Сущность инвестиций и их роль в рыночной экономике РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:01, курсовая работа

Описание работы

Осуществляемые в Казахстане экономические реформы существенно изменили правовое, финансово-экономическое и социальное положение основного звена народного хозяйства - предприятия, его статус в системе хозяйственного и гражданского оборота. Вместо преобладавших ранее во всех отраслях экономики предприятий, основанных на государственной собственности, возникли и функционируют тысячи предприятий, базирующихся на частной, смешанной, акционерной собственности.

Содержание

Введение
1 Сущность инвестиций и их роль в рыночной экономике РК
1.1 Роль инвестиций в экономике
1.2 Преимущества и недостатки импорта капитала и инвестиции
2 Инвестиционная деятельность в Казахстане
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Экономика курсовая.doc

— 231.50 Кб (Скачать)

Следующим этапом было совершенствование  налоговой системы, так как все  налоги в конечном итоге отражаются на финансовом результате – чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия и которая является одним из источников для осуществления инвестиций.

В РК был принят новый  налоговый кодекс, который разработан в области налогообложения с учетом лучших наработок в этой области, как в нашей республике, так и за рубежом, что, несомненно, улучшило правовую базу налогообложения.

Закон РК “О налогах и  других обязательных платежах в бюджет”  № 2235 от 24 апреля 1995 года, предусмотрел в основном одинаковые ставки налогов, как для резидентов, так и для нерезидентов и других инвесторов.

На улучшение инвестиционной деятельности влияет также и уровень  развития малого и среднего бизнеса  в республике, так как экономика  любого государства не может нормально функционировать и развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса, причем малый бизнес играет все возрастающую роль в экономике республики. Поэтому было принято ряд постановлений, направленных на развитие, улучшение и защиту среднего и малого бизнеса (на поддержку малого предпринимательства).

Но эффективное использование  инвестиционных ресурсов не мыслимо  без Рынка ценных бумаг и в  частности – Фондового Рынка, который в Казахстане, по сути, отсутствует, а значит, это является еще одной проблемой которую необходимо решить.

И вот, в целях реализации стратегии развития Казахстана до 2030 года, 28 января 1998 года за №3834 был принят Указ Президента РК, в котором была принята программа действий и  в том числе в области инвестиционной политики, определены цели и приоритеты. В Указе рассмотрены вопросы по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Республике в условиях рыночной экономики, (наряду с экономическими и социальными вопросами), а также освещены вопросы, связанные с обеспечением эффективной защиты иностранных инвестиций. В разделе “Благоприятный инвестиционный климат” принято решение об ускоренном развитии Фондового Рынка, защите и поддержке малого бизнеса, и др.

Таким образом, в политическом и правовом плане в Республике Казахстан создан весьма благоприятный инвестиционный климат.

Информационно-презентационная  работа по привлечению иностранных  инвестиций

Казахстан активно проводит информационно-презентационные работы по привлечению прямых инвестиций в  приоритетные секторы экономики.

Так, в июне 1997 года в  городе Алматы проведен первый Форум "Казахстанский  инвестиционный саммит", в котором  приняли участие руководители и  представители 52 компаний из 17 стран  и двух международных организаций.

В сентябре 1997 года в Лондоне успешно проведена международная конференция "Инвестируя в Казахстан", главной целью которой было привлечение внимания зарубежных инвесторов к новым инвестиционным возможностям в Казахстане.

В рамках официального визита Президента Республики Казахстан в Соединенные Штаты Америки в вашингтонском университете Галлодет 18-19 ноября 1997 года проведена конференция "Торговые и инвестиционные возможности Казахстана и его геостратегическое значение" с участием крупнейших американских и транснациональных компаний. 27 ноября 1997 года во Франкфурте-на-Майне (Германия) прошла конференция "Казахстан - торговля и инвестиции".

4 июня 1999 года в Алматы  прошел 3-й Международный форум  "Алматинский инвестиционный  саммит". В нем приняли участие  представители 160 компаний из 22 стран.

В июне 1999 года в Лондоне  прошла международная конференция- саммит "Казахстан - новая столица  нового тысячелетия", организованная Казахстаном совместно с компанией ITE. В ней приняло участие более 250 делегатов из Европы и Америки. В целях обеспечения прямого диалога с инвесторами, работающими в Казахстане, а также оперативного решения проблемных вопросов, связанных с инвестиционной деятельностью, Указом Главы государства от 30 июня 1998 года создан Совет иностранных инвесторов при Президенте Республики Казахстан.

