прибавился Казахстан, стало еще сложнее. Но работа идет, подготовлена нормативная база, и механизм подтверждения фактического вывоза достаточно стабильно действует, правда, главным образом путем пересылки бумажных документов. Внутри каждая страна подтверждает фактический вывоз товара по своим правилам. Если же, например, какое-то российское предприятие осуществляет вывоз товара через Белоруссию, то необходимо получить подтверждение с белорусской границы, а если через Казахстан, то соответственно с казахстанской границы. Белоруссия или Казахстан изымают на границе необходимые документы, формируют реестры и пересылают документы в специально созданный таможенный орган как по белорусскому, так и по казахстанскому направлению. Там эти документы обрабатываются, а потом рассылаются в таможни, где оформлялся товар. Механизм несложный, но, поскольку он завязан на многочисленные пересылки и бумажный процесс, то на первоначальном этапе были серьезные сбои, особенно по казахстанскому направлению. Наши сотрудники на внутренней границе с Казахстаном проявили личное рвение и стали изымать документы, которые должны были изъять казахстанские таможенники, и те, когда к ним пришли товары без документов, не смогли правильно их оформить. Однако сейчас процесс налажен и Южный пост Оренбургской таможни, а также Западный пост Смоленской таможни вышли на стабильный график работы. Тем не менее, не устраивает, что «горы бумаг» кочуют по просторам ТС. В таком виде – это очень уязвимая технология, необходимо переходить на электронное подтверждение фактического вывоза товаров.
В России уже прошла опытную эксплуатацию система контроля за вывозом товаров (СКВВ), позволяющая решать многие задачи, в том числе не допускать двойное подтверждение и превышение при вывозе задекларированного количества товаров. Кроме того, СКВВ будет накапливать информацию о вывезенных товарах, которую таможенные органы смогут в упорядоченном и четком виде передавать налоговым органам. Для того, чтобы налоговые органы не требовали предоставления информации в бумажном виде, необходимо внести изменения в Налоговый кодекс РФ. Это непростой вопрос. Но, консультации идут, и, полагаю, проблему удастся сдвинуть с мертвой точки, поскольку решение вопроса идет в русле поручений руководства страны по автоматизации и информатизации процессов в экономике. Это позволит сделать электронное декларирование более привлекательным для участников ВЭД. Конечно, для таможенного контроля важно не только иметь общую нормативную базу в Таможенном союзе, но и одинаковое ее использование во всех трех странах. Наша задача - обеспечение «равной глубины» таможенного контроля, для того, чтобы у участника ВЭД не было соблазна бегать из России в Казахстан и обратно или в Белоруссию и искать прорехи в нашей обороне. Там, где подходы различаются или ситуация распадается на какие-то местечковые сегменты, появляются такого рода возможности.
С первых дней создания Таможенного союза ФТС России приложила много усилий для того, чтобы убедить своих коллег в необходимости скоординированных подходов к работе, проводимой в рамках системы управления рисками (СУР).
СУР – это основной механизм контроля, избавляющий от избыточных контрольных функций со стороны таможни. Нельзя охватить контролем все сферы торговли, тем более, что затраченные на это средства намного превысят эффект от полученных результатов. Вместе с тем, контроль должен быть эффективным, а наносимые точечные удары целевыми. СУР поддерживает определенный уровень напряжения, достаточный для того, чтобы потенциальные нарушители боялись нарушать законодательство. В ТС работа по сближению позиций и поиску подходов к формированию единой системы СУР складывалась непросто. Однако путем взаимных убеждений, поиска компромиссов удалось создать рабочую группу по вопросам унификации национальных СУР. В нее входят основные подразделения в странах-членах ТС, занимающиеся этим направлением. Рабочая группа готовит методологическую основу для дальнейшего развития СУР, а также конкретные профили рисков, которые будут применяться в ТС. Мы видим ее в качестве одного из элементов Объединенной коллегии Таможенного союза в виде коллегиального органа.
