Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 21:37, реферат
В современных рыночных условиях руководители предприятий осознают значительную роль планирования в управлении деятельностью всего предприятия. Трудности возникают по вопросам: планировать или нет, и как планировать. Несмотря на имеющуюся экономическую литературу, которая часто описывает зарубежный опыт планирования, в связи с отсутствием собственного, применимого к рыночным условиям, не существует системы планирования, адаптированной к условиям функционирования современных российских организаций.
Введение
Изменения, происходящие в
мировом экономическом
В современных рыночных условиях
руководители предприятий осознают
значительную роль планирования в управлении
деятельностью всего
Изменения, происходящие в
мировом экономическом
Планирование
— это процесс экономического
обоснования рационального
Сущность внутрифирменного планирования заключается в обосновании на предприятии предстоящих экономических целей его развития и форм хозяйственной деятельности, выборе наилучших способов их осуществления на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов и объемов товаров и сроков их выпуска, выполнения работ и оказания услуг и установления показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов.
Внутрифирменное планирование предусматривает не только целостное рассмотрение всех проблем предпрития, но и ориентацию на будущее принимаемых решений.
Внутрифирменное планирование включает в себя :
К задачам планирования как к процессу практической деятельности относятся:
- формулирование состава
предстоящих плановых проблем,
определение ожидаемых
- определение потребности
ресурсов, планирование объемов
и структуры необходимых
- проектирование внедрения
разработанных планов и
2. Классификация внутрифирменного планирования
По содержанию и форме
1. С точки зрения обязательности плановых
заданий:
- директивное
- индикативное планирование
Директивное планирование представляет
собой процесс принятия решений, имеющих
обязательный характер для объектов планирования.
Вся система социалистического народнохозяйственного
планирования носила исключительно директивный
характер. Поэтому за невыполнение плановых
заданий руководители предприятий несли
дисциплинарную, а иногда и уголовную
ответственность. Директивные планы имеют,
как правило, адресный характер и отличаются
чрезмерной детализацией.
Индикативное планирование представляет
собой наиболее распространенную во всем
мире форму государственного планирования
макроэкономического развития. Индикативное
планирование является антиподом директивного,
потому что индикативный план не носит
обязательный для исполнения характер.
В целом индикативное планирование носит
направляющий, рекомендательный характер.
2. В зависимости от срока, на который
составляется план, и степень детализации
плановых расчетов принято различать:
- долгосрочное планирование (перспективное)
- среднесрочное планирование
- краткосрочное планирование (текущее)
Перспективное планирование охватывает
период более 5 лет, например, 10,15 и 20 лет.
Такие планы призваны определять долговременную
стратегию предприятия, включая социальное,
экономическое, научно-технологическое
развитие.
Перспективное планирование следует отличать
от прогнозирования. По форме они представляют
собой один и тот же процесс, а по содержанию
различаются.
Среднесрочное планирование осуществляется
на период от 1 года до 5 лет. На некоторых
предприятиях среднесрочное планирование
совмещается с текущим. В этом случае составляется
так называемый скользящий пятилетний
план, в котором первый год детализируется
до уровня текущего плана и представляет
собой по сути дела краткосрочный план.
Текущее планирование охватывает период
до года, включая полугодичное, квартальное,
месячное, недельное (декадное) и суточное
планирование.
3. По содержанию плановых
решений выделяют:
- стратегическое планирование
- тактическое планирование
- оперативно-календарное планирование
- бизнес-планирование
Стратегическое планирование, как правило,
ориентировано на долгосрочную перспективу
и определяет основные направления развития
предприятия.
Посредством стратегического планирования
принимаются решения о том, как расширить
деятельность в области бизнеса, создать
новые сферы бизнеса, стимулировать процесс
удовлетворения нужд потребителей, какие
усилия следует принять для удовлетворения
рыночного спроса, на каких рынках лучше
действовать, какую продукцию выпускать
или какие услуг оказывать, с какими партнерами
вести бизнес и т.д.
Тактическое планирование. Если стратегическое
планирование рассматривают как поиск
новых возможностей предприятия, то тактическое
планирование следует считать процессом
создания предпосылок для реализации
этих новых возможностей, а оперативно-календарное
планирование– процессом их реализации.В
результате тактического планирования
составляется план экономического и социального
развития фирмы, представляющий программу
производственной, хозяйственной и социальной
деятельности фирмы на соответствующий
период.
Оперативно - календарное планирование.
Оперативно – календарное планирование
(ОКП) является завершающим этапом в планировании
хозяйственной деятельности фирмы. Основная
задача ОКП состоит в конкретизации показателей
тактического плана с целью организации
планомерной повседневной и ритмичной
работы предприятия и его структурных
подразделений.
Бизнес – планирование. Бизнес-план предназначен
для оценки целесообразности внедрения
того или иного мероприятия. Особенно
это касается инноваций, которые требуют
для своей реализации крупных инвестиций.
4.Временная ориентация
идей планирования определяет четыре
вида планирования:
Реактивное планирование – планирование, нацеленное на использование опыта прошлого. Сторонники такого подхода исключают возможность правильного предвидения будущих событий и склонны преувеличивать прошлые достижения. Такой подход возможен и целесообразен при устойчивой внешней и внутренней среде.
Инактивное планирование - полное удовлетворение настоящим. Инактивисты стремятся в максимальной степени сохранить существующий метод принятия решения. В результате организация практически теряет способность приспосабливаться к изменениям.
Преактивное (предупреждающее) планирование – это полный противовес инактивному планированию. Оно направлено на поиск оптимального решения, выбор альтернатив развития. Ему идентично стратегическое планирование.
Интерактивное планирование в зарубежной практике принято называть идеальным. Оно предполагает создать такой прообраз будущего, параметры которого идеальны для производителя.
В теории и практике планирования
могут также выделяться другие виды
планирования, охватывающие как главные,
так и второстепенные аспекты
этого процесса.В частности, планирование
можно классифицировать по следующим
категориям:
По степени охвата:
- общее планирование, охватывающее все
аспекты проблемы;
- частичное планирование,
охватывающее только
По объектам планирования:
- целевое планирование, относящееся к
определению стратегических и тактических
целей;
- планирование средств, относящееся к
определению средств достижения поставленных
целей (планирование таких потенциалов,
как оборудование, персонал, финансы, информация);
- программное планирование, относящееся
к разработке и реализации конкретных
программ, например программ производства
и сбыта;
- планирование действий, например, специальных
продаж, наем кадров;
По сферам планирования:
- планирование сбыта (цели сбыта, программы
действий, расходов на сбыт, развитие сбыта);
- планирование производства (производственной
программы, подготовки производства, хода
производства);
- планирование персонала (потребности,
найма, переподготовки, увольнения);
- планирование приобретений (потребности,
закупок, реализации излишних запасов);
- планирование инвестиций, финансов и
т.д.
По глубине планирования:
- агрегированное планирование, ограниченное
заданными контурами, например, планирование
цеха как суммы производственных участков;
- детальное планирование, например, с
подробным расчетом и описанием планируемого
процесса или объекта;
3. Принципы и функции
внутрифирменного планирования
Планирование, как необходимый элемент
управления выполняет в системе предпринимательской
деятельности ряд важных функций, среди
которых наибольшее значение имеют следующие:
Инициирование – активизация, стимулирование
и мотивация намечаемых действий, проектов
и сделок
Прогнозирование – предвидение и
обоснование желаемого состояния компании
в процессе анализа и учета совокупности
факторов
Оптимизация – обеспечение выбора
допустимого и наилучшего варианта развития
предприятия в конкретной социально-экономической
среде
Координация и интеграция – учет взаимосвязи
и взаимозависимости всех структурных
подразделений компании с ориентацией
их на единый общий результат
Безопасность управления
– обеспечение информацией о возможных
рисках для своевременного принятия упреждающих
мер по уменьшению или предоставления
отрицательных последствий
Упорядочение
– создание единого общего порядка для
успешной работы и ответственности
Контроль – возможность
оперативного отслеживания выполнения
плана, выявления ошибок и возможной его
корректировки
Воспитание и обучение
– благоприятное воздействие образцов
рационально спланированных действий
на поведение работников и возможность
обучении их , в том числе, и на ошибках
Документирование
– представление действий в документальной
форме, что может быть доказательством
успешных или ошибочных действий менеджеров
компании.
Рассмотрим основные принципы планирования.
Принцип единства, т.е. холизма, которые означает, что используемые в планировании показатели надо обосновывать в их единстве, с учетом теоретической и практической взаимозависимости. Разработка плановых показателей должна осуществляться в направлении единого вектора цели. Соблюдение принципа требует координации и интеграции действий служб и подразделений системы, отражаемых в соответствующих плановых показателях. Плановое изменение показателя-фактора обязательно вызывает плановое изменение зависимого показателя деятельности.
Принцип непрерывности определяет процесс планирования как непрерывный, когда на смену одному выполненному плану приходит другой новый план, а на смену второму -- третий и т.д. принцип касается прежде всего планов различного периода: краткосрочный план является частью среднесрочного, а тот, в свою очередь, -- частью долгосрочного. Такое понимание включает и связь планирования с прогнозированием, когда план есть производная от прогноза. Принцип также определяет кругооборот и последовательность этапов планирования. Однако их последовательность важна лишь для разработки отдельного показателя и календарного периода. Этапы планирования показателей разных планов в одной системе могут осуществляться как одновременно, так и различаясь по времени.
Принцип гибкости означает способность плана менять свою направленность при изменившихся условиях деятельности и иметь определенные резервы. Принцип диктует наличие механизма изменения плановых величин, т.е. их возможную корректировку для адаптации к изменившимся обстоятельствам бизнеса. Кроме того, гибкость в планировании означает наличие определенных резервов или ”надбавок на безопасность”, которые должны самортизировать результаты работы при ухудшении условий деятельности.
Принцип точности требует обоснованности, детализации и конкретизации планового показателя. Обоснованность плана в числовом значении означает его соответствие имеющимся ресурсам, в том числе нормальным способностям и трудозатратам исполнителей. Так называемый напряженный план, превышающий эту норму, не оставляет резервов на случай ухудшения обстоятельств, а так называемый заниженный план создает условия для необоснованного поощрения работников без должных усилий с их стороны. Необходимость детализации и конкретизации плана в долгосрочной перспективе выражена менее ярко, чем в краткосрочном периоде. Действие данного принципа усиливается по мере приближения времени плана.
Принцип участия означает, что в разработку плановых показателей должны включаться все специалисты объекта хозяйствования, а при необходимости - специалисты извне и партнеры по бизнесу. В разработке планового документа обязательно участие будущих исполнителей. Это повышает степень их вовлеченности в процесс работы, формирует чувство сопричастности. В ходе такого участия специалисты вносят свои идеи, предлагают свое видение решений проблем, что обогащает и уточняет содержание плана, позволяя создать действительно нужный и реальный документ, объединяющий в себе ракурс позиций структурных подразделений фирмы. в ходе такого участия создается система мер, в выполнении которой будут задействованы подлинные исполнители.
Информация о работе Сущность внутрифирменного планирования в системе управления предприятием