В состав Совета входят премьер-министр  и заместители премьер-министра, а также 13 руководителей ведущих  европейских, азиатских и американских компаний, осуществляющих инвестиции в Казахстане, таких, как "ШевронТексако  Корпорэйшн", "Бейкер энд МакКензи", "Дойче Банк Секьюритиз", "АБН АМРО Банк Казахстан", "Бритиш Газ", "Испат Кармет", "Самсунг", "Мицубиси Корпорэйшн", ЕБРР, "ТотальФинаЭльф Казахстан", "Кох Холдинг", Евразийский Банк и "Эрнст энд Янг".

В рамках содействия установлению благоприятного инвестиционного климата в Республике Казахстан путем подготовки предложений и рекомендаций по совершенствованию законодательного режима и системы налогообложения в Совете организованы рабочие группы по следующим вопросам:

·  законодательство;

·  налогообложение;

·  текущая деятельность инвесторов;

·  повышение инвестиционного имиджа страны.

В качестве органов, координирующих деятельность рабочих групп, выступают  Комитет по инвестициям при Министерстве иностранных дел Республики Казахстан и Секретариат Совета иностранных инвесторов при Президенте Республики Казахстан.

Основными задачами Совета являются:

1. внесение на рассмотрение  Президенту Республики Казахстан  предложений по совершенствованию  законодательства, регулирующего вопросы  инвестиционной деятельности, а также предложений по вопросам, связанным с реализацией крупных инвестиционных программ и проектов Республики Казахстан, имеющих международное значение;

2. разработка рекомендаций  по улучшению инвестиционного  климата, а также по стратегии привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Казахстан;

3. выработка предложений  по интеграции экономики страны  в мировые экономические процессы.

На заседаниях Совета обсуждается широкий спектр вопросов, в том числе:

·  улучшение инвестиционного имиджа Республики Казахстан;

·  судебная система Республики Казахстан;

·  улучшение системы налогообложения и налогового администрирования;

·  повышение транспарентности законотворческого процесса;

·  лицензирование ввоза иностранной рабочей силы;

·  предотвращение конфликтов и внесудебное разрешение инвестиционных споров;

·  координация тарифной политики с соседними странами и транспортные тарифы;

·  упрощение процедур по въезду и выезду руководящего звена иностранных компаний;

·  борьба с бюрократизмом и коррупцией;

·  страхование инвестиций от политических и регулятивных рисков.

В течение 2010 года организованы и проведены заседания пяти рабочих групп Совета (по вопросам законодательства, по вопросам налогообложения, по вопросам текущей деятельности иностранных инвесторов, по вопросам повышения инвестиционного имиджа Республики Казахстан, по вопросам нефтегазового сектора). В целом принимаемые в республике меры по созданию благоприятных условий для инвесторов способствовали притоку значительного объема иностранных инвестиций в казахстанскую экономику. В нее вкладывают сегодня свои финансовые ресурсы более 40 стран. Причем государством сделан крен на привлечение прямых инвестиций.

Факторы, влияющие на привлечение  иностранных инвестиций

Хотя Казахстану свойственны изобилие природных ресурсов и стратегическое месторасположение, по мнению многих иностранных инвесторов, инвестиционный климат Республики Казахстан перспективен, но все же нестабилен. Нестабильность сопровождается преобладанием ряда негативных факторов, которые препятствуют притоку иностранных инвестиций в республику. Присутствие этих факторов обусловлено негативной по отношению к иностранным инвестициям внутренней политикой Правительства Республики Казахстан. В результате опроса заинтересованных иностранных инвесторов были выявлены пять основных преград на пути притока иностранных инвестиций в Казахстан:

1) бюрократия;

2) финансовый риск;

3) налоговый и финансовый  режим Казахстана;

4) правовая инфраструктура /темпы перемен в сфере права;

5) валютный контроль.

Два из пяти факторов, не являясь чисто экономическими, оказывают  существенное влияние на приток инвестиций в республику. И хотя такие факторы, как налоговый и финансовый режим  и валютный контроль в Казахстане признаются одними из либеральных в странах СНГ, они также не способствуют притоку иностранных инвестиций. Финансовый риск сопряжен с инфляцией и колебаниями валютных курсов.

Важно отметить, что иностранному инвестору важны не льготные условия  налогообложения, а их стабильное, предсказуемое и экономически эффективное и для государства, и для инвестора состояние. Несомненно, то, что все эти факторы связаны с общеэкономической стратегией правительства, поэтому решение этих проблем нуждается в комплексном подходе. Необходим четкий ориентир, программа действий по привлечению иностранных инвестиций, и на основе этой программы необходимо создавать рычаги управления, привлечения и стимулирования внешних капиталовложений. Такое мнение разделяют многие экономисты.

Не последнюю роль в привлечении иностранных инвестиций, думается, сыграет последовательно проводимый курс на приватизацию собственности и разгосударствление. Создается рыночный механизм регулирования внешнеэкономической деятельности, адекватный современным международным требованиям. Сложный, бюрократизированный, с превалированием административных методов, он постепенно заменяется на простой и понятный для иностранных партнеров, с четким распределением функций.

Но, несмотря на все преобразования, проводимые правительством республики, основой для широкого и всестороннего инвестиционного сотрудничества остаются богатейшие природные ресурсы Казахстана. По выводам специалистов ЮНЕСКО, земля Казахстана при разумном использовании может прокормить более 1 млрд. человек. Всеобщая грамотность населения и одновременно относительная дешевизна рабочей силы, политическая стабильность, отсутствие межнациональных конфликтов – реальные социально-экономические преимущества Казахстана, стремящегося к широкому инвестиционному сотрудничеству с иностранными партнерами.

Нельзя упускать, что  при формировании благоприятного инвестиционного  климата следует учитывать не только внутренние, но и внешние  факторы, способные оказывать на него влияние, общее состояние рынка  мирового капитала и то, что иностранные  инвесторы, расширяя сферу своей деятельности, предпочитают иметь дело со странами со стабильной политической ситуацией и схожими социально-экономическими условиями. Поэтому Казахстану необходимо создать на первых порах привлечения иностранных инвестиций особо льготные для них условия.

Самым главным фактором, препятствующим притоку портфельных  инвестиций в республику, является то, что в Казахстане отсутствует  нормально функционирующий рынок  ценных бумаг - реальная основа для  привлечения подобных инвестиций в  эту область. Несмотря на успешный дебют казахстанских еврооблигаций на мировом рынке капиталов (их выпуск произошел в декабре 1996 г. в Амстердаме) и на мнения специалистов о том, что Казахстан сделал свой первый удачный шаг в развитии интеграции в международный рынок ценных бумаг, внутренний фондовый рынок республики развит недостаточно. Он функционирует на относительно низком уровне и пока не признан на мировом фондовом рынке. Законодательство, регулирующее эту область экономики, находится в стадии становления, нестабильно. Остальные факторы непосредственно вытекают из предыдущего: неопределенность, "непрозрачность" рынка ценных бумаг республики, огромные риски, сопряженные с ними, - все это сдерживает иностранного инвестора от вложения денег в ценные бумаги Казахстана.

Россия является крупнейшим торговым партнером Казахстана, как  по экспорту, так и по импорту. На ее долю приходится более четверти общего объема внешней торговли республики. В прошлом году объем товарооборота  с «северным соседом» составил порядка около 4 млрд. долларов. Из 89 регионов Российской Федерации 72 субъекта имеют торгово-экономические связи с Казахстаном. В свою очередь и Казахстан входит в десятку основных внешнеторговых партнеров России. Удельный вес республики в объеме российской внешней торговли в последние годы составляет 3—4%.

Иностранные инвестиции в экономику Казахстана за последние  три года составляют $4-4,5 миллиарда, в том числе внесено в виде акционерного капитала - 144.3 млн. долл., другого капитала- 256.4 млн. долл. и  реинвестированного дохода - 42.5 млн. долл. В 2003 году из объема освоения прямых иностранных инвестиций в сумме 1236.4 млн. долл., вложенных в отдельные отрасли экономики Казахстана, наибольший удельный вес занимают прямые иностранные инвестиции в металлургическом комплексе (784.6 млн. долл. или 63.5 %) и нефтегазовом (244.8 млн. долл. или 19.8 %), в том числе в 4 квартале из 238.5 млн. долл. соответственно 147.1 млн. долл. или 61.7 % и 42.4 млн. долл. или 17.8 %. В диаграмме ниже приведено освоение иностранных инвестиций Казахстаном в разрезе отраслей за 2003 г.:

Рисунок 1 - Освоение иностранных  инвестиций Казахстаном в разрезе  отраслей

         
       



В отраслевой структуре инвестиций основную долю занимают отрасли черной и цветной металлургия, нефтяная и газовая промышленности по прежнему находится на одном из первых мест по уровню привлекаемых инвестиций. А такие отрасли как строительство и обрабатывающая промышленность получают наименьшее количество иностранных инвестиций. Такие показатели по двум последним отраслям промышленности значительно не меняются последние 5 лет. Инвесторы по-прежнему неохотно вкладывают капитал в эти отрасли.

Информация о работе Сущность инвестиций и их роль в рыночной экономике РК