Рабочая группа по СУР выработает механизмы, которые позволят на площадке Объединенной коллегии искать, формулировать и исполнять согласованные подходы по всем вопросам, находящимся в компетенции таможенных служб. В конечном итоге, унификация национальных систем управления рисками позволит обеспечить единообразное применение таможенными администрациями стран-членов ТС законодательства с безусловным соблюдением соответствующих норм и требований, а также обеспечит взаимодействие между их таможенными администрациями при таможенном контроле, чтобы не допустить нарушений в области внешней торговли. Кроме того, это позволит также скоординировать контроль на внешних границах ТС, в том числе осуществлять взаимный мониторинг за таможенными операциями и таможенным контролем на территориях иностранных государств. Завершая разговор о Таможенном союзе, хочу подчеркнуть, что первое июля - это очередной шаг на пути интеграции. Однако и после этой даты будет продолжено технологическое и техническое сближение наших стран.
3.2 Меры по улучшению работы Таможенного союза
Страны ТС - это важный рынок сбыта несырьевых товаров и услуг, в первую очередь машин и оборудования, приоритетная площадка для российских инвестиций, регион, позволяющий реализовывать транзитный потенциал ТС.
К приоритетным вопросам экономического сотрудничества ТС на предстоящий период можно отнести формирование общих рынков труда, транспортных услуг, межрегиональное и приграничное сотрудничество, создание совместных предприятий и промышленно-финансовых групп, транснациональных корпораций. С этой целью предстоит:
- продолжать работу по совершенствованию нормативной правовой базы сотрудничества, дальнейшей либерализации взаимной торговли,;
- предложить странам ТС эффективные антикризисные программы, а возможно и антикризисные кредиты, направленные на минимизацию последствий влияния кризиса на реальный сектор экономики, финансовую и банковскую сферы;
- активизировать участие российских предпринимателей в приватизационных процессах в странах ТС, Белоруссии (промышленные и сельскохозяйственные предприятия), Казахстане (главным образом, организации банковской сферы), и с этой целью обеспечить отечественному бизнесу всестороннюю поддержку;
-сформировать более активную экономическую повестку двусторонних отношений, в том числе заседаний межправительственных комиссий со странами ТС (поддержка реализуемых и намечаемых проектов с участием российского бизнеса, создание выгодных условий для участия российского бизнеса в процессах приватизации и конкурсах по госзакупкам и др.);
- эффективно использовать как важное конкурентное преимущество транспортный и транзитный потенциал Таможенного союза, обусловленный во многом выгодным географическим положением. Речь идет о развитии системы трубопроводного транспорта для расширения рынка сбыта энергоносителей, о создании международных транспортных коридоров для приближения регионов, в первую очередь приграничных, к международным рынкам сырья, товаров и услуг;
- приступить к разработке и реализации крупных инвестиционных проектов в области энергетики, в том числе атомной, транспорта, исследований космоса, нацеленных на реализацию конкурентных преимуществ . Обозначить лидирующую роль России в их финансировании.
Подчинить структуру и ставки таможенного тарифа ТС целям и задачам разработанной Концепции социально-экономического развития до 2020 г. и формируемой на ее основе национальной промышленной политики. Речь, прежде всего, идет о более тщательном учете состояния и специфики отдельных отраслей и производств, по отношению к которым таможенно-тарифное регулирование может в различной степени и комбинации выполнять протекционистские, структурные, стимулирующие или фискальные функции. Положение конкретных отраслей и производств на внутреннем рынке страны определяется, главным образом, уровнем их конкурентоспособности. С точки зрения критерия конкурентоспособности на внутреннем рынке различные виды выпускаемой в ТС продукции сведены в диссертации в пять основных групп, требующих соответствующей расстановки акцентов в таможенно-тарифном регулировании импорта.
Информация о работе Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана