Таможенное регулирование в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2012 в 19:07, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - раскрыть действующую систему налогообложения внешнеторговой деятельности в Российской Федерации, рассмотреть виды таможенных платежей, их классификацию и роль, основные цели и инструменты осуществления таможенного регулирования, а также осветить основные проблемы, связанные с присоединением России к ВТО.

Содержание

1. Введение. 2
2. Цели и функции таможенного регулирования. 3
3. Таможенное регулирование: методы его осуществления. 6
4. Понятие, предмет и метод таможенного права России. 7
5. Таможенные платежи. 11
5.1 Таможенный тариф Российской Федерации. 12
6. Валютный контроль в таможенных органах. 19
7. Присоединение России к ВТО.. 21
7.1 Цель создания и основные функции ВТО.. 21
7.2 Основные проблемы присоединения России к ВТО.. 23
8. Заключение. 26
9. Список источников. 28

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 99.77 Кб (Скачать)

Определять приоритеты развития стране, экономика которой находится  в стадии реформирования, крайне сложно. В течение почти десяти лет (с  момента создания рабочей группы по присоединению России к ГАТТ/ВТО) у членов организации была возможность  ознакомиться с ходом и логикой  развития реформ в России. И если эта логика и достижения реформ свидетельствует  о кардинальных мерах по либерализации  экономики, то как представляется, члены  организации могут пойти и  на уступки в вопросах предоставления переходных периодов для снижения таможенных пошлин.

Второй проблемой является изменение законодательства. В течение 90-ых годов была выстроена юридическая  основа для России как страны с  рыночной экономики. В настоящее  время речь идет о тюнинге этого  законодательства и о его состыковке с нормами и принципами ВТО.

Примером является Таможенный кодекс Российской Федерации, на изменение  которого неоднократно указывали члены  ВТО.

Новый проект Таможенного  кодекса прошел экспертизу различных  западных экспертов работающих по программам технической помощи России и экспертов  международных организаций. И в  целом можно сказать, что он не противоречит нормам и принципам  Конвенции Киото, Соглашения по таможенной оценке, Соглашения по предпогрузочной  инспекции и другим соглашениям  ВТО. Периодический перенос сроков вступления в ВТО, по официальным  данным, обусловлен тем, что представители  ВТО на переговорах с Россией  выдвигают дискриминационные требования и считают их обязательными условиями. При этом важно отметить, что все  эти требования являются не обязательными, а дополнительными, то есть нормы  ВТО не предусматривают от страны-кандидата  их безусловного выполнения.

Есть на переговорах и  реальные проблемы – это вопросы  выравнивания внутренних энергетических тарифов, поддержки сельского хозяйства, проблема интеллектуальной собственности.

По вопросу выравнивания энергетических тарифов позиция  российских переговорщиков справедливо  категоричная. Это требование неправомерно, а следовательно и неприемлемо.

Россия  пытается отбиться от выдвигаемых к ней требований. Так, большие сложности у наших переговорщиков возникли при согласовании с членами ВТО условий доступа на российский рынок иностранных услуг. Российская сторона предполагает по большинству пунктов усиление ограничений, а эксперты чуть ли не в один голос заявляют, что здесь-то как раз крайних мер не требуется.[11]

Государственная Дума третьего созыва провела огромную работу - был принят целый пакет законов, необходимых не столько для присоединения к ВТО, сколько для самой российской экономики: Таможенный кодекс, законы «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», «О защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», «О валютном регулировании и валютном контроле», «О техническом регулировании» и пакет законов, связанных с защитой интеллектуальной собственности.

Однако правоприменительная, судебная и административная практика будут интересовать РФ ничуть не меньше, чем контрагентов по ВТО. Для нас  самих важны перемены в работе российской таможни, улучшение жизни  экспортеров и импортеров, реализация всего принятого законодательства.

Федеральное законодательство в большей части уже скорректировано. Однако работа будет продолжена: вслед  за вступлением в действие нового Таможенного кодекса потребовались  изменения закона о таможенном тарифе, положений об определении таможенной стоимости, окончательно не завершено  законодательное оформление по вопросам интеллектуальной собственности, в  дальнейшей либерализации нуждается  валютное законодательство. Особого  внимания требует нормативно-правовая база регионов России. В настоящее  время ГД РФ приводит разработку законодательства в соответствие с действующими и  будущими международными обязательствами  нашей страны.[8, c.310]

Эта работа должна выполняться  независимо от членства России в ВТО, ибо создание единого правового  пространства на всей территории страны – это одно из главных требований Конституции РФ.

8.  Заключение

Исторически динамика государственного регулирования степени открытости или закрытости экономики (таможенная политика) движется от свободной торговли к протекционизму и наоборот. Однако, как известно, протекционистские  барьеры эффективны в краткосрочном  периоде, они создают временный  эффект, приводящий затем к существенным провалам, будь то таможенная политика, экспорт и импорт товаров, инвестиции.

В настоящее время сложилось  несколько форм протекционизма:

  • селективный протекционизм – направлен против отдельных стран или товаров;
  • отраслевой протекционизм – защищает определенные отрасли (например, автомобилестроение);
  • коллективный протекционизм – проводится союзами некоторых государств в отношении стран, в них не входящих;
  • скрытый протекционизм – осуществляется методами внутренней экономической политики.

Инструменты государственного регулирования международной торговли по своему характеру делятся на тарифные (основаны на использовании тарифов) и нетарифные (все остальные методы). Нетарифные методы государственного регулирования  выключают количественные методы и  методы скрытого протекционизма.

В роли институционального обеспечения таможенной политики выступает  Государственный таможенный комитет: именно им осуществляется протекционистская  политика поощрения отечественного производства через льготные пошлины; меры тарифного и нетарифного  регулирования.

Целями таможенной политики являются обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного  контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории РФ, участие  в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулирование развития национальной экономики, содействие проведению структурной  перестройки и других задач экономической  политики.

В целях совершенствования  фискальной и регулирующей функций  таможенной системы необходимо: последовательно  снижать средневзвешенную и максимальную импортную пошлину; максимально  укрупнить товарные группы; отказаться от прямых и косвенных форм квотирования экспорта и импорта; ликвидировать  все существующие льготы в максимально  короткие сроки; исключить регулятивные функции из компетенции таможенных органов.

Принятая в июне 1998 года новая редакция Киотской конвенции (полное название - Международная конвенция  об упрощении и гармонизации таможенных процедур) поставила перед таможенными  службами мира задачу в полной мере соответствовать требованиям современной  международной торговли. Это подразумевает  внедрение новейших технологий таможенного  оформления и таможенного контроля, стандартизацию и упрощение таможенных процедур, а также установление партнерских  отношений с деловыми кругами.  Российская Федерация предпринимает активные усилия, чтобы стать членом ВТО и соответственно подводит свои стандарты таможенной политики к общепринятым международным стандартам.

Таможенные пошлины и  платежи в 2000-х годах стали  выполнять более серьезную роль,  чем они делали это с начала 90-х. Роль пошлин возросла в связи со стабилизацией структуры импорта и экспорта, а также их объемом. Россия, преодолевая экономический кризис, выходит на качественно новый уровень в таможенных отношениях. Вступление Российской Федерации в ВТО уже можно считать почти свершившимся событием. Следовательно, сильно изменятся  многие  параметры таможенной политики. Вступление в ВТО предусматривает снижение общего уровня таможенных пошлин и платежей. На мой взгляд, российская экономика потерпит  некоторый  ущерб  от этого, но все же это необходимо России для полноценного выхода на международный рынок. Снижение таможенных пошлин приведет к падению доходов на 12-15%, что составит 2-3% от совокупных доходов Федерального бюджета. Тем не менее, Россия получит дивиденды от снижения пошлин странами импортерами нашей продукции. Конечно, первое время это не будет полностью компенсировать наши потери, но в будущем это принесет России значительную выгоду. Стратегической целью для России должен стать приоритет экспорта  не сырьевых ресурсов, а продукции несырьевого производства. И на достижение этой цели должна быть направлена таможенная и экономическая политика государства.

9.  Список источников

1.   Конституция  Российской Федерации, 1993 г.

2.   Таможенный кодекс Российской Федерации, 2003 г.

3.   Таможенное законодательство. СЗА -М., 2003 г.

4.   Габричидзе Б.Н., Черниховский А.Г. «Таможенное право».-М. Издательство «Данилов и К». 2004 г.

5.   Габричидзе Б.Н. «Российское таможенное право». Учебник для вузов. «Норма» - М., 2002 г.

6.   Шапошников Н.Н. «Таможенная политика России». 2003г.

7.   Фомин С.В. «Международные экономические отношения», М. «Юркнига» 2004

8.   Рубинштейн Т.Б. «ВТО: Практический аспект», М. «Гелиос АРС» 2004г.

9.   www.wto.ru

10. www.custom.ru

11. www.rusrev.org

12. www.tkod.ru

13. www.mediatext.ru

14. www.businesspravo.ru

15. www.referent.ru

16.       ФЗ «О таможенном тарифе», в ред. от 07.05.04


Информация о работе Таможенное регулирование в России